Учитель начальных классов Денисенко Жанна Николаевна

МБОУ СОШ №21

Г. Шахты

Тема урока: Океаны и моря – водоемы. Обитатели соленных водоемов.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием океаны и моря и с обитателями соленых водоемов.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство учащихся с особенностями окружающих сушу солёных водоёмов;

  • познакомить с обитателями соленых водоемов

Воспитательные:

  • Воспитание экологической культуры младших школьников;

  • воспитывать любовь к родной земле.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;

  • развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование для учителя: Доска, наглядный материал, презентация.
Учебник окружающий мир 2 класс (авт.Н.Ф. Виноградова)

Оборудование для ученика: Доска, наглядный материал, презентация Учебник окружающий мир 2 класс

Литература: интернет источники

.

Ход урока:

Организационный момент:

Прозвенел весёлый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

Актуализация знаний:

Предлагаю закрыть глаза. (Включается запись морского прибоя, на доске открываются иллюстрации с морскими пейзажами, появляются дары моря – ракушки, морские звезды, морская капуста, кальмары, кораллы).

Как вы думаете, какое путешествие я вам предлагаю совершить?

Прежде, чем его начать мы должны узнать кое – что о морях и океанах

Какова цель нашего урока?(Узнать о новых водоемах).

— Сформулируйте тему урока. (Моря и океаны).

Давайте приступим.

Изучение нового материала:

Загадка:

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся.

Из него воды не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона.

Кругом вода,

А с питьём беда. ( море или океан )

Почему с питьём беда? Вода в море , океане является горько-соленой.

Проведение опыта (учитель 1 ученик демонстрируют)

— Давайте приготовим «морскую воду». Что для этого нам надо? (вода и соль)

— Если размешать 1 столовую ложку соли в 1л воды, то мы получим «морскую воду» (демонстрация опыта). Попробуйте ее на вкус. Опишите ее.

— Налью немного «морской воды» в блюдце и поставлю в теплое место. Что будет происходить с водой? (будет испаряться).

— Предположите, т.е. выдвинете гипотезу, останется ли что-нибудь на дне. (вода испарится) Через некоторое время вернемся к нашему опыту и посмотрим, что останется на дне блюдца.

Если бы всю воду в океанах и морях испарить, то осталось бы столько соли, что расстелив ее на суше, получили бы пласты высотой свыше 150 км.

Послушайте стихотворение ( М.Погарский ) и постарайтесь запомнить названия океанов

Стихотворение «Океаны Земли» (показать на карте)

Спят четыре океана

Синеглазых великана.

Солона у них водица,

Не удастся ей напиться.

Тихий океан к востоку,

Самый сильный и большой.

Атлантический на Запад

С голубой бежит волной.

Океан Индийский к Югу

Занимает синий угол.

А для Северных сторон

Ледовитый шлёт поклон.

-Названия каких океанов вы запомнили? Дети называют, учитель еще раз показывает на карте

Тихий океан – самый большой, самый глубокий.

Атлантический океан – занимает первое место по перевозкам.

Индийский океан получил своё название

Северный Ледовитый – самый маленький, самый холодный, самый мелкий, самый пресный.

-В стихотворении не говорится ещё об одном океане (Южный)

— Так сколько океанов на нашей планете? (5) — Но так было не всегда. Когда ваши родители учились в школе, они говорили, что на Земле 4 океана. Где нам найти информацию, с какого времени считают, что океанов 5? (энциклопедии, Интернет) C 2000 года Международная гидрографическая организация решила разделять Мировой океан на пять океанов

-Как вы думаете каково значение океанов?

Океаны питают сушу влагой, а воздух – кислородом. Не дают океаны замёрзнуть Земле и излишне разогреться, потому что медленно остывают и нагреваются их воды. Многие учёные считают, что жизнь на нашей планете зародилась именно в океане. Богатейший растительный и животный мир океанов, имеющиеся на их дне полезные ископаемые смогут обеспечить человечество в будущем всем необходимым для жизни.

-Как вы думаете, при каких условиях это возможно? (при бережном отношении к морским ресурсам)

Работа с картой полушарий. (слайд )

— А может ли вода каким-то образом попасть из одного океана в другой?

Ещё раз внимательно посмотрите на карту полушарий и вы поймёте, что может.

«Все природные воды, где бы они не находились, теснейшим образом связаны между собой и представляют единое целое. Между океанами нет границ!» В.И.Вернадский ( Высказывание на доске или на слайде)

Наш следующий этап урока – знакомство с морями.

Море – это часть океана, вдающаяся в сушу. Океаны и моря – самые большие водоёмы.

-Когда произносится слово «море», что вы себе представляете?

-Кто из вас был на море? (слайды)

Есть у моря свои законы,

Есть у моря свои повадки.

Человечество издавна манила красота моря. Художники, поэты, писатели, композиторы посвящали этой теме свои произведения. Море бывает разным – тёплым и холодным, гневным и добрым, ласковым и хмурым, нежным и суровым. Сегодня оно лазурное, а завтра – свинцово-чёрное.

Какие моря вам известны?

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Северное, Баренцева, Берингово, Море Лаптевых, Охотское, Карское, Красное, Японское, Карибское, Коралловое. (учитель показывает на карте)

-Какие моря с цветными названиями вы знаете? (Жёлтое, Белое, Красное, Чёрное)

Белое море – священное море Севера. Оно таит в себе много неразгаданных тайн. Своё название получило возможно от цвета белого снега и льда, покрывающих его в зимнее время. (Слайд)

Красное море имеет красный цвет за счёт бурых микроскопических водорослей, которые периодически в нём развиваются. Но это не единственная версия. (Слайд)

Жёлтое море названо так потому, что периодически приобретает желтоватый оттенок глины, которой много на побережье.(Слайд)

Чёрное море получило своё название потому, что в пасмурную погоду поверхность моря темнеет под тёмными тучами. (слайд ) На самом деле это любимое место отдыха. Оно самое ласковое и приветливое.

Конечно, если морскую воду набрать в ладони, то она окажется прозрачной, совсем не имеющей никакого цвета. Только в море или океане она приобретает свой неповторимый оттенок.

А вот вода в Саргассовом море имеет яркий зеленоватый оттенок из-за скопления зелёных водорослей на его поверхности. Их так много, что моряки, впервые оказавшиеся в этом месте, ошибочно принимали его за землю.(Слайд)

— Так что же такое море? (часть океана, водоем с соленой водой)

Физминутка:

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить — нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Но есть ещё одна особенность морей – это их обитатели.

Совершим путешествие в подводный мир видео http://video.yandex.ru/users/4611686018990072092/view/111937617/

Моря и океаны кишат жизнью. Морские глубины – это важная малоизученная природная среда планеты. В которой ещё предстоит множество открытий.

Каждый из многочисленных обитателей океана живёт как бы на своём этаже. От солнечного света зависит существование всего живого. В 5метрах от поверхности освещённость слабеет ровно наполовину, а на глубину 25метров проникает лишь 3% солнечного света.

И сейчас я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, а отвечать вы можете все вместе. (На экране появляются изображения загаданных обитателей морей и океанов).

1. По волнам гуляет зонтик,

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется как крапива. (Медуза)

2. Без воздуха живет она

И, как могила, холодна.

Не пьет, хотя в воде сидит,

В броне, хотя и не звенит. (Рыба)

3. Он плавает на дне глубоком,

А иногда — у берегов.

Он своим могучим током

Разгоняет тьму врагов. (Скат)

4. В глубине, где тишь и мгла,

Море штопает игла. (Рыба-игла)

5. Люд морской встревожен —

Меч плывет без ножен. (Рыба-меч)

6. По сути зверь – а с виду рыба,

Огромен, я его боюсь.

А догадаться вы смогли бы,

Кто пищу цедит через ус? (Кит)

7. Зубы в пасти: в три ряда.

Это не страсти, а беда.

Этот хищник знаменит,

Тем, что он — «морской бандит».

Мускулисты его скулы,

Остерегайтесь встреч с… (Акулой)

8. Подставляя людям спины

В море нас спасут… (Дельфины)

9. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я — … (Осьминог)

Игра «Море волнуется»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте – замри!

Закрепление изученного материала:

Работа с учебником

Прочитаем, что говорится в учебнике об обитателях морей и океанов. О каких обитателях морей вы узнали что-то новое?

Итог урока:

Вот и подошло к концу наше заочное морское путешествие.

Так что же такое море? (часть океана)

Какая особенность морской воды?

Так сколько океанов на нашей планете? (5)

Какого океана раньше не было на карте? (Южного)

Как человек использует моря и океаны?

— добывают пищу;

— делают лекарства;

-перевозят людей и грузы;

-добывают полезные ископаемые.

Каких обитателей морей вы знаете?

А есть ли растения в морях? (Да, в тёплых морях растений много. Это различные водоросли.)

Оцените свою деятельность.

я работал на уроке с желанием, был уверен в себе – зеленый сигнал

я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно — красный

Ваше домашнее задание – подготовить сообщение об одном из обитателей подводного мира. Научитесь находить моря и океаны на карте.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here