АВТОРЫ: СТАРУН Л.Ю., ДОЛУХАНЯН А.В.
Тема урока: «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ»
Задачи урока:
-
Выявить главные причины, влияющие на размещение растительности по территории нашей страны, основные типы растительности России, в каких условиях они формируются.
-
Продолжить формирование умения рассказывать, вступать в диалог по проблеме единства взаимосвязи человека и природы. Развивать память, мышление, воображение.
-
Воспитывать умение работать в коллективе, развивая такое качество как, взаимопомощь, культура обучения.
-
Создать образ каждой природной зоны; выявить роль природы в жизни людей; воспитывать интерес к изучению природы родной страны. На примере природных зон показать взаимоотношения природы и человека
-
Познакомить уч-ся с природными условиями пустыни, её растительным и животным миром.
-
Развивать речь, память, внимание, коммуникативные навыки
-
Воспитывать чувства товарищества, ответственности за свою группу при работе в паре.
Ход урока
Содержание дидактического момента | Дидактическая задача | Деятель ность учеников | |
I | Организационный момент: Сегодня у нас очень необычный урок. Необычный, во-первых потому, что это одновременно и урок окружающего мира и урок- игра. А во-вторых, что нашему уроку предшествовала очень большая, очень серьезная и ответственная работа. Мы дисциплинированы, активны, работаем быстро, старательно. Все очень внимательны. У всех всё получится.
Скажите, вы любите путешествовать? — Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? — А хотели бы узнать побольше о природе разных материков? — Скажите, без кого нельзя обойтись в путешествии. — Кто сопровождает нас, рассказывает о стране, в которую мы попали? (Гид или экскурсовод) — Сегодня нашим гидом будет….. — При изучении флоры и фауны материка, знания каких учёных нам помогут? — Сегодня юные биологи…….. познакомят нас со своими находками в этой области. Я рада этой новой встрече, | Настроить на урок |
|
II | Сообщение темы и цели: сегодня мы будем закреплять знания о природных зонах территории России.. Мы должны проследить взаимосвязь “Растительность – природа. Природная зона- человек”.
Известный историк В.О. Ключевский писал: “Сила, которая держит, в своих руках колыбель каждого народа, – природа его страны”
Наша задача подтвердить высказывание, оперируя факторами. Поэтому мы сегодня слушаем отчеты географических экспедиций в составе 5-х групп “Арктика”, “Тайга”, “Степь”, “Пустыня”. Наблюдать за работой экспедиции, и оценивать будут научные работники, в составе которых географ, климатолог, биолог, почвовед, социолог. В путешествиях можно многое узнать Цель сегодняшней экспедиции – тундра. Но прежде, чем отправиться в экспедицию — вспомним, какую природную зону мы изучали на прошлом уроке. | Сообщить тему и цель урока |
|
III | Проверка пройденного материала:
Что такое природная зона? Перечислите основные компоненты природной среды. Какие природные зоны размещены по территории России? Как они размещены? Что в первую очередь влияет на размещение природных зон? Какие компоненты природы тесно взаимосвязаны в природе? Составьте ранжированный ряд на доске с помощью карточек ГП, рельеф, климат, почва, растения, животные.
| Повторить изученный ранее материал, развитие памяти, логического мышления, речи | Устно отвечают на вопросы. |
IV | Для работы над проектом были сформированы группы по 2-3 человека различного уровня компетенции, учитывая их личные симпатии, чтобы в каждой группе были ребята с различными интересами (“технари”, “дизайнеры”, “ораторы”). Это позволило распределить роли в группах, максимально учитывая способности детей, тем самым, давая возможность каждому из них почувствовать себя успешным. В то же время каждому учащемуся пришлось в своей деятельности использовать компьютер, беря на себя техническую, оформительскую или информационную часть работы, организуя поиск материала и создание конечного продукта Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала: Учитель: Чем запоминается Россия? Неброской красотой природы, синевой бесчисленных озёр. Время словно остановилось в небольших затерянных среди лесов деревеньках. В строгости и величии древних городов. Новостройках, затерявшихся среди болот. “Живая природа” сопровождает человека. Принято считать, что главное в “живой природе” – растительность, флора. О ней говорят названия природных зон — тайга, степь, лесостепь и.т.д. Поэтому мы заслушаем результаты исследований научных экспедиций. | Эмоционнальный настой на сознательное усвоение м-ла, работу в группах | Слушают учителя. |
V | Усвоение новых знаний: Перед нами группа географических экспедиций “Арктика”, начальник экспедиции предлагает свой отчёт. Задание группе “Арктика”
Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно – островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до минус шестидесяти, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля). “Путешествие по тундре. Животный мир” – Так что же такое тундра? Ученик: Тундра в переводе от финского – безлесная голая возвышенность, с характерным безлесьем в субарктическом поясе Северного полушария. .Занимает площадь около 3 млн. км2, протягиваясь вдоль северного побережья Северной Америки и Евразии сплошной полосой шириной до 500 км. Тундра встречается также на некоторых островах близ Антарктиды. В горах образует высотный пояс (горная тундра). – (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.) – Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». – В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного полярного круга.) Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону. (Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.) – Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание. А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. – Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.) – Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим небольшую схему:
Работа по группам. – А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить: Что растет? Кто живет? Как живут?
– Расскажите о жизни животных в тундре. 1 ученик: Горностай – хищное млекопитающее семейства куньих, по внешнему виду похож на ласку, но крупнее. Горностай отличается черным кончиком хвоста. масса до 260 г. Как и ласка, зимой горностай белеет. 2 ученик: Лемминги, группа млекопитающих подсемейства полевок. Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Они питаются травой, ягодами, корой; активны весь год. 3 ученик: Песец, хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков – от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, жёлтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми. 4 ученик: Северный олень – парнокопытное млекопитающее семейства оленевых. Длина тела 150–220 см, высота в холке – 80–150 см, масса до 220 кг. Волосяной покров зимой густой, с хорошо развитым подшерстком, светлый с тёмными пестринами. На шее образуется грива. Летом мех короткий, бурый с различными оттенками серого. Рога у самцов такие же, как и у самок. – Как растения приспособились к суровым условиям тундры? – Если бы вам пришлось жить в тундре, то кем бы вы хотели быть? Почему?
Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска. Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска. Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска. Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
Рассказ ботаников: В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала, закрепление карточек на стенной карте). Все растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. – Какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.) Рассказ зоологов: Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек и закрепление их на стенной карте). Белая куропатка — растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова — хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец — хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень — низкорослое животное, травоядное — питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега. – Как приспособились к жизни представители животного мира? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей — густой мех.) Физкультминутка Поработали мы дружно Далее шепотом: Наступает, наступает, Рассказ экологов: Основное занятие населения тундры – оленеводство (показ фотографии). Еще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы:
Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографии). – Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.) – Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями. Самостоятельно запишите в тетрадь растения и животных, которых вы запомнили. Задание группе “Тайга”.
Задание группе “Степь”.
В жаркие дни знойного лета воздух напоен горьким ароматом. Это полынная степь. Все тихо и спокойно. В жаркие дни знойного лета воздух напоен горьким ароматом. Это полынная степь. Все тихо и спокойно. Задание группе “Пустыня”.
| Опережающее задание | 5 человек в группе (по 1 мин) время ограниченно |
VI | Первичная проверка понимания. Учитель: Слушая отчёты экспедиции, мы незаметно подошли к пониманию того, что удивительна и разнообразны природные зоны России, но прикосновение к ней должно быть бережное. Будущее процветание человечества возможно только при разумном сочетании древнего гуманного отношения к природе. Земля – наш дом, человек должен осознавать свою ответственность перед потомками. Возвращаюсь к словам Ключевского: “Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, – природа его страны” А теперь ответим на вопросы. Что такое природная зона? Как размещаются природные зоны по территории России? Какие природные зоны размещаются по территории России? А теперь отгадайте какая это природная зона?( Показ слайдов) | творческая работа | Заполняют таблицу |
VII | Подведение итогов: – Как вы оценили себя сами? (самооценка) – Как оценили вас научные работники? |
|
|
VIII | Рефлексия: что понравилось? что не понравилось в уроке? Наш урок я хочу закончить словами, являющими эпиграфом нашего урока, и с которыми Вы не можете не согласиться. “Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти”.
|
|
|
IX | Инструктаж о выполнении д/з
|
|
|
|
|
|