Программа:

«Школа 2100»

Класс:

1 (1-4)

Предмет:

окружающий мир

Тема:

«Органы чувств»

Тип урока:

открытие новых знаний

Вид урока

урок-исследование

Форма проведения:

групповая работа

Расстановка парт:

Цели:

сформировать понятие «органы чувств», положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира, показать роль и специфику разных органов чувств, способствовать развитию интереса в познании самого себя;
развивать мышление, речь, познавательные интересы; воспитывать
чувство коллективизма, ответственности перед товарищами, учить работе в группе.

Оборудование:

портрет девочки, карточки с изображением и названием органов
чувств, таблички – правила работы в группе.

Для опытов:

геометрические фигуры в конвертах, игрушки, детские книги и журналы, стаканчики с жидкостью разного вкуса для каждого ученика, 4 стаканчика с крышечками с разными ароматами.

I. Организационный момент.

II. Постановка учебной задачи.

1. Актуализация.

Д

портрет девочки «без лица»

— Вы нарисовали такие замечательные портреты, что я тоже захотела создать портрет моей знакомой девочки. Вот он.
— Что-то не так?
— Чего нет на портрете?

Д

глаза

По мере ответов картинки вывешиваются на доску

 

нос

 

уши

 

рот

2. Постановка проблемы.

— Что у этих частей общего?

— Можем ли мы их назвать одним словом?

— Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

— Как и почему их так называют, и предстоит узнать сегодня на уроке?

III. Открытие детьми нового знания

— Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.

— Кто такие исследователи?

— Значит, и мы можем назвать себя исследователями.

— Что же будет предметом нашего исследования?

— Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его ОРГАНИЗМ (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его ОРГАНЫ.

—  Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

— Повторим их.

Д

1. Выслушай задание.
2. Подумай сам
3. Обсуди с товарищами.
4. Ответь.

— Итак, приступим.

1. Исследование органа ЗРЕНИЯ.

— Закройте глаза.
— Что у меня в руках? (игрушка)
— Откройте глаза.
— Почему вы не ответили на мой вопрос?

В: Итак, благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

— Сейчас каждая группа получит своё задание:

1 и 2 группе понадобятся конверты,
3 группе – коробка,
4 группе – папка

Задание:

1 и 2 группы – выполните группировки;
3 и 4 группы – определите назначение и дайте название предметам.

— Итак, сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз?

1 группа – цвет размер
2 группа – форму

размер

3 группа – назначение
4 группа – буквы, картинки, читать

— После проведённого исследования нам нужно подобрать научное определение.
— Глаза – это часть организма, т.е. ОРГАН.
— Может, вы догадались орган чего?

Д

— Зрение надо беречь
— Какие правила охраны зрения вы знаете?

TV не ближе 2-3 метров;
— свет слева;
— не читать лёжа;
— TV долго не смотреть;
— не наклоняться низко при письме.

Физкультминутка для глаз
«рисование носом»

глаза

2. Исследование органа СЛУХА.

— Приступаем к следующему исследованию.
— Закрываем уши.

— 6, 65. В нашем классе тишина.

— Что я сказала?
— Какой вывод можем сделать?

Игра «Веришь – не веришь».
— Я скажу фразу на ухо помощникам. Вернувшись на место, они скажут её вам, и вы в группе должны решить, правда это или нет.

1 группа – У человека 6 ушей.
2 группа – У слона самые большие уши.
3 группа – У человека в ухе спрятан маленький барабан.
4 группа – У кузнечика уши на коленках.

— Повторите фразу.
— Слушаем ваше мнение.
— Итак, именно уши помогают ориентироваться в разнообразном мире звуков.
— Подберите научное определение. Уши – это ОРГАН чего?

Д

Физкультминутка – уши
Массаж – мозг
«дерево – позвоночник

3. Исследование органа ОБОНЯНИЯ.

Опыт № 1

Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по – одному ватному диску, пропитанному ароматами:
1) духов;
2) лимона;
З) чеснока;
4) лука.

Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.

После проведения данного опыта делается вывод об органе обоняния – носе.

— Продолжим работу
Стаканы с крышкой
— Помощники подойдите к столу.
— Возьмите по стаканчику с крышечкой
— Определите, что внутри.

Глаза не видят уши не слышат

— Нужен новый опыт. При проведении надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри.
ПРАВИЛО – ПОКАЗ
— Так, что же внутри?
духи, лимон, чеснок, лук
— Какой орган помог почувствовать запах?

В: В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Умение человека различать запахи получило название ОБОНЯНИЕ.

— Дайте научное определение.

Д

Физкультминутка — нос

Дыхание: вдох в 2 раза меньше выдоха
«медуза» — релаксация.

4. Исследование органа ВКУСА.

Опыт № 2

Оборудование: по 1 стакану на каждого ученика с бесцветной, прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд.

Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане и приходят к выводу о роли органа вкуса.

Дополнение к опыту № 2

Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп, например:
1) сладкая;
2) кислая;
3) солёная;
4) обычная вода или минеральная без газа.

— Для продолжения работы нам нужны стаканчики.
— Помощники, возьмите их.
Стаканы в коробке
— Посмотрите, понюхайте, послушайте.

— Что вы почувствовали?

— Значит, нужно ещё одно исследование на вкус.

— Попробуйте.
— Что ощущаете?
— Какой ОРГАН помог определить вкус?
ЯЗЫК
— Дайте научное определение этому органу.

Д

Физкультминутка – язык во рту

Для настроения
Медвежьи покачивания – снятие напряжения

5. Общий вывод.

— Вот и походит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос:
— КТО ЖЕ ОНИ, НАШИ ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ?
— Теперь дадим им общее название.
— Посмотрите на доску:

Это всё
ОРГАНЫ

а это
ЧУВСТВА

 

— Какое название отсюда следует?

Д

IV. Первичное закрепление

1.
— Проверим, верный ли вывод мы сделали?

— Возьмите лист.
— Что это?

— Выпишите в пустые квадраты первую букву каждого слова и прочитайте, что получится.

— Что получилось?
— Значит, мы были правы?

2.

Загадки

— Я буду загадывать загадку, а вы отгадку не называйте, а показывайте.

1) Всегда во рту,
А не проглотить.

Язык

2) Брат с братом
Через дорогу живут,
А друг друга не видят.

Глаза

3) Между двух светил
В середине я один.

Нос

4) У зверушки – на макушке.
А у нас – ниже глаз.

Уши

3.
— А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?

Глаза – что
Нос – запах
Язык – вкус

V. Итог урока

— Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?
ОРГНАЫ ЧУВСТВ
— Назовём их.
— Ответили мы на вопросы, заданные в начале урока?
— Если мы справились со всеми заданиями верно, то девочка с портрета нам улыбнётся. (Учитель открывает портрет этой же девочки, но с нарисованным лицом. Девочка на портрете улыбается.)
— Мы – молодцы, урок окончен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here