Тема урока:

Роман «Война и мир». История написания. Изменение и развитие автор­ского замысла.

Цели урока:

познакомить с историей создания романа, показать прототипы главных героев.

Ход урока:

I. История создания романа.

Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Роман потре­бовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряже­ния всех духов­ных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день тру­да оставляешь в черниль­нице кусочек себя».

«Во всем мне хочется дойти до самой сути», — этими словами Б. Л. Пастернака можно объяснить возникновение замысла «Войны и мира», потому что именно до са­мой сути хотел добраться Л.Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Для Тол­стого-писателя всегда было характерно двойственное отноше­ние к жизни. В его твор­честве жизнь дается в единстве то, что объединяет интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа».

Вот поэтому, когда в середине 50-х гг. стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние чело­века, испы­тавшего это невероятное событие – участие в революционном изменении мира. А мы знаем, что и Достоевский, и Л.Н.Толстой были противниками резких изме­нений в жизни государства, и уж точно были против революций и государственных пе­реворотов.

Формирование замысла определил сам автор:

1856 год — начало замысла. «В 1856 году я начал писать повесть с известным направ­лением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейст­вом в Россию». Она так и называлась «Декабри­сты», от нее осталось всего три главы.

1825 год — восстание декабристов. «Невольно от настояще­го я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 год — война. «Чтобы понять его, мне нужно было пе­ренестись в его молодость, и молодость его совпала со слав­ной для России эпохой 1812 года».

1805 — 1807 годы — заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия рома­на. Пер­воначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, по­тому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора — 1812 год. Так появилась иная дата, и в первые главы романа публи­ковались в журнале «Русский вестник» под за­главием «1805 год». В 1866 г. возникает но­вый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хо­рошо кончается». И, нако­нец, в 1867 г. — еще одно название, где историческое и фило­софское образовали некое равновесие, — «Война и мир».

Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими мате­риалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о вой­не 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810-1820-х гг., прочитал мемуары современников, фамиль­ные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечест­венной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внима­тельно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель при­знавался, рассказывая о своей работе над рома­ном: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выду­мывал, а пользовался мате­риалом, из которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг».

Роман «Война и мир» имел большой успех. Отрывок из романа под названием «1805 г.» появился в «Русском вестнике » 1865 г.; в 1868 г. вышли три его части, за кото­рыми вскоре последовали остальные две.

Признанный критикой всего мира величайшим эпическим произведением новой европейской литературы, «Война и мир» поражает уже с чисто технической точки зре­ния размерами своего беллетристического полотна. Только в живописи можно найти некоторую параллель в огромных картинах Паоло Веронезе в венецианском Дворце дожей, где тоже сотни лиц выписаны с удивительною отчётливостью и индивидуальным выражением . В романе Толстого представлены все классы общества, от импера­торов и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствования Александра . Что еще более возвышает его достоинство как эпоса — это данная им психология русского народа. С поражающим проникновением изобразил Толстой настроения толпы, как высокие, так и самые низ­менные и зверские (например, в знаменитой сцене убийства Верещагина).

В первом издании «Войны и мира» был длинный ряд чисто теоретических страниц, мешавших цельности художественного впечатления; в позднейших изданиях эти рас­суждения были выделены и составили особую часть. Тем не менее, в «Войне и мире» Толстой-мыслитель отразился далеко не весь и не самыми характерными своими сто­ронами. Нет здесь того, что проходит красною нитью через все произведения Толстого, как писанные до «Войны и мира», так и позднейшие — нет глубоко пессимистического настроения. И в «Войне и мире» есть ужасы и смерть, но здесь они какие-то, если можно так выразиться, нормальные. Смерть, например, князя Андрея Болконского принадлежит к самым потрясающим страницам всемирной литературы, но в ней нет ничего разочаровывающего и принижающего. После «Войны и мира» читателю хочется жить, потому что даже обычное, среднее, серенькое существование озарено тем яр­ким, радостным светом, который озарял личное существование автора в эпоху созда­ния великого романа.

Позже Толстой скептически относился к своим романам. В январе 1871 года Тол­стой отправил Фету письмо: «Как я счастлив,.. что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану».

6.12.1908 года Толстой записал в дневнике: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными».

Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и бла­годарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку“. Я придаю значение совсем другим своим книгам».

II. Историческая основа и проблематика романа.

В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех эта­пах борьбы Росси с бонапартистской Францией. В 1-ом томе описы­ваются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на ее терри­тории; во 2-ом томе — 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Прус­сии; 3-ий том — 1812 г., 4-ый том — 1812-1813 гг. Оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., ко­торую вела Россия на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так дей­ствие в романе охваты­вает пятнадцать лет.

Основу романа составляют исторические военные события, художест­венно пре­творенные писателем. Мы узнаем о войне 1805 г. против Наполеона, которую русская армия ала в союзе с Австрией, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 г. и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечествен­ной войны 1812 г.: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородин­ское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события, свиде­тельствующие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, пода­вившего фран­цузское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное заверше­ние войны.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудач 1805-1806 гг.; на примере Кутузова и Наполеона показан роль отдель­ных личностей в военных событиях и в истории; с необыкновенной художест­венной выразительностью нарисованы картины партизанской войны; отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 г.

Одновременно с историческими проблемами эпохи Отечественной войны 1812 г. в романе раскрыты и актуальные вопросы 60-х гг. 19 века о роли дво­рянства в государ­стве, о личности истинного гражданина Родины, об эманси­пации женщин и др. По­этому в романе отражены наиболее значительные яв­ления политической и обществен­ной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятель­ность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения). Толстой изобра­жает великосветские прие­мы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых. Картины преобразований в деревне Пьера Безухова, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения городских ре­месленников раскрывают характер социальных отношений, деревенской жиз­ни и жизни городских низов.

Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лы­сые Горы и Отрадное. Военные события — в Австрии и России.

Общественные проблемы разрешаются в связи с той или иной группой действую­щих лиц: образами представителей народной массы, спасших родину от француз­ского нашествия, а также образами Кутузова и Наполеона Толстой ставит проблему народных масс и личности в истории; образами Пьера Безухова и Андрея Болконского — вопрос о передовых деятелях эпохи; образами Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Элен – затрагивает женский вопрос; образами представителей придворной бюрокра­тической орды — проблему кри­тики правителей.

III.Герои эпопеи, их прототипы, композиция произведения.

Были ли прототипы у героев романа? Сам Толстой, когда об этом его спраши­вали, отвечал отрицательно. Однако исследователи позднее установи­ли, что образ Ильи Андреевича Ростова писался с учетом семейных преданий о деде писателя. Ха­рактер Наташи Ростовой создавался на основе изучения личности свояченицы писателя Татьяны Андреевны Берс (Кузминской).

Позднее, уже много лет спустя после смерти Толстого, Татьяна Андреев­на напи­сала интересные воспоминания о своей молодости «Моя жизнь дома и в Ясной По­ляне». Эту книгу справедливо называют «мемуарами Наташи Рос­товой».

Но есть еще более интересные особенности в выборе прототипов для героев ро­мана. Так, граф Безухов списан с бывшего канцлера Екатерины II Александра Анд­реевича Безбородко, который в 1775 году он был представлен императрице с реко­мендацией П.А. Румянцева и получил должность ее секретаря. Вскоре Екатерина оце­нила его дарования, он стал для нее необходимым человеком. Он был главным док­ладчиком императрицы по вопросам внутренней и внешней политики, докладчиком по прошениям челобитчиков и советником по важнейшим вопросам правительственной политики. Его возвышение было головокружительным. В Петербурге именно благодаря своим деловым и личным качествам он сделал поразительную карьеру, пройдя по сту­пеням карьерной лестницы до высшей в империи должности Государственного канц­лера. Его сильными сторонами были острая память, изобретательный ум, исключитель­ная трудоспособность. Современники отмечали его просвещенный ум, точность суж­дений, редкое присутствие духа, знание языков, навык к работе, политическую прони­цательность, служебный и житейский такт.

Безбородко был единственным из приближенных Екатерины II, кто был оставлен на службе и при Павле I, и при Александре I.

Александр Андреевич Безбородко был крупным меценатом, он содействовал деятелям литературы и русской науки своего времени, способствовал развитию про­свещения. Он был любителем и покровителем искусств. Свой петербургский дворец А.А. Безбородко наполнил удивительными художественными произведениями. Именно комнаты его дворца описаны на страницах романа, повествующих о его последних мгновениях жизни. Характерная деталь: портер императрицы Екатерины II в полный рост, заказанный Безбородко русскому художнику Д.Левицкому. И изображает он ее в виде законодательницы. (Демонстрируются репродукции с картин, изображающих канцлера Безбородко и Екатерину II)

Документы, свидетельства современников и работы историков сохранили образ Безбородко не только, как серьезного и деятельного министра, но и как человека, лю­бившего жизнь и умевшего наслаждаться ею. На его обедах, балах и праздниках он был самым приветливым, щедрым и радушным хозяином. Он был любителем вольных маскарадов и разных увеселений. Много написано о его любви к прекрасному полу. Князь Безбородко женат не был, но от актрисы Ольги Дмитриевны Каратыгиной, балет­ной танцовщицы, у него была дочь Наталья Александровна Верецкая (1790-1826). Ей было дано большое приданое, прекрасное воспитание и она с теплым чувством вспоминала «священное имя своего благодетеля». Вот вам и история Пьера, обрет­шего богатство как по мановению волшебной палочки.

Всего в романе свыше 550 действующих лиц. Без такого количества героев невоз­можно было решить ту задачу, которую сам Толстой сформулировал следующим об­разом: «Захватить все», т.е. дать широчайшую панораму русской жизни начала 19 века. Сама сфера общения героев в романе исключительно ши­рока. Герои Толстого, будь то А. Болконский или П. Безухов, даны в общении с десятками людей. Да и сами герои — не суть портреты с одного человека, а чаще всего – образы собирательные.

Очень интересен в этом отношении образ Андрея Болконского. Существует не­сколько версий того, кто является прототипом Андрея. Вот истории двух героев, легшие в историю Андрея Болконского событийно.

Итак, Фердинанд Тизенгаузен.

20 сентября 1805 года, в сражении под Аустерлицем, любимый зять Кутузова, граф Фердинанд (Федор Иванович) Тизенгаузен, Кавалер ордена Святой Анны и австрий­ского ордена Марии — Терезии , — был тяжело ранен и скончался три дня спустя, 23 сен­тября. Граф Фердинанд фон Тизенгаузен — личность, по-своему легендарная. Он был очень храбрым человеком, уважаемым не только в кругу штабных офицеров, но и среди простых солдат. Странно, но о его смерти мы знаем более, чем о жизни. Любой из нас может раскрыть том романа «Война и Мир» Толстого и прочесть сцену ранения князя Андрея на поле Аустерлица… Князь Андрей, это и есть граф Федор Тизенгаузен, точнее его внешний прототип. И именно о нем Наполеон сказал эти слова «Вот пре­красная смерть!» — как признание доблести и мужества противника.

А вот с Бородинским полем связана еще одна история, не менее прекрасная, так как она повествует не только о мужской верности отечеству, но и о женской преданности (как в истории Наташи и Андрея). Александр Алексеевич Тучков (4-й) (1777 – 1812). Генерал-майор

В начале XIX века в русской армии служили и достигли генеральского чина пять братьев Тучковых. Во время Отечественной войны 1812 года на действительной службе находились четыре брата, и младший из них, Александр Алексеевич, именовался по тогдашнему обыкновению Тучковым четвертым.

В 1806 году он женился на Маргарите Михайловне Нарышкиной, а в конце того же года отправился в поход против французов. Бой под Голыминым был боевым креще­нием Тучкова, в котором 29-летний полковник показал редкое мужество и самообла­дание. В официальном документе записано, что он «под градом пуль и картечей дей­ствовал, как на учении». Через две недели после этого Тучков был назначен шефом Ре­вельского пехотного полка, с которым отныне оказалась связанной его судьба. Во главе этого полка в мае 1807 года он участвовал в авангардных боях под начальством Багра­тиона и заслужил орден Георгия 4-й степени.

В 1808 году Тучков со своим полком выступил в Финляндию. Отличившись в боях при Куопио и Иденсальми, он тридцати одного года был произведен в генерал-майоры. Весна 1809 года в Финляндии была на удивление поздней и холодной – в марте стояли морозы до 30-35 градусов и лежал глубокий снег. Именно в это время Тучков воевал под Торнео и, по свидетельству современника, благодаря заботливости генерала в его полку вовсе не было обмороженных и отставших. В ночь на 3 мая Тучков с отрядом был направлен в тыл врага. Двадцать четыре версты шли русские, порой по пояс в ледяной воде, а утром вышли на берег и атаковали шведов, пораженных их неожиданным появ­лением. Есть сведения, что в редкостно тяжелую кампанию того года Тучкова сопрово­ждала его молодая жена, переодетая денщиком, неутомимо и безропотно разделяв­шая с ним тяготы походной жизни.

После окончания русско-шведской войны Тучков просил уволить его в отставку, но боевая репутация молодого генерала была так высока, что его удержали на службе и назначили командиром бригады, состоявшей из Ревельского и Муромского пехотных полков. Эта бригада входила в 3-й пехотный корпус, который перед войной 1812 года располагался на западной границе под командой генерала Н.А.Тучкова (первого). Не­задолго до начала военных действий Маргарита Михайловна родила сына, названного в честь старшего брата Николаем.

Три недели, до самого Бородина, Александр Тучков не бывал в бою. В этот вели­кий день 3-й пехотный корпус был поставлен в крайний левый фланг русских позиций, у деревни Утица. Около восьми часов утра, когда под натиском лучших французских корпусов начали истощаться силы армии Багратиона, оборонявшей укрепления у де­ревни Семеновской, к нему на помощь от Утицы поспешила дивизия Коновницына, в которую входила и бригада А.А.Тучкова. Еще на марше перестроившись в колонны к атаке, вступила она в самое пекло боя. По словам очевидца, бывшего в эти минуты ря­дом с Тучковым, «ядра сыпались на Семеновское, деревья падали как скошенные, избы разрушались, как декорации театральные; воздух выл непрерывно, и земля дро­жала…». Французские пули и картечь вырывали целые шеренги Ревельского полка. Уви­дев, что солдаты заколебались, Тучков, схватив знамя 1-го батальона, бросился вперед, но тут же рухнул, сраженный картечью. В несколько минут место, на котором он упал, перепахали французские ядра.

Прошло два месяца. Армия Наполеона, отступая из Москвы, двигалась мимо Бо­родинского поля, на котором истлевали более пятидесяти тысяч человеческих тел. Сле­дом за французами на это страшное поле пришли крестьяне окрестных деревень. Надо было уничтожить останки людей и лошадей, чтобы они не стали источником за­ражения целого края. Запылали костры, на которых жгли трупы. И в дыму их, между группами крестьян и горами мертвых тел, двигались две фигуры, одетые в черное, – Маргарита Михайловна Тучкова и сопровождавший ее старый монах ближнего Колоц­кого монастыря. Неутешная вдова искала останки своего мужа. И не нашла их.

Через три года после окончания войны с Наполеоном Тучкова построила близ де­ревни Семеновской небольшую церковь, на том месте, где, по рассказам очевидцев, пал ее муж. В 1826 году умер ее единственный четырнадцатилетний сын. Похоронив мальчика в построенной ею церкви, М.М.Тучкова основала здесь женский монастырь и стала его монахиней, затем настоятельницей.

Портрет А.А.Тучкова – один из наиболее запоминающихся в галерее героев Оте­чественной войны 1812 года. Он чужд картинной воинственности. Грустно задумчивое лицо молодого генерала, как бы предчувствующего свою раннюю смерть. Автору изо­бражения, с которого писали в мастерской Доу этот портрет, удалось передать обая­тельный романтический облик героя. Федор Глинка, участник Отечественной войны, пи­сал: «В этих чертах, особливо на устах и в глазах, есть душа! По этим чертам можно догадаться, что человек, которому они принадлежат, имеет сердце, имеет вообра­жение, умеет и в военном мундире мечтать и задумываться». Отметим, что, вероятно по желанию вдовы А.А.Тучкова, живописец изобразил на его мундире медаль за уча­стие в войне 1812 года. Такие медали участники кампании получали только в 1813 году, но Тучков, бесспорно, заслужил ее своей геройской смертью на Бородинском поле.

Так что же удивляться, что поведение Андрея Болконского и его ранение, когда полк стоял в арьергарде, так напоминает гибель Александра Тучкова.

Задание на дом: стр. 146-148; прочитать первые и заключительные главы первого тома романа (из каждой части ).

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here