Конспект урока литературы в 5 классе
Тема: «А.Блок. Летний вечер»
Цель: — углубить представление учащихся о творчестве А.Блока;
— обучение анализу лирического произведения;
— развитие творческих способностей учащихся;
— воспитание любви к Родине.
Оборудование: репродукции картин, учебник, тетрадь по литературе.
Программа урока
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя о Блоке А., его творчестве.
3.Игра «Согласен – не согласен».
— Блок родился в 1880 году.
— Детство поэта прошло в имении Ясная Поляна.
— Бекетов, дедушка Блока, был профессором Петербургского университета.
— Дед А.Блока дружил с выдающимся химиком Д.С.Менделеевым.
— Бекетов не хотел, чтобы внук стал учёным.
— В доме Бекетовых не любили художественную литературу.
— В 6 лет Блок стал сочинять свои первые произведения.
— А.Блок в детстве выпускал свой домашний журнал.
— У юного А.Блока, как и у А.С.Пушкина, была няня.
4.Подведение итогов игры: запишите ключевые слова, передающие атмосферу дома, в котором рос будущий поэт. ( доброта, любовь, литература)
5.Анализ стихотворения «Летний вечер»:
1)Словарь: межа – граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли
(песня) жницы – тот, кто жнет (убирает) в поле рожь
2)Выразительное чтение стихотворения учителем.
3)Беседа по содержанию стихотворения:
-
Почему стихотворение называется «Летний вечер»?
-
А лето в разгаре или подходит к концу? Почему?
-
Укажите приметы вечера (закат, дремотой розовой, красный диск луны, ночь, луна)
-
Какими красками нарисована картина природы? (красный, розовый, желтый)
-
А какой цвет преобладает? (красный)
-
Какое чувство вызывает этот цвет? (тревоги)
-
В каких строфах звучит оно? Почему? (день кончается, скоро осень)
-
Меняется ли настроение в последнем четверостишии?
-
Как называется такой прием? (противопоставление=антитеза)
-
На этом приеме построены многие художественные произведения. А сейчас вы сами создадите такой текст, выполняя задание №5 на стр.55.
-
В этом стихотворении есть и другие средства художественной выразительности. Назовите их, используя данные примеры.
-
Средство художественной выразительности
Примеры
Рифма
-
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
6.Опрос: выразительное чтение наизусть стихотворения.
7.Подведение итогов урока.
8.Домашнее задание: — прочитать рассказ Андреева «Петька на даче»;
— прочитать и пересказать статью на стр.20-21.