Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк»
Конспект урока по технологии
в 7 классе
«Одежда человека. Силуэт и стиль в одежде. Зрительные иллюзии и цветовое решение костюма»
Подготовила учитель технологии
Сорокина Татьяна Константиновна
г.Камызяк
2015 г.
План урока
Тема урока: Одежда человека. Силуэт и стиль в одежде. Зрительные иллюзии и цветовое решение костюма.
Цели урока:
Образовательная – Расширить представление учащихся о значении одежды человека, основных стилях и современных направлениях моды. Показать роль практики и развития новых технологий, формирование интереса к изготовлению одежды. Увлечь детей познавательной деятельностью, наполнив ее интеесным содержанием.
Воспитательная – воспитание мотивов учения: формирование познавательной потребности, дисциплинированности, формирование эстетического наслаждения от выполненной работы
Развивающая – развитие умений применять знания на практике, развитие познавательных умений (формирование умений воспринимать и осмысливать знания, выделять главное наблюдать)
Развитие общетрудовых умений (творчески подходить к решению задач), развитие оперативно – контрольных умений (пользование приборами), развитие умений работать в должном темпе.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Вид урока: урок теоретических и самостоятельных практических работ.
Материально – техническое оснащение:
-
ПК
-
инструкционная карта
-
наглядные пособия
-
эталон изготовляемого макета
-
оборудование учебных мастерских, инструменты.
Ход урока.
Организационная часть.
1.1. Контроль посещаемости.
1.2. Проверка готовности к уроку,
1.3. Представление присутствующих.
1.4. Сообщить тему урока, число.
1.5. Сообщить цель урока.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с основными этапами развития одежды со времен первых палеолитических стоянок до наших дней. Рассмотрим и специальные страници истории развития одежды. Поговорим о стилях и направлениях в моде. О цветовом решении одежды. И омногом другом, что необходимо знать при подборе одежды.
Актуализация опорных знаний.
2.1. Зачем люди носят одежду?
(ответы учащихся) Чтобы не мерзнуть.
Изучение нового материала.
3.1Одежда – это то, что защищает человека от неблагоприятных воздействий окружаюцей среды.
Одежда – это система материальных оболочек, покровов на теле человека.
I
Значение одежды с древнейших времен не сводиться лишь к этому.
Стремление к красоте свойственно всем народам на всех этапах развития человеческого общества. Однако каждому периоду соответствует свой идеал прекрасного, который находит выражение в одежде.
При изученн палеолитических стоянок было точно установлено, что уже 23000 лет назад и даже ранее люди украшали свои одежды из звериных шкур ракушками и бусами. С самого начала человек пытался выглядеть как можно более привлекательно, и одежда помогла ему в этом.
Изобретение костяной иглы и первых тканей стало важным шагом в создании облегающей одежды.
II
Первыми цивилизованными народами, об одежде которых до нас дошли хоть какие-то сведения, являются шумеры и древние египтяне.
Образ жизни, культура, быт, нравы сформировали определенные идеалы красоты человека. Мужчина считался красивым, если имел высокий рост, прямые широкие плечи, узкую талию и бедра, смуглый цвет кожи.
Одежда в эпоху Древнего царства была набедренная схенти,драпированная из прямого куска ткани, которая крепилась к поясу и оплечье красиво обрамляло шею.Женщина считалась красивой, если у нее были прямые плечи, длинная шея узкий торс, талия и бедра, светло- смуглая кожа персикового оттенка.
Идеалом женской красоты можно считать Нефертити.
Женская одежда также была накладной и драпирующийся. Египтянка в эпоху Древнего царства носила льняной калазири, державшийся на одной или двух бретелях. Бретели иногда начинались чуть выше талии, иногда на уровне груди и оплечье.
III
Античная Греция (Эллада) -это цивилизация, развивающаяся в южной части Балханского полуострова.
Искусство античного мира рассматривало тело человека как прекрасное и совершенное творение природы. Мужчина – атлет, патриот, эрудит.Женщина — здоровая, цельная, разностороняя личность.Все было гармонично. Пропорции человека с красивой фигурой соответствовали пропорциям «золотого сечения».
Именно такая фигура была у Афродиты Милосской.
Одежда греков была драпирующийся. Нижней одеждой служил хитон,который представлял собой льняной или шерстяной кусок ткани в виде «рубашки» чаще без рукавов, подроясанную ремешком с напуском и умело заложенной вертикальными складками.
Верхней одеждой служил гиматий из шерстяного прямоугольного куска ткани, драпирующейся разными способами вокруг тела, иногда надевался прямо на тело. Это был прямоугольный кусок ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человеческого тела, срепленный на плече особой застежкой- фибулой.
Древний Рим, как и древняя Греция, — античная средиземноморская цивилизация. «Владыки мира — народ, одетый в тоги» – гордо говорили о себе древние римляне.
Римский идеал красоты отличается от греческого. Захватническая политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима способствовали выработке такого идеала мужчины: суровый, выносливый, крепкого телосложения.
Женщина считалась красивой, если имела величавую осанку, плавную походку, широкие бедра, узкие плечи и маленькую грудь.
Римская одежда была накладной, драпирующийся и состояла у мужчин из льняной туники и шерстяной тоги.
Туника — переродившийся греческий хитон, обычно имела короткие рукава и длину до колена. Тога – вехняя одежда, представляла собой сложную драпировку куска ткани размером 6 на 2 метра. Ни рабы, ни иностранцы не имели права носить ее.
Женщины носили на теле тунику-интиму, на которую надевали столу, обшитую по низу плиссированной оборкой. Вместо головного убора использовали край верней одежды.
IV
I—XI века.
Средневековая культура складывалась в упорной борьбе жизнеутверждающего светского начала с властным влиянием церкви.
Под влиянием христианства пропадает свойсвенный грекам и римлянам интерес к красоте человеческого тела и возникает интерес к духовной красоте человека. Человеческий дух возвышен, а тело греховно! Фигура тщательно скрывалась, замаскированая тяжелыми, обьемными, многослойными одеждами.
Византийский костюм, сохранял элементы римского силуэта, преобретает новые, жесткие очертания. Женское платье, глухое и длинное, полностью закрываетноги. Символическое значение придается цвету ткани. Белый- чистота, голубой- нежность, черный- скорбь, верность. Следует отметить, что наряду с аскетизмом для культуры Византии характерна страсть к роскоше. Одежда знати украшалась шитьем, ювелирными изделиями, драгоценностями.
XII век.
К двенадцатому веку мужчины и женщины все еще носили длинные и короткие туники, но одежда богатых людей мало- помалу становится более роскошной.
Знать двенадцатого века носила длинные туники, у женщин их подолы часто волочились по земле. Рукава также были очень длинные. Одежды туго затягивались на груди и подвязывались плиссированными поясами.
Бедные же люди носили грубую домотканную одежду.
Именно в Византии появилась манера носить сразу несколько одежд, одна на другую. Это были широкие рубашкообразные туники- столы до пола. Повех них надевался полукруглый плащ- мантия. Эта многослойность костюма стала затем главной особенностью в моде Средневековья.
XIII век.
В этот рериод совершенствуется техника шитья. В костюмах появляются рукава. Сначала их пришивали временно — на день, а на ночьотрарывали (иначе снять такую узкую одежду было невозможно). Позднее, когда изобрели застежку, рукава, стали вшивать в пройму.
XIV век.
В XIV— веках возникло то, что мы уже с полным правом можем назвать модой. В предыдущие эпохи разные поколения манерой одеваться мало отличались друг от друга. С возникновением нового класса- преуспевающих горожан, стремившихся превзойти в щегольстве своих правителей. Стили одежды стали намного изысканее и разнообразнее, люди одевались со всей экстравагантностью. И власти приняли ряд законов, строго регламентирующих стили одежды каждого сословия. Носить шелк и ценные меха стало исключительно привелегией аристократии.
Одним из направлений западноевропейского костюма данного периода является костюм готического стиля.
Идеалом красоты является уже не мужественный рыцарь с суровым лицом и крепким телом, а изнеженный, утонченный, несколько женственный щеголь, в одежде напоминающую женскую, с обилием деталей, в том числе зубчиков, фестонов и буенчиков, к вехней части мужской одежды привязывали штаны –чулки. Их кроили по форме ноги, причем, если нога была недостаточно стройная, к чулкам изнутри подшивали подкладки из пакли..
Идеал женской красоты- гибкое тонкое тело, длинная шея, выступающий вперед живот . Женское платье, лиф с завышенной талией, т.е. линия талии переносится под грудь, юбка сзади удлиняется шлейфом. Спереди платье укорочено и приподнято стеганнами подушечками — босами, затянутый корсет. Это создавало определенную осанку — животом вперед, что соответствовало представлениям о красоте женьщины. Так достигался модный S— образный силуэт. Такой готический костюм дополнялся высоким головным убором с вуалью.
V
XV век.
Эпоха Возрождения- период бурного рассвета культуры Западной Европы.
Идеал того времени – гармонично развитая личность, сочетающая в себе мудрость ученого, талант художника, отвагу война. Искусство прославляет духовное и физическое совершенсво человека. Новым представлениям о красоте соответствуют и новые формы костюма. Женская одежда Xvвека подчеркивала естественные пропорции фигуры. Длинная юбка мягко и плавно раширялась от талии. Лиф глубоко вырезался. Декольте спереди было квадратным, а сзади — удлиненным. Сорочка из тонкого белого полотна, пропущенная сквозь разрезы рукавов верхней одежды в виде пышных буфов, оживляла костюм, делая его наряднее.
Для мужского костюма этого периода характерны многочисленные разрезы. Они и украшали его, и давали свободу движениям. Рукава обычно имели у плеча буф или «крылышки» и шились из более дорогого материала. Глубокий квадратный вырез верхнего платья закрывался нагрудником из тончайшей белой ткани. Основную декоративную нагрузку как в мужской, так ив женской одежде несли рукава.
XVI век.
В эпоху стиля ренесанс распространилась испанская мода. К шестнадцатому столетию модники окончательно отказались от плавных свободных линий средневековой одежды. В это время предпочиталось сукно с богатым узором, бархат и изысканные шелка.
Мужчины выглядели очень массивными и тяжеловесными, с широкими подбитыми плечам. Мужчины носили коротинкие камзолы с высоким горлом и короткие плащи с широкими воротником и рукавами с буфами. В ходят в употребление короткие «испанские» штаны, которые представляли собою сочетание обтягивающих белых, вязанных чулок и очень коротких бриджей, подбитых изнутри ватином и буфообразными цветными подвязками..
У женщин начинается эпоха юбок с фижмами.
Женщины носили платья: лиф и юбка на каркасе из лозы или металлической сетки с широким вырезом, доходившим до подмышек. Низ платья часто имел разрез сререди.
Многообразие мужского и женского гардероба предполагало наличие всех видов одежд: накладных, распашных, драпирующихся.Предпочтение отдается темным цветам.
Подбородки и мужчин и женщин поддерживались жесткими гофрированными воротничками, которые со временем превратились в широкие отсоединяющиеся круглые воротники.
VI
XVII век.
Господствующий художественный стиль XVII века — барокко.
Идеал красоты. Идеал мужчины — мужественный, галантный придворный с величественной осанкой. Он умелый танцор, хороший стрелок и наездник, внимательный кавалер.
Женщина воплощала в себе величие, парадность, жеманство, грациозность, кокетливость.
Юбки с фижмами вышли из моды, жесткие плоеные воротники сменились кружевными. Теперь стили и фасоны сильно различались от страны к стране. Богатые люди следовали в основном французкой моде. В эпоху царствования Людовика XIV французский двор был самым блестящим в Европе и выдвинул французскую моду на передовые позиции, которые она занимает и поныне.
В XVII веке новым видом придворной одежды становится экюстокор с расширяющимися книзу рукавами и большими отложными манжетами. Воротник заменяется галстуком из белой ткани с кружевом. Впервые появляются прорезные карманы. Костюм изобилует оборками,гофрировкой, буфами, шнурами и позументами из золотых и серебрянных нитей.
Мужчины предпочитали костюмы для верховой езды. Сапоги со шпорами и шляпы с плюмажами.
Женские наряды менялись на протяжении всего столетия. Тонкую женскую талию подчеркивают корсет и очень широкая юбка.
XVIII век.
В европейском искусстве нового времени XVIII века существовали, сменяя друг друга, три художественных направления – классицизм, романтизм и реализм.
Идеал красоты. Утонченность, грациозность, легкость.
Художественный образ одежды изящьная декоративность, воздушная легкость форм и цвета.
В мужской одежде появляется фрак, камзол, кафтан и жилет в сочетаниис узкими кюлотами.
Женский костюм претерпел более значительные изменения по составу силуэта и пропорциям. Появляется каркас и широкие юбки. Платье подчеркивало узкие плечи, тонкую талию, округлую линию бедер. Поверх нижней юбки на корсете надеваливерхнее платье — распашное от линии талии или «со складками Ватто», очень красивое в движении. Характерной особенностью силуэтабыла огромная, растянутая в боках, но сплюснутая спереди и сзади юбка.
VII
XIX век
XIX век – это время, в котором спресовано много событий: промышленный переворот в Западной Европе, рост конкуренции в производстве и торговле, многочисленной сменой направлений в искусстве. Рынок наполнен самыми разнообразными тканями. Под влиянием английской моды стиль одежды меняется. Огромный интерес к античности вызвал у дам стремление походить на богинь. Это и было идеалом красоты того времени.
В женском гардеробе излюблнными становятся платья стиля — ампир- с богатой отделкой. Женщины носили платья, напоминающие туники. Маленький корсет и лиф незаметно стягивает женский стан, создавая впечатление свободно надетого платья. Это были легкие накладные одежды, высокая талия подпоясывается широким шарфом, шалью, выполнявшая роль драпирующего плаща. Глубокое декольте драпируется косынкой.
Мужчины носили фрак, под ним жилет и рубашку. Узкие штаны вошли в моду вместо коротких, до колен бриджей.
VIII
XX век.
Период 1900-1939 гг. охватывающий время между двумя мировыми войнами, стал свидетелем сенсационных изменений, когда был брошен вызов традициям, сломаны классовые барьеры и появились новые волнующие течения в живописи, литературе и музыке. В XX веке большое влияние на женский костюм оказывает стиль модерн. Силуэты приобретают S— образную форму. Исчезают ватные прокладки, турнюр заменяется небольшой мягкой драпировкой или бантом.
Мода этого времени отдавала предпочтение стройным и ровным фигурам.
В моду вошла простая удобная одежда.
Изменения в мужском костюме были столь незначительными, что о каких либо новациях говорить не приходиться.
Свободная женская одежда сменилась модой на “мальчишеский ” стиль, с короткими мужскими прическами, короткими юбками. Некоторые женщины просто носили мужскую одежду. Длина юбки становилась все короче и к 1926-му году уже не доставала до колен, что многих изрядно шокировало.
1940-1980г.- военный и послевоенный период.
Военные годы во многих странах стали временем серьезных материальных трудностей и лишений, так как торговля между континентами прервалась, а предприятия переключились на выпуск военной продукции. Поэтому ткани расходовались экономно, юбки стали короче. Женщины вместо шляпок обматывали голову шарфами. В 1947-м году французский модельер Кристиан Диор произвел фурор в мире моды, продемонстрировав свою коллекцию «Новых стилей». Длинные, зауженные в талии платья оставались в моде большую часть 50-х годов.
С конца 50-х и до 70-х гг. манера одеваться стала более свободной.
Мужчины ходили в куртках свободного покроя, а галстуки надевали только на официальные мероприятия. В женскую моду входят брюки.
IX
Наша эра – время небывалых изменений в условиях и образе жизни человека. Телевидение, интернет, транспорт, туризм и эмансипация женьщины, научно-техническая революция и всеобщая занитость…
Мода преобретает демократичный, международный характер.
«Не гонись за модой, она сама вернется» XX век постоянно подтверждал этот афоризм. Каждое десятилетие превнося что — новое, повторяет отдельные элементы костюмов разных эпох. Стиль романтический соседствует со строким классическими формами. Одежда сегоднешнего дня практична и элегантна, удобна для труда и отдыха. Она позволяет каждому создавать свой, индивидуальный, образ соответственно вкусу, возрасту, интересам.
3.2 Особые страницы развития одежды.
Народная одежда.
Национальная одежда народов происходит от традиционной одежды сельских жителей. Поскольку крестьяне, как правило, были бедны и редко покидали родные места, быстро меняющаяся городская мода не оказывала на них существенного влияния. В результате в их одежде сохранялись черты, свойственные давно ушедшим эпохам. Сельские жители являются носителями подлинно национального духа и традиций.
Костюм Древней Руси.
Идеал красоты. Представители Востока и Запада ( купцы, дипломаты, путешественники) всегда отмечали особую красоту русичей.
Мужчина считался красивым, если имел высокий рост, пропорциональное телосложение. Особая стать — широкие плечи и тонкая талия- была особенностью русских мужчин.
Женщины также отличались красивой внешностью. Величавая, неспешная походка, красивая осанка были проявлением женственности, мягкости и сдержанности.
Суровый климат оказал серьезное влияние на формирование костюма и его видов в Древней Руси и в частности на народов Поволжья.
Для изготовления одежды жители Поволжья применяли домотканину из конопли, льна, шерсти.
Татары — самый многочисленный народ Поволжья.
Нижней одеждой и мужчин и женщин служила широкая и длинная рубаха туникообразного покроя (кулмэк), которая носилась без пояса, и штаны широкие, свободного покроя. Повер рубахи и у мужчин иу женщин носился камзол с короткимирукавами или безрукавный.
У казахского народа своя, самобытная культура. На ее формирование влияла в разные годы материально-духовная жизнь, которую вели казахи.
Хозяйственно-экономический уклад, одежда были наиболее приспособлены к тем условиям, в которых они проживали. Одежда бедных была простой. Они носили обыкновенные тиковые и ситцевые штаны и бязевую рубашку с прямым воротом, кожанные сапоги с очень узкими носками и высокими каблуками, сверху надевали в большинстве случаев желтый халат и бешмет, которые опоясывали ремнем с серебрянными бляхами. На голове казахи носили шапку или шляпу из войлока, тюбетейку.
Костюм богатых шился часто из шелковой материи и украшался, особенно для девушек, серебрянными и даже золотыми бляхами и монетами.
Военная форма.
Специальная одежда, защищающая своего владельца в бою, использовалась со времен первых воин на земле. Кольцуги и цельнометаллические доспехи были широко распространены еще в глубокой девности. Греки носили бронзовые латы, а римляне предпочитали металлические щитки, гибко соединяющиеся друг с другом. Первые кольцуги, скорее всего ,появились на востоке, но применялись в Европе уже со II века до нашей эры.
Войны XI в. носили подобие рубахи из маталлической сетки, которая и называлась кольчугой. Кроме торса, она покрывала предплечья и голову. В дальнейшем защитные свойства кольчуги были усилены. Под нее стали поддевать стеганую одежду; к рукам прикреплялись металлические щитки.
Позже поверх нее стали надевать еще и тунику из плотного материала. К XIV в.
вновь появились нагрудные и наспинные латы,трансформировавшиеся затем в сплошной стальной панцирь, защищавший все тело.
Шлемы с забралами делали своих владельцев совершенно одинаковыми, так что возникла проблема, как их отличать друг от друга. Для этого рыцари навешивали символические знаки на свои плащи, а на шлемы устанавливали гребни с плюмажами. Таким образом, возникла геральдика.
В XVI Iвеке доспехи приходилось делать гораздо более прочными, чем прежде, чтобы они могли противостоять новоизобретенному огнестрельному оружию. В этом случае они становились слишком тяжелыми, и от них вскоре отказались.
Первые попытки ввести военную стандартную военную форму относятся к XVII веку, когда еврорейские монархи стали создавать свои собственные регулярные войска.
Мушкетер, верный солдат короля, в эпоху рацвета абсолютизма- идеальный образ того времени. Обязательной деталью дворянского костюма была шпага. Воротник и манжеты отделывались очень дорогим кружевом.
К 1800году все армии, как в Европе, так и в Америке, ностли полковую форму национальных цветов. В это же время единая форма была введена и на флоте.
До 1850-г. ваеная форма была в основном ярких расцветок или же белой, если войская находились в странах с жарким климатом.
С появлением смертоносного оружия проблема маскировки становится актуальной. Форма цвета хаки впервые была введена в Индии в 1846 году. Поначалу она казалась грязной и неряшливой,но при этом оказалась такой практичной. И в 1900 году она стала универсальной формой английской армии. Во время первой мировой войны все воюющие стороны одевали своих солдат в блеклую, неброскую форму. Что касается современного обмундирования, оно появилось в воздушных войсках в 1940-е гг.
Спортивная одежда.
До XIX века специальной одежды для занятий спортом не существовало. Для того чтобы посостязаться, мужчины просто снимали верхнюю одежду. Что касается женщин, то они, как правило, спортом вообще не занимались. С 1820-х гг. вошло в обычай облачаться в определенную одежду для занятий определенным видом спорта, хотя эти наряды и не создавались специально для подобных целей.
1860-е гг. появилась первая футбольная экиреровка, состоявшая из футболки, бриджей, кепи и бутс. В 1880 –е гг. игроки впервые надели футбольные трусы, доходившие до колен.
Во второй половине XIX века женщины также приступили к активным занятиям спортом. Но общественное мнение столь упорно считало короткие юбки неприличными, а тонкую одежду вредной для здоровья. Прошло еще немало времени, прежде чем появилась первая женская спортивная одежда.
1880-е гг. только самые смелые дамы решились облачиться в короткие платья с шароварами, чулки, гетры и спортивную обувь. К 1890-м гг. возник новый, более простой стиль женской одежды для игр и занятий спортом на свежем воздухе — длинная юбка, блузка и канотье.
Спорт оказывает большое воздействие на всю современную моду, ибо то, что вчера считалось спортивной экиреровкой, сегодня становиться повседневной одеждой. Футболки, тренировочные костюмы, шорты- все эта привычная повседневная одежда еще недавно была чисто спортивной.
3.3. Просматривая хронологию развития мы видим и стилевое единство костюма и влияние на нее исторических событий, архитектуры. На протяжении развития человечества существовали следующие исторически сложившиеся художественные стили.
Канонический— древнеегипетский художественный стиль, развивавшийся по канонам, выработанным египтянами.
Античный (классический)- художественный стиль, сформировавшийся в Древней Греции и Древнем Риме и оказавший значительное влияние на развитие будущей европейской культуры.
Романский— художественный стиль, сформировавшийся в Западной Европе в эпоху Средневековья в XI — начале XIIIв.
Готический (готика)- художественный стиль, отразивший эстетические запросы людей в период позднего Средневековья с XIII по XVв.
Ренессанс — художественный стиль XV — XVI вв., отразивший представления людей о человеке и природе, проникнутый идеями гуманизма и интересом к античности, стремлением к естественности и совершенству.
Барокко — художественный стиль XVIIв., отразивший иное, чем предыдущие стили, представление о красоте жизни, чувственности, роскоши и полностью исключившим идеи гуманизма.
Рококо — художественный стиль XVIIIв., логически вытекающий из стиля барокко. Характерные черты стиля: легкость, хрупкость, изящество, кокетство, галантность.
Классицизм — художественный стиль конца XVIII – первой четверти XIXв., выразивший интерес человеческого общества к античному искусству, культуре, костюму.
Модерн — художественный стиль, существовавший с конца XIX до начала XX в. основные черты стиля выразились в криволинейных формах, текучих, плавных линиях.
Стиль в переводе с латинского означает стержень.
Существует два понятия этого термина:
-
художественный — стиль, выражающий взгляды и представления людей, отразившийся в архитектуре, искусстве.
-
Индивидуальный — манера человека одеваться, держаться, иметь свой имидж (т.е. суть, стержень, который всегда остаются признаком индивидуальности человека)
Современная одежда различна по своему характеру. Характер одежды зависит от ее стиля. По стилевому решению все многообразие форм одежды можно свести к трем основным группам: одежда классического стиля, спортивного стиля и одежда фантазийного стиля.
Классический стиль характеризуется деловитостью, подчеркнутой строгостью и подтянутостью форм.
Спортивный стиль характеризуется подчеркнутой свободой формы, обеспечивающий удобство человека в движении, действии.
Романтический (фантазийный) стиль характеризуется нарядностью, экстравагантностью, подчеркивающий женственность и обаятельность.
Направления стилей: фольклорный, джинсовый, матросский, бельевой стиль, стиль сафари, стиль “ретро”, стиль “диско”.
3.4. Мода- совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенное, обычно недолгое время.
В переводе с французского “мода” означает “образ”, “ мера ” , «правило».
Первое зрительное впечатление от одежды – это форма. Кадждая мода предлагает свои силуэты. По ним можно проследить изменения моды за определенный период времени. Следовательно, силуэт является выразителем моды.
Силуэт — плоскостное, контурное изображение объемных форм одежды.
Силуэт в переводе с французского означает “внешнее очертание предмета”.
Силуэт- это как бы рамка, в пределах которой, ограничиваясь ее контурами, разрабатывают обьемную форму изделия в целом.
Условно силуэты сравнивают с геометрическими фигурами: прямоугольник, квадрат, трапеция, овал, треугольник. Иногда обозначают буквами: «Х», «А», «Н» и т.д. Разновидности силуэтов можно сравнить с боченком, тюльпаном, зонтиком, кларнетом.
Прямой силуэт хорошо подходит практически для всех фигур. Одежда прямого силуэта может быть узкой вытянутой или более широкой.
Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает формы фигуры. При этом одежда может быть короткой или более длинной.
Приталенный силуэт создают расширенная линия плеча, низа изделия и зауженная талия. Приталенный силуэт возможен при узком или свободном лифе, расширенной или зауженной юбке.
Силуэт «трапеция»- это силуэт, в котором расширение происходит от линии плеча или проймы. Расширение может быть спокойным или более значительным.
Обьем фигуры, ее полнота воспринимаются по-разному, в зависимости от общего фона и расположения на нем рисунка. Это явление называется иллюзиии.
3.5 Иллюзии- это обман чувств, вызываемый искажением восприятия действительности. Иллюзиии возникают по разному: из-заоптических несовершенств человеческого глаза, вследствии особенностей психологии и физиологии человека.
-
Иллюзия контраста появляется, когда какой- либо предмет находиться по соедству с другим, резко отличающимися от первого. В одежде эта иллюзия проявляется в том, что в широком вырезе горловины платья тонкая шея кажется еще более тонкой. Та же шея при небольшом вырезе горловины будет казаться нормальной.
-
Иллюзия повторения или подравнивания — заключается в том, что линия на концах которой есть обращенные внутрь углы, кажется намного короче, чем равная ей линия, у которой углы на концах обращены наружу.
-
Иллюзия незамкнутого контура — заключается в том, что средний квадрат, ограниченный только с двух сторон, кажется выше и уже, чем два боковых квадрата, незамкнутых с боковых сторон. В одежде эта иллюзия проявляется при вывезе горловины с остром концом, который зрительно удлиняет короткую шею.
-
Иллюзия заполненного промежутка-заключается в том, что заполненое пространство, всегда кажется больше, чем равное ему незаплненное. В одежде она сводится к применению однотонных и набивных тканей.
-
Иллюзия восприятия форм-условно делиться на группы.
Это иллюзии двух измерений тела его ширина и высота и иллюзия цвета.
-
Иллюзия вертикальных и горизонтальных полос: вертикальное расстояние кажется больше горизонтального, равного ему по величине. В одежде яркая вертикальная полоса удлиняет фигуру, делает ее стройнее.
-
Иллюзия полосатых тканей: фигура (квадрат) с поперечными полосами кажется вытянутой по вертикали, а с вертикальными полосами кажется вытянутой погоризонтали.
-
Частая поперечная полоса удлиняет фигуру, а редкая делает ее приземестой. Равномерно широкие вертикальные полосы на ткани создают впечатление расширения фигуры, а равномерно узкие удлиняют ее.
-
Иллюзия светлого и темного фона-белый на черном кажется больше, чем черный на белом.
-
Иллюзия контраста — маленький внутри большого кажется меньше, чем наоборот.
3.6 Цвет в одежде играет одну из самых важных ролей. Он является важным средством выразительности в композиции одежды, оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека.
Наука о цвете существует с древнейших времен. Первым пытался объяснить происхождение цвета и связанные с ним явления великий ученый Греции Аристотель, живший вIV в до нашей эры. А выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, анализируя происхождения и свойство цвета, создал даже «Трактат о живописи», который содержит очень интересные и до сих пор актуальные сведения.
Проблемы возникновения цвета волновали и нашего соотечественника Михаила Васильевича Ломоносова, посвятившего много своих трудов их разрешению. Научные стороны восприятия цвета занимали и немецкого поэта Гете, который на основе проведенных наблюдений написал свой знаменитый труд «Теория цвета». Для создания цветовой гармонии костюма важно не только знать, как сочетаются цвета, различать сочетаемые и несочетаемые цвета, но и уметь скомпоновать детали одежды по цвету и цветовым пропорциям в единое целое.
Основы теории цвета были заложены Ньютоном, который первым попытался систематизировать мир цветов, открыв зависимость между преломлением света и цветом. Известно, что за основу цветового ряда принимают спектр.
На основе открытий Ньютона Гете дает нам представление о цветовом круге.
Цвет в одежде.
Спектр. В природе можно часто наблюдать это сочетание красок в радуге, при прохождении луча солнца через каплю росы.
Любой цвет характеризуется тоном, яркостью, насыщенностью.
Цветовой тон – это, собственно цветность – красный, синий, желтый.
По цветовому тону отличаются один цвет от другого (зеленый то синего, синий от голубого).
Все цвета делятся на хроматические (окрашенные). И ахроматические (неокрашенные) бесцветные – белый, серый, черный.
ВИДИМЫЙ СПЕКТР.
Х
Р
О красный
М оранжевый Теплые
А желтый
Т
И зеленый Нейтральный
Ч
Е голубой
С синий Холодные
К фиолетовый
И
Е
Хроматические (цветные, орашенные) цвета ( «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)
Ахроматические ( бесцветные, неокрашенные)- БЕЛЫЙ,СЕРЫЙ,ЧЕРНЫЙ.
Насыщенные цвета — это основные цвета спектра (ЖЕЛТЫЙ, КРАСНЫЙ, СИНИЙ), так называемые чистые цвета.
Пастельные тона — это основные цвета с добавлением белого.
Если соединить вершины треугольников прямыми линиями. То на одном ее конце будет находиться главный цвет, а на другом дополнительный.
Цвета, расположенные на противоположной стороне круга называются дополнительными или контрастными.
ГЛАВНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ
ЖЕЛТЫЙ – СИНИЙ
ОРАНЖЕВЫЙ – ФИОЛЕТОВЫЙ
Эти пары показывают систему гармоничного равновесия цветов
Цвет в одежде должен быть строго продуман и основан на общей гармонии. Учитывающей требования моды и индивидуальные особенности человека.
Закрепление знаний.
4.1.Попробуйте определить, к какой эпохе относиться каждый из этих костюмов, и в каком стиле он выполнен.
Вводный инструктаж.
У модельеров очень популярен старинный способ наколки ткани на манекене. Так создаются модели в Доме Высокой Моды. Лоскут ткани с помощью булавок и ножниц драпируется прямо на манекене или на фигуре манекенщицы. Затем макет снимается, разворачивается и становится выкроикой для одного уникального наряда.
Предлогаю вам придумать и выполнить эскиз и макет изделия.
5.1. В тетради выполнить схему фигуры женского торса.
Следует учесть, что для ее изображения служит так называемый модуль- величина, соответствующая высоте головы. Она состовляет 1/8 часть высоты всей фигуры, следовательно, высота равна 8 модулям.
5.2. Зарисованную вами модель воплотить, используя ткань и имеющиеся у вас на столах бумажные модели.
Памятка.
Выбор модели проводиться в определенной последовательности.
Прежде всего, определяют, где будут носить. Надо критически подойти к внешним данным, учесть личные пожелания в соответствии с характером и только тогда приступать выполнению.
Не забывать при этом главное, что надо создать образ человека
Практическая, самостоятельная работа учащихся.
Текущий инструктаж — целевые обходы.
6.1. Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов работы труда.
6.2. Проверить правильность выполнения трудовых приемов.
6.3. Проверить осуществление учащимися самоконтроля
-
Провести приемку и оценку работ.
-
Выдать дополнительное задание наиболее успевающим ученикам.
Восполизовавшись буквенной сеткой в таблице №2, отгадайте, какое слово зашифровано в таблице №1
Таблица №1
|
| X |
| X | |
| X |
|
|
|
|
|
| X |
| Х |
|
| X |
|
|
| X |
Таблица №2
Б | Х | И | Ч | З | |
Г | А | Т | М | Н | О |
П | С | Й | В | Н | Е |
Ж | Е | К | Л | У | Р |
Ответ- Дизайнер
Заключительный инструктаж.
7.1. Анализ характерных ошибок.
7.2. Сообщение оценок за работу на уроке.
7.3. Показать лучшую работу, распечатанную на принтере.
Уборка рабочих мест.
Памятка.
Выбор модели проводиться в определенной последовательности.
Прежде всего, определяют, где будут носить. Надо критически подойти к внешним данным, учесть личные пожелания в соответствии с характером и только тогда приступать выполнению.
Не забывать при этом главное, что надо создать образ человека
Памятка.
Выбор модели проводиться в определенной последовательности.
Прежде всего, определяют, где будут носить. Надо критически подойти к внешним данным, учесть личные пожелания в соответствии с характером и только тогда приступать выполнению.
Не забывать при этом главное, что надо создать образ человека
Памятка.
Выбор модели проводиться в определенной последовательности.
Прежде всего, определяют, где будут носить. Надо критически подойти к внешним данным, учесть личные пожелания в соответствии с характером и только тогда приступать выполнению.
Не забывать при этом главное, что надо создать образ человека
Памятка.
Выбор модели проводиться в определенной последовательности.
Прежде всего, определяют, где будут носить. Надо критически подойти к внешним данным, учесть личные пожелания в соответствии с характером и только тогда приступать выполнению.
Не забывать при этом главное, что надо создать образ человека
Памятка.
Выбор модели проводиться в определенной последовательности.
Прежде всего, определяют, где будут носить. Надо критически подойти к внешним данным, учесть личные пожелания в соответствии с характером и только тогда приступать выполнению.
Не забывать при этом главное, что надо создать образ человека
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.
Воспользовавшись буквенной сеткой в таблице №2, отгадайте, какое слово зашифровано в таблице №1
Таблица №1
|
| X |
| X | |
| X |
|
|
|
|
|
| X | X |
|
|
| X |
|
|
| X |
Таблица №2
Б | Х | И | Ч | З | |
Г | А | Т | М | Н | О |
П | С | Й | В | Н | Е |
Ж | Е | К | Л | У | Р |
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.
Воспользовавшись буквенной сеткой в таблице №2, отгадайте, какое слово зашифровано в таблице №1
Таблица №1
|
| X |
| X | |
| X |
|
|
|
|
|
| X | X |
|
|
| X |
|
|
| X |
Таблица №2
Б | Х | И | Ч | З | |
Г | А | Т | М | Н | О |
П | С | Й | В | Н | Е |
Ж | Е | К | Л | У | Р |
Список использованной литературы
-
Д. Салария. Ж.Морли. «Одежда для работы и отдыха». – Издательство: Росмэн, 1994г.
-
Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. «История костюма. Стили и направления». — Издательство: Академия, 2004г.
-
Джоан Нанн. «История костюма. 1200 – 2000». — Издательство: М.: Астрель, АСТ, 2005г.
-
Л. П. Чижикова «Кружок конструирования и моделирования одежды». — Издательство: «Просвещение» , 1990г.