Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Зуринская средняя общеобразовательная школа имени С.М. Стрелкова
Игринского района республики Удмуртия
Урок-путешествие в 4 классе
по теме «Начало истории человечества»
подготовила
учитель начальных классов
Перевощикова Елена Вячеславовна
с. Зура
2013
Тип урока: изучение нового материала.
Класс: 4
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о науках история и археология, посредством изучения данной темы.
Задачи урока:
-
дать начальные знания о жизни и быте первобытных людей;
-
развитие познавательной активности, логического мышления, речи, умения выражать свои мысли, работать в группе.
-
воспитание любви к предмету.
Оборудование: карта полушарий, тексты №1, 2, 3, мультимедийный проектор, иллюстрации, учебник, выставка книг.
ФОПД: фронтальная, групповая, парная.
МОПД: объяснительно-иллюстративный, игровой.
Структура урока:
-
Организационный момент;
-
Вступительная беседа (мотивация учащихся к учебной деятельности);
-
Сообщение темы урока
-
Изучение нового материала;
-
Первичное закрепление нового материала.
-
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ход урока
-
Организационный момент
Приветствие, проверка подготовки к уроку.
II Вступительная беседа
— Сегодня мы приступаем к изучению второй книги «Мир вокруг нас».
— Откройте книги и посмотрите, что мы будем изучать в этой книге? (историю).
— Вы встречались уже с этим словом? (да)
— Где? Когда? (изучают предмет старшеклассники, при рассказывании говорил «вот какая история со мной произошла», расскажу историю).
Но есть и другое значение этого слова.
— Что же такое история? Чтобы ответить на мой вопрос, возьмите на партах текст под №1 и прочитайте его (текст №1).
Текст №1
История – древнее греческое слово. В переводе оно значит «исследование» и «рассказ о событиях».
История – это наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.
Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История». Он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории».
— Что же такое история?
— Что вы еще узнали?
История – наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.
История – Это дорога во времени. Эта дорога уходит в глубь веков, в седую древность.
Вот по этой дороге мы и отправимся сегодня в путешествие.
III Сообщение темы урока
Посмотрите на иллюстрации, как вы думаете, о чем мы будем говорить?
Прочитайте тему нашего урока. (Начало истории человечества).
(Приложение: слайд №1).
— Сегодня на уроке узнаем о жизни первобытного человека, чем он занимался, какие ученые занимаются изучением древности.
Возьмите приготовленные вами дневники.
Хочу узнать | Узнал | |
|
|
|
— Заполните первый столбик дневника. Что вы знаете по этой теме?
Ответы учащихся.
— Заполните второй столбик.
— Обсудите в парах свои вопросы. Выберите наиболее интересные вопросы.
Вопросы записывает учитель на доске.
IV Изучение нового материала
Отправимся искать ответы на ваши вопросы.
— А как люди узнали о первобытных людях?
(производят раскопки)
— Кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? (археологами)
Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Археологи находят кости первобытных людей, вещи, орудия труда, наскальные рисунки. (Приложение: слайд №2, №3)
На территории Удмуртии археологами следы первобытных людей не найдены, но по соседству в Башкирии есть Каповая пещера, где остались рисунки первобытного человека.
Ученые считают, что древнейшие люди появились свыше двух миллионов лет назад. Следы их существования археологи находят в Африке и Азии. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.
— Откройте учебник на стр.5. Вы видите два рисунка. Кто на них изображен?
(первобытный человек и человек похожий на современного человека)
— Найдите отличительные черты первобытного человека от современного? Выслушать ответы.
Теперь послушаем сообщения о первобытном человеке. Вы внимательно прослушайте их, какие отличия мы еще не назвали?
1 ученик. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и
был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны для труда. Он мог выполнять ими простую работу, хватать,
ударять, рыть землю.
2 ученик. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. Человек говорить еще не мог, он издавал немногие отрывистые звуки. Ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.
— Итак, первобытный человек сильно отличался от нас с вами. Чем отличается человек от животного? (умением работать).
— А как первобытный человек жил? Чем занимался? Чтобы ответить на эти вопросы сейчас вы поработаете с текстом №2 в группах и заполните таблицу, после чтения текста №2.
Текст №2
Заостренный камень, палка-копалка и дубина были первыми орудиями труда человека. Первые орудия труда были простыми, несовершенными. Но ни одно животное не может сделать и простых орудий труда.
С помощью орудий труда люди добывали себе пищу: заостренными палками и камнями выкапывали съедобные корни и клубни растений, сбивали плоды с деревьев, искали яйца птиц и черепах. Такое занятие называлось собирательством – люди собирали то, что давала им природа.
Группы людей, вооруженные дубинками, заостренными палками, камнями охотились на животных. Собирательство и охота были первыми занятиями человека.
Древнейшие люди могли жить только в теплых странах с богатой растительностью, где можно было обходиться без одежды и жилища.
Древние люди могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или были бы уничтожены хищниками. Поэтому они жили группами-коллективами. Коллектив древнейших людей называют человеческим стадом.
Орудия труда | Другие изделия | Занятия | Первобытные люди и их коллективы | |
С древнейших времен до 200 тыс. лет назад | Заостренный камень Палка-копалка Дубина |
| Охота, собирательство | Человеческое стадо |
13-7 тыс. лет назад | Топор, лук, копье, ткацкий станок, плуг, мотыга | Одежда из ткани, глиняная посуда, золотые и серебряные украшения | Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство, ремесла | Род Племя Родовая община |
Выступления от групп. (Приложение: слайд №4,5).
Первобытная история длилась сотни тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды.
— Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории?
Работа с текстом №3. Заполнение таблицы.
Текст №3
Люди стали делать копья, топоры, плуг, ткацкий станок. Позже человек научился делать орудия из металла, изготавливать глиняную посуду, шить одежду из ткани, изготовлять золотые и серебряные украшения.
Люди научились строить прочные дома. Разнообразными стали занятия людей: собирательство, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство. Стали появляться ремесла. Человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников. Такой коллектив называют родом. Несколько родов живших в одной местности, составляли племя.
Выступления от групп. (Приложение: слайд №6,7)
— Какой вывод вы можете сделать после заполненной таблицы?
(учащиеся высказывают свои мнения).
Вывод: история первобытного мира – самая длинная эпоха в истории человечества. Сложный и долгий путь развития прошел человек, прежде чем стал таким, как сейчас.
V Закрепление материала
Работа в тетради. Задание №2.
VI Рефлексия
— Наше путешествие в первобытный мир подходит к концу. Вернемся к нашему дневнику. Заполните 3 столбик. Какое открытие вы сделали для себя? Что узнали? (несколько выступлений учащихся)
Вернемся ко второй колонке.
— Какие вопросы у нас остались без ответов? Где можно найти ответы на эти вопросы?
В этих книгах тоже можете найти ответы на вопросы. (выставка).
Старшие в группах оцените работу членов вашей группы.
Запишите домашнее задание: составьте рассказ о первобытном человеке по рисунку на стр.4, рабочая тетрадь задание 3,4 стр.4 и найти ответы на вопросы, на которые мы сегодня не нашли ответа.
Список используемой литературы
-
Плешаков, А.А., Крючкова, Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-ух частях. – Москва: Просвещение, 2011.
-
Вигасин, А.А, Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира. 5 класс. – Москва: Дрофа, 2009.