ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Наклонения глагола»
-
Ф.И.О. Дереповская Людмила Николаевна
-
Место работы МБУ СОШ №58
-
Должность учитель русского языка и литературы
-
Предмет русский язык
-
Класс 5
-
Тема и номер урока в теме Наклонения глагола (164)
Базовый учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. – М.: Дрофа, 2010
-
Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “ Наклонения глагола”.
9. Задачи:
— обучающие
-
уметь определять наклонение глагола, знать признаки наклонений;
-
повторить орфограммы «правописание приставок на з-с»,
«безударная гласная в корне»,
«правописание безударных личных окончаний глаголов»
-развивающие
-
развивать и совершенствовать орфографическую зоркость учащихся,
-
развивать память и образное мышление детей,
-
развивать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, работать над устной речью учащихся,
-
развивать их творческий потенциал.
-воспитательные
-
прививать интерес к предмету;
-
воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к окружающим,
-
уметь видеть прекрасное вокруг и ценить его.
-
Тип урока
урок обобщающего повторения
-
Формы работы учащихся
Коллективная, индивидуальная
-
Необходимое техническое оборудование
Проектор, экран, компьютеры (с установленными ЭОР для индивидуальной работы учащихся)
-
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1. | Организационный момент
|
| Приветствие (отметить настрой ребят на хорошую работу).
| Подготовленный ученик знакомит всех с правилами, составленными им, по которым класс будет работать на уроке
| 2 мин. |
2.
| Мотивация. Целеполага-ние.
|
| Сообщает, что пришла срочная телеграмма (ученик читает).
| Ученик читает: Ученики формулируют цель урока: определить особенности употребления в речи глаголов разных наклонений.
| 1 мин. |
3.
| Теоретическая разминка | 1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/144d96ee-cf45-4443-b88d-0b4f7c2daa16/index_listing.html
| 1-ая преграда на вашем пути – постовая служба «Стой, кто идет?!» Чтобы попасть в царство, вы должны сообщить пароль: сведения о глаголе.
| Учащиеся выбирают вариант ответа для каждого предложения. Потом выполняют проверку. Неверные варианты указаны красным цветом. У детей есть возможность исправить ошибку.
| 3 мин. |
4. | Лексико-орфографическая работа
|
| Следующая остановка «Подскажи словечко». Задание: вы должны составить словосочетания, используя глаголы с приставками на з/с.
| Задания по группам. Каждая группа составляет словосочетания, потом устно озвучивают ответы. | 5 мин. |
5. | Индивидуальное задание |
| У доски 1 человек работает со словами: привыкайте приглядывайтесь прислушивайтесь прикладывайтесь (Определить наклонение глаголов). | Проговариваем правило правописания этих приставок. Проверка работы у доски.
| 2 мин. |
6. | Работа по развитию речи |
| Мы с вами оказались на станции «Поэтической» (Стихотворение В.Шефнера «Миг»). Давайте послушаем выразительное чтение стихотворения и подумаем, о чем оно, какова его главная мысль? К чему призывает нас автор? Почему автор назвал стихотворение именно так, а не мгновенье, например? — Как вы понимаете выражение: «Впадайте в изумленье»? Подберите синонимы. | Чтение стихотворения В.Шефнера «Миг». Ответы на вопросы по стихотворению.
| 3 мин. |
7. |
|
|
Поработаем с орфограммами в тексте Назовите, какие орфограммы встретились в глаголах? Запишите 2-ое предложение, выполните синтаксический разбор. — Каких знаков препинания не хватает во второй строфе? (Запятые при однородных сказуемых).
|
Учащиеся выполняют орфографический разбор
|
7 мин. |
8. | Актуализация изученного материала. Употребление глаголов в речи. |
| Говоря о мгновении, о настоящем, давайте вспомним, к какому наклонению относятся глаголы настоящего времени, как они изменяются?
Из какой сказки взяты примеры? Глаголы каких наклонений были использованы и почему?
| Дети рассказывают о наклонениях глагола.
Сначала ученики выполняют задание, связанное с понятиями условного, изъявительного и повелительного наклонений. Выполняя тест, ученики по данным признакам определяют вид наклонения. В случае ошибки они имеют возможность ответить еще раз. Потом выполняют тесты, определяя наклонение у глаголов.
| 5 мин. |
9. |
Практическое задание
|
|
Запишите 2-3 предложения о своих мечтах. Начните так: Если бы я был…». Как образуется сослагательное наклонение и что означает?
-Мечтать, конечно, хорошо. Но народная мудрость гласит: «Если бы да кабы, да во рту росли грибы, тогда был бы не рот, а целый огород». Мы приблизились к станции «Народная мудрость». |
Ученики составляют предложения, зачитывают ответы. |
5 мин. |
10. | Проверка домашнего задания | 3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/23b2514a-7392-4035-bd53-cd10c1069c1a/%5BIS-TA_05-11_04%5D_%5BIA_18-AT%5D.swf | Поделитесь народной мудростью с товарищем, пусть он определит наклонение глагола. -Глаголы какого наклонения встречаются в пословицах чаще?
Народ в пословицах использует преимущественно форму повелительного наклонения. Вспомним, какие формы оно имеет. | Ученик называет того, кто будет отвечать, произносит пословицу, проверяет правильность ответа.
Дети отвечают, как образуется повелительное наклонение. Приводят свои примеры по аналогии с предложенными в таблице. | 7 мин. |
11.
12. | Контроль усвоения практических навыков
Выставление оценок. Домашнее задание | 4. http://www.fcior.edu.ru/card/23643/pravopisanie-form-nakloneniy.html
5. http://www.fcior.edu.ru/card/13334/naklonenie-glagola-upotreblenie-nakloneniy-k2.html |
В заключение вспомним о правописании форм наклонений. Выполните задание.
Ученикам предлагается дома выполнить тест по определению наклонений глаголов | Ученики выполняют задания: 1 – они должны вставить «ь» в глаголах повелительного наклонения. При необходимости они могут воспользоваться рубрикой «комментарий», в которой есть подсказка, когда пишется «ь». После выполнения они нажимают кнопку «подтвердить ответ» и получают результат. Потом переходят ко второму заданию: правописание частицы «бы».
Учащиеся могут воспользоваться справкой, где содержится вспомогательный теоретический материал. Они определяют наклонения глаголов, в конце работы указывается. Сколько баллов они набрали. |
5 мин.
1 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
«Наклонения глаголов»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1.
2.
3.
4.
5. | «Понятие о глаголе»
«Наклонения глагола»
«Выражение волеизъявления»
«Правописание форм наклонения глаголов»
«Наклонения глагола. Употребление наклонений» | Тест включает 3 задания, обучающая цель которых: 1) систематизировать общие знания о глаголе как о части речи; 2) получить представление о значениях глагола; 3) обратить внимание на то, что, несмотря на многообразие значений, принятая характеристика глагола «обозначает действие».
Тест включает 2 задания, обучающая цель которых: 1) выучить определения наклонений глагола; 2) научиться видеть в тексте глаголы в формах разных наклонений.
Интерактивная гипертекстовая трёхуровневая таблица, систематизирует способы выражения волеизъявления, открывающиеся вложения содержат текстовые комментарии и дополнительные примеры.
Электронный учебный модуль контрольного типа для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания), по теме «Правописание форм наклонений».
В данном модуле содержится контроль по теме «Наклонение глагола. Употребление наклонений».
| Тест
Тест
Мультимедиа
Модуль
Модуль
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/144d96ee-cf45-4443-b88d-0b4f7c2daa16/index_listing.html
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/083af051-0df6-4060-881c-2452cea32158/index_listing.html
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/23b2514a-7392-4035-bd53-cd10c1069c1a/%5BIS-TA_05-11_04%5D_%5BIA_18-AT%5D.swf
http://www.fcior.edu.ru/card/23643/pravopisanie-form-nakloneniy.html
http://www.fcior.edu.ru/card/13334/naklonenie-glagola-upotreblenie-nakloneniy-k2.html
|