Тема: «Иван Третий».

Цель: — познакомить обучающихся с изменениями на Руси во времена Ивана Третьего;

— развивать исследовательские умения, умение делать выводы, развивать устную речь; расширять кругозор;

— воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к историческому прошлому своей Родины

1.Организационный момент.

Начинаем мы опять

Историю страны изучать.

Чтобы всё понятно стало,

Потрудиться надо немало.

-А зачем нужно изучать историю?

2.Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы продолжим изучать историю родной страны.

-Тема урока: «Иван Третий».

-Почему урок будет посвящен этой теме? Какие версии?

— Что мы должны будем узнать на уроке?

3. Проверка домашнего задания.

  • Работа с хронологией.

(988г, 1237г., 15 июля 1240г, 5 апреля 1242г., 8 сентября 1380г.)

  • Тест (3ряд)

  • Фронтальный опрос.

— Кто бросил открытый вызов Орде?

— В чём выражался этот вызов?

— Что происходило в Орде в ту пору?

— Когда стало известно, что Мамай идёт с войсками на Русь?

— С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в разные стороны Русской земли?

— Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагами?

— Где встретились войска?

— Расскажите о битве.

— Каково значение Куликовской битвы?

  • Проверка тест. (ключевое слово – княжество).

— Что означает слово?(словарь Ожегова)

-О каком княжестве мы продолжим сегодня говорить?

4. Изучение нового материала.

— Кто же княжил после Дмитрия Донского?

(Дмитрий Донской- Василий1 – Василий Тёмный – Иван Третий)

— Кем же являлся Иван Третий, если смотреть родословное древо?( правнук Дмитрия Донского)

  • Презентация «Иван Третий» (индив.дом.задание Бойко Роберт)

— Какими качествами обладал Иван Третий?

  • Работа с учебником стр.75 (выборочное чтение: качества характера Ивана Третьего)

— В 15веке положение Руси и Орды становится таким.( схема)

— Расшифруйте.

-(карта) К Московскому княжеству присоединились Ярославское, Ростовское, Тверское княжества, Новгородская республика, Вятская земля.

Эти изменения не остались не замечены ханом Большой Орды. Он продолжал требовать дань и прислал своих послов. По многолетним традициям русские князья должны были выходить на встречу с послами пешком, кланяться, вставать на колени, так и слушать ханские указания. Послам под ноги стелили соболиный мех.

Таких послов и послал к Ивану Третьему хан Ахмат. Иван не только не пошёл на встречу к послам, но и встретив их у себя, сломал басму ( золотую пластину, служившая велительной грамотой), бросил её на землю и сказал: «Объявите хану: что я сделал с басмою, то и с ним будет, если не оставит меня в покое!»

— Как отреагировал хан? (ваши версии)

— Такая смелость рассердила Ахмата. В 1480 году он поднял на ноги всю Орду и повёл к русским границам.

  • Презентация «Стояние на реке Угре» (индив.дом.задание Копнинова Полина)

-Почему хан Ахмат предпринял поход на Русь?

-Где происходила встреча русских и татаро- монгольскихсил?

— В чём преимущество русских войск?

-Какое значение для Руси имело это событие?

Музыкальная физминутка.

Как вы думаете, а почему на физминутке звучала песня о Москве?

— Иван Третий заботился об украшении Москвы. Он понимал, что столица государства должна иметь достойный вид.

-Кто являлся основоположником Москвы?

— Каков был Кремль при его правлении?

— Благодаря кому был деревянный Кремль с дубовыми стенами?

— Каким после стал Московский Кремль? При ком?

— при Иване Третьем Кремль тоже изменил свой облик.

  • Учебник стр.76

-Каким стал Кремль?

— В Москву были приглашены лучшие русские и иностранные зодчие. Москва преображалась.

  • Презентация «Москва» (индив.дом.задание Попова Дарья

— Какие достопримечательности появились в Москве?

  • Учебник стр.77-78

  • -Какие ещё события, новшества произошли при правлении Ивана третьего?

5.Закрепление изученного.

— В начале урока мы выдвинули гипотезу. Подтвердилась?

-Какие перемены произошли на Руси при Иване Третьем?

(- Русь освободилась от Золотой Орды;

-Русь расширила свои владения, стала называться Россией;

-Благоустраивалась Москва;

-Современная символика)

  • Работа в группах (историческое лото)

  • Игра «Скинвейн»

6.Домашнее задание. Учебник стр. 75-78, пересказ

7.Итог.

-Мне хочется, чтобы вы гордились своей страной, её людьми, которые на протяжении многих веков добивались её могущества и великолепия. Очень хочется, чтобы вы, став взрослыми людьми, тоже старались всё делать на благо своей страны и её потомков.

  • Выставка книг

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here