Шлыкова Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов

Место работы: МБОО « Лицей №2 г. Буинска РТ»

Первая квалификационная категория

Окружающий мир «Природные зоны .Тундра»

4 класс

Конспект урока окружающего мира по теме:

«Природные зоны. Тундра ».

Цели и задачи : — формировать у учащихся универсальные учебные действия:

личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;

познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

-формировать представление о природной зоне тундры;

-познакомить с географическим положением этой природной зоны,

климатическими условиями, растительным и животным миром и

деятельностью человека;

-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,

-работать с помощью карты и атласа-определителя «От земли до неба»;

-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Оборудование: — учебник «Мир вокруг нас» 4 класс А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой;

карта природных зон;

презентация «Тундра»;

инструкционные карты;

-атласопределитель «От земли до неба»;

-магнитный плакат «Зона тундры».

Этапы урока

Содержание

Примечание

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний учащихся.

Работа с картой природных зон России.

Исследовательская работа.

Постановка проблемы.

Добывание новых знаний.

Физминутка

Подведение итогов исследования.

Закрепление изученного материала.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

— С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? ( С зоной арктических пустынь).

— Какие особенности климата в этой природной зоне?

— Как приспособились животные и растения к жизни в суровых условиях этой природной зоны?

— Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны.

— Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу Арктики?

— Какие экологические проблемы с этим связаны?

— Иллюстрации каких природных зон вам представлены?

— На какой из иллюстраций известная вам природная зона?

— Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод?

— Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны арктических пустынь?

— Почему вы так решили? Докажите.

— Сегодня мы поговорим об этой природной зоне. Называется она зоной ТУНДРЫ.

Определение расположения зоны тундры относительно зоны Арктики.

— Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопросам ваших инструкционных карт.

— По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны тундры от зоны арктических пустынь.

Работа в микрогруппах:

  1. Географы

  2. Ботаники

  3. Зоологи

  4. Социологи

  5. Экологи

Отчет представителей микрогрупп.

  1. Географы рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата тундры.

  2. Ботаники представляют растительный мир тундры, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне.

  3. Зоологи рассказывают о животном мире тундры, о приспособлении к жизни представителей животного мира.

  4. Социологи делятся информацией о населении тундры и его хозяйственной деятельности.

  5. Экологи освещают экологические проблемы тундры, меры, которые используются для решения этих проблем и природоохранные мероприятия.

Составление экологической пирамиды и цепей питания:

Лемминг-песец-сова

Ягель-олень-волк

Карликовая береза-заяц-песец-волк

— С какой природной зоной познакомились на уроке?

— Каковы особенности её климата?

— Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях тундры?

-Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?

На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев. У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные).

— Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности- зелёного цвета.

Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны.

Страницы учебника 87-97-отвечать на вопросы.

Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира тундры.

При ответах детей используется карта, дополнительный материал и доклады, подготовленные дома

Использование мультимедийного проектора.

Фрагмент презентации ( 2 слайда) с изображением Арктики и тундры.

На доске-карта природных зон.

Деление на микрогруппы с учетом желания и интересов детей. Раздача инструкционных карт.

В процессе работы дети используют учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой; атлас-определитель «От земли до неба»; справочную литературу; инструкционные карты.

С использованием мультимедийного оборудования.

Во время выступлений представителей микрогрупп учителем демонстрируется презентация, иллюстрирующая их рассказ.

Используется магнитный плакат «Зона тундры».

Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки.

С использованием дополнительной и справочной литературы.

Анализ урока с точки зрения формирования УУД.

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей в тундре.

Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, атласа-определителя и дополнительной литературой); при подготовке выступлений по инструкционным картам ( использование знако-символических средств, схем решения); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

И, конечно, коммуникативные УУД — речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах.Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.

На уроке проведена рефлексия учебной деятельности ,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here