Шлыкова Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов
Место работы: МБОО « Лицей №2 г. Буинска РТ»
Первая квалификационная категория
Окружающий мир «Природные зоны .Тундра»
4 класс
Конспект урока окружающего мира по теме:
«Природные зоны. Тундра ».
Цели и задачи : — формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
-формировать представление о природной зоне тундры;
-познакомить с географическим положением этой природной зоны,
климатическими условиями, растительным и животным миром и
деятельностью человека;
-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,
-работать с помощью карты и атласа-определителя «От земли до неба»;
-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
Оборудование: — учебник «Мир вокруг нас» 4 класс А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой;
—карта природных зон;
—презентация «Тундра»;
—инструкционные карты;
-атлас—определитель «От земли до неба»;
-магнитный плакат «Зона тундры».
Содержание
| Примечание | |
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний учащихся.
Работа с картой природных зон России.
Исследовательская работа. Постановка проблемы.
Добывание новых знаний.
Физминутка
Подведение итогов исследования.
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Домашнее задание. |
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
— С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? ( С зоной арктических пустынь). — Какие особенности климата в этой природной зоне? — Как приспособились животные и растения к жизни в суровых условиях этой природной зоны? — Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны. — Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу Арктики? — Какие экологические проблемы с этим связаны?
— Иллюстрации каких природных зон вам представлены? — На какой из иллюстраций известная вам природная зона? — Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод? — Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны арктических пустынь? — Почему вы так решили? Докажите. — Сегодня мы поговорим об этой природной зоне. Называется она зоной ТУНДРЫ.
Определение расположения зоны тундры относительно зоны Арктики.
— Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопросам ваших инструкционных карт. — По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны тундры от зоны арктических пустынь.
Работа в микрогруппах:
Отчет представителей микрогрупп.
Составление экологической пирамиды и цепей питания: Лемминг-песец-сова Ягель-олень-волк Карликовая береза-заяц-песец-волк
— С какой природной зоной познакомились на уроке? — Каковы особенности её климата? — Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях тундры? -Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?
На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев. У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные). — Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности- зелёного цвета. Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны.
Страницы учебника 87-97-отвечать на вопросы. Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира тундры. |
При ответах детей используется карта, дополнительный материал и доклады, подготовленные дома
Использование мультимедийного проектора. Фрагмент презентации ( 2 слайда) с изображением Арктики и тундры.
На доске-карта природных зон.
Деление на микрогруппы с учетом желания и интересов детей. Раздача инструкционных карт.
В процессе работы дети используют учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой; атлас-определитель «От земли до неба»; справочную литературу; инструкционные карты.
С использованием мультимедийного оборудования.
Во время выступлений представителей микрогрупп учителем демонстрируется презентация, иллюстрирующая их рассказ.
Используется магнитный плакат «Зона тундры».
Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки.
С использованием дополнительной и справочной литературы.
|
Анализ урока с точки зрения формирования УУД.
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей в тундре.
Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, атласа-определителя и дополнительной литературой); при подготовке выступлений по инструкционным картам ( использование знако-символических средств, схем решения); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
И, конечно, коммуникативные УУД — речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах.Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.
На уроке проведена рефлексия учебной деятельности ,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.