«Приручение огня». 4-й класс
Цели урока:
Сформировать представления детей об ископаемом топливе.
Изучить свойства торфа, каменного угля, нефти, природного газа, их применение.
Развивать умения сравнивать, анализировать, наблюдать.
Воспитывать самостоятельность в работе с предметами.
Оборудование:
-
Коллекции “Топливо”, “Торф и его использование”; «Нефть», «Каменный уголь»
-
Учебник “Окружающий мир. Человек и природа” 4 класс (автор Вахрушев Д.Д.);
-
Оборудование для опытов
– для учителя: спиртовка, штатив, пинцет, образцы топлива;
– для учащихся: баночка с водой, молоток, лупа;
-
Раздаточный материал: торф, каменный уголь, нефть
-
План характеристики полезного ископаемого;
-
Листок для проверки знаний учащихся;
-
Материал для домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
– Ребята, вспомните, о чем мы говорили с вами на прошлых уроках?
– Какие полезные ископаемые вы знаете?
– Где они используются человеком?
– Сегодня на уроке мы будем изучать свойства новых полезных ископаемых, о которых говорят ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО (табличку на доску)
– Как вы понимаете слова ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО?
– Мы будем рассматривать предметы, которые являются топливом, они служат для получения энергии.
– Откройте учебник на с. 105 и найдите на ней выделенные слова.
– Что же относится к ископаемому топливу? (каменный уголь, торф, нефть, природный газ) (таблички на доску)
– Сейчас из каждой группы к моему столу подойдет ученик, чтобы выбрать для работы своей группы объект, какой-либо вид топлива.
III. Практическая работа.
– Ребята, перед вами на столах лежат:
-
План характеристики полезного ископаемого;
-
Коллекции с разными видами топлива;
-
Предметы для проведения опытов;
-
Листки для проверки ваших знаний;
Это все нам потребуется для работы.
Главное свойство этих видов топлива я вам продемонстрирую . (Демонстрация опытов, доказывающих горючесть торфа, каменного угля, нефти). Горючестью природного газа пользуются семьи, у кого на кухне газовая плита.
IV. Самостоятельное применение знаний.
(Заполнение таблицы на доске)
ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО
Торф | Нефть | Природный газ | |
черный | темно-коричневый | темно-коричневая | бесцветный |
твердый | твердый | жидкость | Газ |
хрупкий | состоит из остатков растений | маслянистая, имеет запах | имеет запах |
тяжелее воды | легче воды | легче воды |
|
горит | горит | горит | горит |
Проверка экспертов в группах. Заранее подготовленные учащиеся с сообщениями- презентациями о природных ископаемых проверяют свою группу, дают консультацию.
V. Подведение итогов урока.
– Что мы отнесли к ископаемому топливу?
– Какое главное свойство всех этих полезных ископаемых? (Они горят)
– А сейчас каждый возьмите, пожалуйста, свой листок, подпишите его и попытайтесь выполнить на оценку задание: отгадать загадку, занести отгадку в нужную колонку – применение человеком полезных ископаемых.
Загадки.
Без нее не побежит | |
Он очень нужен детворе, | Что за странный камень это? |
Если встретишь на дороге, | Она варилась долго |
На кухне у мамы | Росли на болоте растения, |
|
|
– Подумайте и скажите, возможно ли безгранично добывать ископаемое топливо? Почему? (Это невосстанавливающиеся ресурсы)
– Как поступать, если человеку топливо необходимо все в больших размерах? (Находить новые виды топлива)
1. Выбери верное утверждение:
А) полезные ископаемые — это все, что находится в земле.
Б) полезные ископаемые — это природные богатства, которые добывают из глубин и поверхности земли.
В) полезные ископаемые — это все, что служит человеку.
2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:
А) Гранит;
Б) Рубин;
В) Руда;
ответ В
3. Металлы — это:
А) Соль, агат, бальзат;
Б) Медь, алюминий, железо, олово;
В) Известняк, глина, песок.
ответ Б
4. Из железной руды получают:
А) Чугун, сталь;
Б) Алюминий, гранит;
В) Бриллиант, малахит.
ответ А
5. Какие металлы относятся к благородным
А) золото, серебро, платина
Б) алюминий, магний
В) медь, свинец, цинк
ответ А
6. Что крепче:
А) Металлы
Б)Смесь металлов
ответ Б
2)Ответить на сложные вопросы:
-
Можно ли потушить горящую нефть?
-
В каждом куске каменного угля хранятся остатки давно минувших времен. Объясни, почему?
-
Почему каменный уголь называют “старшим братом”, а торф – “младшим”?
-
Какое растение, нам хорошо известное, растет на торфяных болотах? Мы употребляем его в пищу.
VII. Рефлексия.
– А сейчас давайте посмотрим наше настроение на конец урока.
– Что запомнилось с урока?
– Что хотелось бы еще узнать? Спасибо вам за работу.