Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Нижнекамск Республика Татарстан
Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе
«Какая бывает зима?»
подготовила
учитель начальных классов
Постнова Светлана Николаевна
г. Нижнекамск
2014
Цель урока: совершенствовать умение читать текст правильно и осознанно, выразительно; развивать умения: работать с содержанием произведения, определять жанр произведений по известным признакам, высказывать собственное мнение о прочитанном, развивать любознательность, мышление, кругозор; развивать интерес к чтению литературных произведений М. Пляцковского, к творчеству М. Пляцковского, развивать любознательность, мышление, расширять кругозор.
Предметные результаты
Метапредметные результаты (Универсальные учебные действия) | Личностные результаты | Ожидаемый результат | |
Научить: правильному осознанному чтению, выразительному чтению по слогам и целыми словами; работе с содержанием произведения; определять главную мысль текста | Регулятивные: Принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий. (самооценка) Познавательные: Понимать содержание прочитанной сказки; отличать авторскую сказку от народной; формулировать вывод Коммуникативные: Участвовать в паре и групповой работе, формулировать своё отношение к прочитанному тексту | Формирование: положительного отношения и интереса к уроку литературного чтения; понимания значения зимы у каждого героя; интереса к творчеству М. Пляцковского, | анализировать новое произведение, определять главную мысль сказки, читать сказку выразительно по ролям, находить правильные ответы |
Тип урока: (урок учебной деятельности)
Оборудование: учебник «Литературное чтение», 2 класс (авт. Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин, С.А.Болотова по программе «Русское слово»); презентация, карточки с приметами, рисунки героев, лист самооценивания, тест, модели слов.
Деятельность учителя
Деятельность ученика | |||
Ориентированно-мотивационный этап Организационный этап Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуем их своей улыбкой и подарим им частичку хорошего настроения! А себе пожелаем учиться на 5. Я всем желаю получить 5! Настроились и приготовились Мой звоночек это сигнал для вас. Слушать меня. -Садимся и обдумываем: что хотите узнать на уроке литературного чтения? На столах лежат листочки — оценивания. Напомню критерии: 1) выразительное чтение, 2) давать полные ответы, 3)проговаривание Нет ошибок – 5, 1ошибка – 4, 2ошибки – 3, 3 и больше – 2. 1.Проверка домашнего задания 1.— Дать определение, что такое примета? Повторяем по плечу. Отвечают №3-ученик. Остальные проговаривают про себя. 2. —На столах листки с заданиями, надо дописать примету. Помощник начинает, заканчиваем хоровым чтением. Оцените себя. 2.Выравнивание знаний 3. Переверните лист оценивания, запишите заголовок «Тест». Я зачитываю строки из литературного произведения, вы должны определить жанр.
Не показывай свой нос!
Проверим тест с доски и сами читаем. -Назвать виды сказок? Сказка авторская или народная? –Какие орфограммы встретили в словах — отгадках? Оцените себя, помня о критериях: 1 ошибка – 4, 2 – 3. Похвалите себя! — В каких ещё жанрах встречаем время года – зима? Много стихов, рассказов посвящено зиме. Послушайте сообщение Ксюши и скажите, про кого и что нового узнали? Снеговики – это ангелы. Ведь снег – это дар неба. Они передают просьбы людей. Его лепили из снега и тихо шептали ему своё желание. Если снежная фигурка растает, то желание исполнится. Нос в виде морковки – это символ урожая. Ведро на голове — это достаток в доме. Снеговик — символ зимы. В 1493 году, итальянский скульптор, архитектор, поэт Микеланджело Буонарроти впервые слепил снежную фигуру. — Скажите, про кого текст и что нового узнали? Давайте проведём физминутку про снеговика Физ—минутка «Снеговик» Давай, дружок, смелей, дружок, И станет ком снеговиком. Такая вот у нас игра! 3.Постановка учебной задачи Постановка цели и задач урока Ребята а с кем пришёл снеговик? Снеговик пришёл не один, а со своими друзьями. — Как думаете, какой вопрос про зиму снеговик задаёт героям? (Слова — помощники) Операционально-исполнительский этап 1.Решение учебной задачи в форме выполнения проблемных заданий их самоконтроль — Определить цель нашего урока? (Познакомимся с произведением и писателем) Что узнать и на что ответить? Нам поможет модель текста. Работаем по модели текста и поможем находить ответы на задачи. 1 задача – определитьзаголовок произведения 2 задача — Кто автор этого литературного произведения? Это литературное произведение написал поэт – песенник, писатель Михаил Спартакович Пляцковский. Он написал очень много текстов песен для детей. — Кто про него расскажет? Про него расскажет Полина. Спасибо за сообщение. Оцените себя, кто готовился в системе «Онлайн» в нашем факультативе «Умники и Умницы» под моим руководством. Оцените себя. Остальных приглашаю вступить в факультатив. Похвалите себя! 2.Программированное усвоение учебного материала 3задача Словарная работа (Значение слов) В произведении встретятся слова: вспомним правильное произношение сочетаний и слов Тся – ца ого – ово что — што Кон-ча-ет-ся Кончается Се-вер-но-го Северного крас-но-гру-дый красногрудый Самооценка чтения — Какую из птиц называют красногрудый? — Почему дали название «снегирь»? Хочу познакомить с историей названия этой птички. Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Однако есть и такое толкование: слово образовано от тюркского, что значит “красногрудый”. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря. Снегири – северяне, они – жители таёжных лесов. В среднюю полосу прилетают “погреться”, когда на их родине начинаются трескучие морозы. А в марте — апреле вновь возвращаются в родные места. Вот, что ещё приготовили про снегиря Егор, Андрей, Камиля и Яна. Снегирь — перелётная птица отряда воробьиных. Длина тела около 18 см, весит 35г. Снегирь — красногрудый красавец, украшение бескрайних российских белоснежных просторов. Впрочем, красавцы — только самцы. Снегирь — это самая красивая зимняя птичка. Снегирь-это символ русской зимы, символ света, чистоты и красоты. -Как вы можете помочь птицам пережить зиму? 3 Самостоятельная работа учащихся по формулированию выводов 4задача – тема (про кого) — Как зовут героев произведения? — Давайте познакомимся с текстом на странице 45. Я начинаю читать, потом помощники читают по ролям. Остальные проговаривают выразительно про себя. 4.-Как зовут героев произведения? Добывание знаний Герои — слон, олень, снегирь, собака, медведь, мальчик. — Найдите в тексте предложения и зачитайте, как ответил слон на этот вопрос? Почему? — Найдите в тексте предложения и зачитайте, как ответил олень на этот вопрос? Почему? — Найдите в тексте предложения и зачитайте, как ответил снегирь? Почему? — Найти предложение и зачитать, как ответила собака? Почему? -Найти предложение и зачитать, как ответил медведь? Почему? -Найти предложение и зачитать, как ответил мальчишка? Почему? Оцените себя. 5 задача- Определить жанр произведения? — Авторская или народная? Какой вид сказки? (о животных) 6 задача – Вывод — Так какая же бывает зима для каждого героя? Вывод: Зима для каждого своя — для мишки косолапого зима, как один день проходит, для оленей зима длится весь год, собака зимой мерзнет на снегу, снегирь находится в поисках зерен и хлебных крошек, а слон вообще ничего не знает о зиме… 4.Индивидуальная и групповая работа в познавательном процессе Я показываю рисунок, вы запишите героя и определите одним слово – признаком: какая бывает зима для … Оцените себя в группе Рефлексивно-оценочный этап работы 1 Групповое проговаривание — Давайте, ребята, подведём итоги урока. — Вспомните, цель в начале урока? 2.Проговаривание усвоенного Я узнал, что… 3Общая самооценка за весь урок с учётом промежуточных оценок
— Оцените свои успехи и поставьте себе отметку за весь урок. Похвалите себя! 4.Домашнее задание: 1 по учебнику: прочитать текст по ролям; 2.на творческое применение усвоенного: составить мини-сочинение по теме «Красногрудый снегирь» или «Снеговик» по выбору 3.свободное творчество: нарисовать рисунок по теме и читать произведения М. Пляцковского. Ребята, большое спасибо вам за урок Вы, молодцы! Уважаемые гости, а вам большое спасибо за внимание!
| Себе пожелаем учиться на 5.
Покажите!
Хочу узнать: новый текст, новые слова, с автором, делать выводы, новых героев…..
Примета – это признак, предвестие, указывающий на предстоящее явление погоды. Повтор по плечу Работа в группах. Хоровое чтение
Работа в группе
Индивидуальная работа
Тест 1. Загадка 2.Примета 3.Закличка 4.Сказка Самооценка за д/з
Пословицы, сказки, поговорки, стихи
Снеговик — рисунок
Ответы детей
Маршируют, изображая, что катят перед собой снежный ком.
КАКАЯ БЫВАЕТ ЗИМА
Узнать какая бывает зима из литературного произведения.
1) Заголовок 2) Автор 3)Значение слов 4) Тема – про … 5) Жанр — сказка 6) Вывод — зима у каждого своя
М. С.Пляцковский
Плавное слоговое чтение, чтение целями словами
Самооценка
Словарная работа
Лексическое значение слова
Выборочное чтение
Слон – что такое? Собака — холодная Олень – долгая Медведь – короткая Снегирь – трудная Мальчишка – весёлая
Индивидуальные ответы Оценивают свои ответы
Проговорите про себя
У каждого зима своя
1) Заголовок 2) Автор 3)Значение слов 4)Жанр — сказка 4) Тема – про … 5) Вывод — зима у каждого своя Оценивают себя
Работа в группе-проверка Собака-холодная Олень – долгая Медведь – короткая Снегирь – трудная Мальчик — весёлая
Сегодня на уроке мы узнали, какой бывает зима для каждого из пришедших к нам в гости героев
Отвечали на задачи урока по модели текста |
Список использованной литературы
-
Меркин Г.С., Меркин Б.Г., Болотова С.А.. «Литературное чтение», учебник для 2 класса начальной школы, 1-я часть -М.: «Русское слово», 2009год
-
Меркин Г.С., Меркин Б.Г., Болотова С.А. Творческая тетрадь «Литературное чтение» — М.: «Русское слово» , 2009 год.
-
Меркин Г.С., Меркин Б.Г., Болотова С.А.. Методическое пособие «Литературное чтение» -М.: «Русское слово» , 2009 год.
-
Меркин Г.С., Меркин Б.Г., Болотова С.А Рабочая тетрадь по развитию речи «Волшебная сила слов» -М.: «Русское слово» , 20012год.
-
Меркин Г.С., Меркин Б.Г., Болотова С.А. Рабочая программа к учебнику «Литературное чтение» 2 класс. -М.: «Русское слово» , 2012 год.
-
Меркин Г.С., Меркин Б.Г., Болотова С.А. Программа курса «Литературное чтение» -М.: «Русское слово» , 2012 год.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы.
-
Imaqes.yandex.ru> картинки снеговика
-
Imaqes.yandex.ru> картинки снегиря
-
Imaqes.yandex.ru> портрет Пляцковского М.
-
Ru.wikipedia.orq> белощёкий снегирь