Учитель: Стрюкова Н.Г.

Класс: 5Б

Тема: «Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме»

Тип урока. Урок развития речи.

Цель как деятельность учеников:

договариваться о совместной деятельности, оказывать друг другу необходимую помощь, составлять план и работать по плану, оформлять свои мысли в устной форме.

-характеризовать коммуникативные цели говорящего, создавать устные речевые высказывания в учебнонаучном стиле.

-различать монологическую и диалогическую речь на слух и в письменной форме, оформлять диалог на письме.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка с элементами актуализации изученного.

Учитель собирает листочки с предложениями для языковой разминки, чтобы в дальнейшем использовать их на уроках.

Один из учеников предлагает свой вариант языковой разминки (предложение с прямой речью) и задания к этому предложению всему классу.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Задавать вопросы, формулировать задания.

III. Словарный диктант.

– Записать слова в столбики:

доктор маршрутный

инженер очевидный

атлет независимый

легенда огуречный

образ лагерный

галерея образный

горизонтальный

– Что объединяет слова первого и второго столбиков? А что их различает?

– Подчеркните орфограммы непроверяемые буквы гласных.

– Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (Диалог, монолог.)

Проводится словарная работа с этими словами.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения.

IV. Формулирование темы и целей урока.

– Сегодня на уроке слова диалог и монолог являются ключевыми. Дополните группу ключевых слов словами: речь, знаки препинания. Сформулируйте тему и цели урока.

Регулятивные УУД

1. Формулировать тему урока.

2. Определять характер деятельности.

V. Обобщение и углубление изученного.

1. Работа с учебником – наблюдение над особенностями текстов в форме диалога и монолога, выявление их сходства и отличий.

Работа в парах. Ученики обсуждают тексты по вопросам, читают справку из словаря иностранных слов в рамке в конце упр341., затем представляют связный ответ по плану.

– Что такое монолог и диалог? Каково происхождение этих слов?

– Какова цель использования диалога и монолога в художественном тексте?

– Каковы особенности оформления диалога на письме?

2. – углубление понятий «диалог» и «монолог» через изучающее чтение учебнонаучного текста.

Изучающее чтение текста в режиме технологии продуктивного чтения Самостоятельная работа с саморефлексией: что делали в процессе чтения, какой результат получили?

3. Чтение определения диалога в рамке.

– Что такое реплика?

– Сколько реплик в тексте упр341.? (Одна.)

– Как их можно обнаружить? (Ставится тире в начале каждой реплики.)

4. Упр.345 – проводится наблюдение над оформлением диалога на письме. Ученики работают в парах по заданиям к упражнению.

– Составьте план своей работы (запись в тетрадях).

– Сформулируйте выводы.

– Сравните их с правилом в рамке после упр. 326.

– Изобразите диалог в виде схемы.

5. Чтение и анализ правила в рамке о постановке знаков препинания при оформлении диалога.

6. Дополнительно.

а) Языковой тренинг «Самый острый слух» – развитие умений аудирования (различать на слух каждую реплику диалога).

Учитель читает текст, а ученики должны ставить тире, как только услышат каждую следующую реплику диалога. Проводится по «Дидак тическому материалу», 5-й кл.,

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

А у меня дома овсянка!

Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.

Люблю я овсянку, она жёлтая, красивая такая, – добавил Сашка.

И я люблю, она вкусная, особенно с мёдом! – сказал Матвей.

Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Сколько реплик у вас получилось? (Семь.)

– На обыгрывании какого языкового явления построен этот диалог? (Омонимов.)

– Назовите омонимы. Почему это омонимы, а не значения одного многозначного слова?

б) Работа в группах. Найти в учебнике по литературе для 5го класса фрагменты текста с диалогом, прочитать их, выяснить постановку знаков препинания.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы.

2. Извлекать информацию из словаря и преобразовывать её из одной формы в другую (план в текст).

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.

4. Слушать и слышать друг друга.

VI. Итог урока.

– Задайте вопросы по теме урока.

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here