Программа: | «Школа 2100» |
Класс: | 1 (1-4) |
Предмет: | окружающий мир |
Тема: | «Органы чувств» |
Тип урока: | открытие новых знаний |
Вид урока | урок-исследование |
Форма проведения: | групповая работа |
Расстановка парт:
сформировать понятие «органы чувств», положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира, показать роль и специфику разных органов чувств, способствовать развитию интереса в познании самого себя; | |
Оборудование: | портрет девочки, карточки с изображением и названием органов |
Для опытов: | геометрические фигуры в конвертах, игрушки, детские книги и журналы, стаканчики с жидкостью разного вкуса для каждого ученика, 4 стаканчика с крышечками с разными ароматами. |
I. Организационный момент.
II. Постановка учебной задачи.
1. Актуализация.
| портрет девочки «без лица» |
— Вы нарисовали такие замечательные портреты, что я тоже захотела создать портрет моей знакомой девочки. Вот он.
— Что-то не так?
— Чего нет на портрете?
| глаза | По мере ответов картинки вывешиваются на доску |
|
| нос |
|
| уши |
|
| рот |
2. Постановка проблемы.
— Что у этих частей общего?
— Можем ли мы их назвать одним словом?
— Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?
— Как и почему их так называют, и предстоит узнать сегодня на уроке?
III. Открытие детьми нового знания
— Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.
— Кто такие исследователи?
— Значит, и мы можем назвать себя исследователями.
— Что же будет предметом нашего исследования?
— Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его ОРГАНИЗМ (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его ОРГАНЫ.
— Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
— Повторим их.
|
1. Выслушай задание.
2. Подумай сам
3. Обсуди с товарищами.
4. Ответь.
— Итак, приступим.
1. Исследование органа ЗРЕНИЯ.
— Закройте глаза.
— Что у меня в руках? (игрушка)
— Откройте глаза.
— Почему вы не ответили на мой вопрос?
В: Итак, благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.
— Сейчас каждая группа получит своё задание:
1 и 2 группе понадобятся конверты,
3 группе – коробка,
4 группе – папка
1 и 2 группы – выполните группировки; |
— Итак, сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз?
| размер | |
3 группа – назначение |
— После проведённого исследования нам нужно подобрать научное определение.
— Глаза – это часть организма, т.е. ОРГАН.
— Может, вы догадались орган чего?
|
— Зрение надо беречь
— Какие правила охраны зрения вы знаете?
Физкультминутка для глаз
«рисование носом»
|
2. Исследование органа СЛУХА.
— Приступаем к следующему исследованию.
— Закрываем уши.
— 6, 65. В нашем классе тишина.
— Что я сказала?
— Какой вывод можем сделать?
Игра «Веришь – не веришь».
— Я скажу фразу на ухо помощникам. Вернувшись на место, они скажут её вам, и вы в группе должны решить, правда это или нет.
1 группа – У человека 6 ушей.
2 группа – У слона самые большие уши.
3 группа – У человека в ухе спрятан маленький барабан.
4 группа – У кузнечика уши на коленках.
— Повторите фразу.
— Слушаем ваше мнение.
— Итак, именно уши помогают ориентироваться в разнообразном мире звуков.
— Подберите научное определение. Уши – это ОРГАН чего?
|
Физкультминутка – уши
Массаж – мозг
«дерево – позвоночник
3. Исследование органа ОБОНЯНИЯ.
Опыт № 1
Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по – одному ватному диску, пропитанному ароматами:
1) духов;
2) лимона;
З) чеснока;
4) лука.
Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.
После проведения данного опыта делается вывод об органе обоняния – носе.
— Продолжим работу
Стаканы с крышкой
— Помощники подойдите к столу.
— Возьмите по стаканчику с крышечкой
— Определите, что внутри.
Глаза не видят уши не слышат
— Нужен новый опыт. При проведении надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри.
ПРАВИЛО – ПОКАЗ
— Так, что же внутри?
духи, лимон, чеснок, лук
— Какой орган помог почувствовать запах?
В: В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Умение человека различать запахи получило название ОБОНЯНИЕ.
— Дайте научное определение.
|
Физкультминутка — нос
Дыхание: вдох в 2 раза меньше выдоха
«медуза» — релаксация.
4. Исследование органа ВКУСА.
Опыт № 2
Оборудование: по 1 стакану на каждого ученика с бесцветной, прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд.
Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане и приходят к выводу о роли органа вкуса.
Дополнение к опыту № 2
Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп, например:
1) сладкая;
2) кислая;
3) солёная;
4) обычная вода или минеральная без газа.
— Для продолжения работы нам нужны стаканчики.
— Помощники, возьмите их.
Стаканы в коробке
— Посмотрите, понюхайте, послушайте.
— Что вы почувствовали?
— Значит, нужно ещё одно исследование на вкус.
— Попробуйте.
— Что ощущаете?
— Какой ОРГАН помог определить вкус?
ЯЗЫК
— Дайте научное определение этому органу.
|
Физкультминутка – язык во рту
Для настроения
Медвежьи покачивания – снятие напряжения
5. Общий вывод.
— Вот и походит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос:
— КТО ЖЕ ОНИ, НАШИ ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ?
— Теперь дадим им общее название.
— Посмотрите на доску:
а это | ||
|
|
— Какое название отсюда следует?
|
IV. Первичное закрепление
1.
— Проверим, верный ли вывод мы сделали?
— Возьмите лист.
— Что это?
— Выпишите в пустые квадраты первую букву каждого слова и прочитайте, что получится.
— Что получилось?
— Значит, мы были правы?
2.
Загадки
— Я буду загадывать загадку, а вы отгадку не называйте, а показывайте.
Язык |
2) Брат с братом |
Глаза |
3) Между двух светил |
Нос |
4) У зверушки – на макушке. |
Уши |
3.
— А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?
V. Итог урока
— Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?
ОРГНАЫ ЧУВСТВ
— Назовём их.
— Ответили мы на вопросы, заданные в начале урока?
— Если мы справились со всеми заданиями верно, то девочка с портрета нам улыбнётся. (Учитель открывает портрет этой же девочки, но с нарисованным лицом. Девочка на портрете улыбается.)
— Мы – молодцы, урок окончен.