Тема: «Иван Третий».
Цель: — познакомить обучающихся с изменениями на Руси во времена Ивана Третьего;
— развивать исследовательские умения, умение делать выводы, развивать устную речь; расширять кругозор;
— воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к историческому прошлому своей Родины
1.Организационный момент.
Начинаем мы опять
Историю страны изучать.
Чтобы всё понятно стало,
Потрудиться надо немало.
-А зачем нужно изучать историю?
2.Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы продолжим изучать историю родной страны.
-Тема урока: «Иван Третий».
-Почему урок будет посвящен этой теме? Какие версии?
— Что мы должны будем узнать на уроке?
3. Проверка домашнего задания.
-
Работа с хронологией.
(988г, 1237г., 15 июля 1240г, 5 апреля 1242г., 8 сентября 1380г.)
-
Тест (3ряд)
-
Фронтальный опрос.
— Кто бросил открытый вызов Орде?
— В чём выражался этот вызов?
— Что происходило в Орде в ту пору?
— Когда стало известно, что Мамай идёт с войсками на Русь?
— С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в разные стороны Русской земли?
— Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагами?
— Где встретились войска?
— Расскажите о битве.
— Каково значение Куликовской битвы?
-
Проверка тест. (ключевое слово – княжество).
— Что означает слово?(словарь Ожегова)
-О каком княжестве мы продолжим сегодня говорить?
4. Изучение нового материала.
— Кто же княжил после Дмитрия Донского?
(Дмитрий Донской- Василий1 – Василий Тёмный – Иван Третий)
— Кем же являлся Иван Третий, если смотреть родословное древо?( правнук Дмитрия Донского)
-
Презентация «Иван Третий» (индив.дом.задание Бойко Роберт)
— Какими качествами обладал Иван Третий?
-
Работа с учебником стр.75 (выборочное чтение: качества характера Ивана Третьего)
— В 15веке положение Руси и Орды становится таким.( схема)
— Расшифруйте.
-(карта) К Московскому княжеству присоединились Ярославское, Ростовское, Тверское княжества, Новгородская республика, Вятская земля.
Эти изменения не остались не замечены ханом Большой Орды. Он продолжал требовать дань и прислал своих послов. По многолетним традициям русские князья должны были выходить на встречу с послами пешком, кланяться, вставать на колени, так и слушать ханские указания. Послам под ноги стелили соболиный мех.
Таких послов и послал к Ивану Третьему хан Ахмат. Иван не только не пошёл на встречу к послам, но и встретив их у себя, сломал басму ( золотую пластину, служившая велительной грамотой), бросил её на землю и сказал: «Объявите хану: что я сделал с басмою, то и с ним будет, если не оставит меня в покое!»
— Как отреагировал хан? (ваши версии)
— Такая смелость рассердила Ахмата. В 1480 году он поднял на ноги всю Орду и повёл к русским границам.
-
Презентация «Стояние на реке Угре» (индив.дом.задание Копнинова Полина)
-Почему хан Ахмат предпринял поход на Русь?
-Где происходила встреча русских и татаро- монгольскихсил?
— В чём преимущество русских войск?
-Какое значение для Руси имело это событие?
Музыкальная физминутка.
— Как вы думаете, а почему на физминутке звучала песня о Москве?
— Иван Третий заботился об украшении Москвы. Он понимал, что столица государства должна иметь достойный вид.
-Кто являлся основоположником Москвы?
— Каков был Кремль при его правлении?
— Благодаря кому был деревянный Кремль с дубовыми стенами?
— Каким после стал Московский Кремль? При ком?
— при Иване Третьем Кремль тоже изменил свой облик.
-
Учебник стр.76
-Каким стал Кремль?
— В Москву были приглашены лучшие русские и иностранные зодчие. Москва преображалась.
-
Презентация «Москва» (индив.дом.задание Попова Дарья
— Какие достопримечательности появились в Москве?
-
Учебник стр.77-78
-
-Какие ещё события, новшества произошли при правлении Ивана третьего?
5.Закрепление изученного.
— В начале урока мы выдвинули гипотезу. Подтвердилась?
-Какие перемены произошли на Руси при Иване Третьем?
(- Русь освободилась от Золотой Орды;
-Русь расширила свои владения, стала называться Россией;
-Благоустраивалась Москва;
-Современная символика)
-
Работа в группах (историческое лото)
-
Игра «Скинвейн»
6.Домашнее задание. Учебник стр. 75-78, пересказ
7.Итог.
-Мне хочется, чтобы вы гордились своей страной, её людьми, которые на протяжении многих веков добивались её могущества и великолепия. Очень хочется, чтобы вы, став взрослыми людьми, тоже старались всё делать на благо своей страны и её потомков.
-
Выставка книг