Венера Ахатовна Нигматуллина,
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 38,
г. Сургут
Ханты-Мансийский округ
Тема урока:
Правописание Н-НН в суффиксах причастий,
отглагольных прилагательных и наречий. (7 класс)
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: урок-сюрприз
Технология: технология контекстуального обучения
Цель: формирование навыка правильного написания причастий, отглагольных прилагательных и наречий.
Знать: орфограммы «Н-НН в суффиксах прилагательных», «Н-НН в суффиксах причастий», «Н-НН в суффиксах наречий»
Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; использовать в речи указанные части речи.
Оборудование: карточки, конверты, грамоты.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Повторение алгоритма написания Н-НН.
-
Объяснение написания слов с Н-НН в тексте, представленном на экране интерактивной доски.
-
Запись уникального рецепта (на карточке).
-
Чтение отрывков из Г.Остера.
-
Работа в группах.
-
Самостоятельная работа.
-
Чтение рецептов.
-
Подведение итогов. Награждение.
-
Домашнее задание.
Ход урока
-
Вступительное слово учителя
Цель: объяснить обучающимся цель урока.
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие: урок-сюрприз. Я даже не могу вам сообщить план сегодняшнего урока. Скажу только одно: приготовьтесь к неожиданностям.
-
Актуализация опорных знаний
Цель: повторить правило написания Н-НН в суффиксах причастий, прилагательных и наречий.
Учитель. Ребята, давайте подумаем, что бы еще придумать, чтобы запомнить сложное правило «Н-НН». Давайте в преддверии праздника составим меню. Но сначала повторим алгоритм написания Н-НН в суффиксах причастий, прилагательных и наречий.
(Текст на экране интерактивной доски, по цепочке дети объясняют написание Н-НН)
«Смышленым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипяченой воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Причем все сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с вязаными салфетками.»
Учитель. Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать?
-
Объяснительный диктант
Цель: добиться осознанного написания слов с Н-НН при воссоздании текста рецепта.
Учитель. Сейчас я предлагаю карточку для каждой пары. Вы сами выберете, кто из вас будет выступать в роли учителя при объяснительном диктанте. (Распределим карточки)
Учитель. Теперь мы все вместе составим уникальный рецепт, вставляя ваши словосочетания в нужном падеже.
(объяснительный диктант)
Ученик, у которого есть карточка, диктует написанные на ней словосочетания и объясняет написание Н-НН. Потом все записывают это словосочетание к себе в «Уникальный рецепт»
Шаблон «Уникального рецепта»
Уникальный рецепт
Возьмите ____________________________________________
Добавьте ____________________________________________
И киньте в ____________________________________________
На _____________________________________________
Обмажьте вы со всех сторон.
Готов ______________________________________________
В __________________________________________________
Приправа для ________________________________________
А пара _____________________________________________
Вкусней тарелки кислых щей.
Вы в свеклу _________________________________________
Бросайте быстро, без помех.
Ваш ________________________________________________
Отведать каждый будет рад.
4.Запись уникального рецепта
Учитель: Мы с вами получили поистине уникальный рецепт. Почему я его назвала уникальным? Объясните лексическое значение «уникальный».
5. Чтение отрывков из Г.Остера.
Учитель:
— Вы все, надеюсь, знакомы с художественными произведениями автора, который создает подобные «рецепты». Назовите фамилию этого автора и название его произведения. (Г.Остер «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда»).
— С рецептами из этой книги вас познакомят наши ребята.
Чтение учениками отрывков из книги Г.Остера «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда».
6. Работа в группах.
Учитель: Конечно, это были шутливые рецепты, а сейчас мы составим «съедобные» рецепты для нашего праздничного меню. Может кто-то из вас в будущем выберет профессию кулинара.
Для этого мы в классе образуем группы-кафе, в которых под руководством шеф-поваров вы составите рецепты, используя содержимое конвертов-«холодильников».
(Учителю рекомендуется вырезать изображения продуктов и на обратной стороне каждого изображения написать фамилию ученика, который будет заполнять карточку, затем карточки положить в красивый конверт. Это урок-сюрприз, поэтому все должно быть красивым и красочным). Шеф-повар должен руководить работой группы (ход работы напечатан на конвертах, на работу отводится 6 минут).
Ход работы (работой в группе руководит «шеф-повар»):
Ход работы напечатан на каждом конверте:
-
Открыть конверт.
-
Раздать карточки – продукты в соответствии с указанными именами.
-
Каждому участнику группы вставить карандашом пропущенные буквы на своих карточках.
-
Затем составить в группах рецепт, используя продукты, изображенные на карточках (вовсе не обязательно использовать все слова).
-
На конверте написаны прилагательные. Ваша задача образовать от них наречия, по возможности использовав их при составлении рецепта.
-
Записать ваш рецепт.
-
Соблюдать регламент – 6 минут.
7. Самостоятельная работа.
Учитель: Пока я буду знакомиться с вашими шедеврами, предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях продуктов. Выполните следующее упражнение: вставьте пропущенные буквы в распечатанные тексты стихотворения о праздничном обеде.
Теперь займемся мы столом.
Он полирова__ый притом.
Крахмале___ая скатерть есть
И вяза___ых салфеток шесть.
Покраше___ы еще вчера
Все ножки кресел и стола.
Вилки золоче___ые,
Ножи посеребре___ые.
И вот уче____ый попугай
Гостей зовет на каравай.
Вот бьют стари___ые часы.
У дам припудре___ы носы.
Вот стега___ых жилетов ряд
И туфель чище___ых парад.
Уж можно ужин подавать,
Чтоб зва__ых в гости удивлять.
Потраче___о немало сил.
Хвале___ый суп уже остыл.
Капусты кваше___ой ведро,
Моче___ых яблок три кило.
Свежемороже___ый сазан,
Копче___ый угорь и баран,
Хранившийся пять лет бальзам
И мелкокроше___ый банан.
Того, что съеде___о давно,
Пересчитать мне не да___о.
Бывает много разных тем,
Но я люблю «одна-две Н»!
8. Чтение составленных учениками рецептов.
Жюри, состоящее из учителя и «шеф-поваров» групп-«кафе», распределяет призовые места.
9.Подведение итогов. Награждение.
Учитель: Настало время подвести итоги нашего необычного кулинарного урока и наградить лучших кулинаров (вручение грамот).
10. Домашнее задание.
Учитель: Выпишите из художественных произведений «кулинарные» предложения, в которых встречаются слова на изученные орфограммы. Графически объясните их написание.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Карточки для заданий:
-
КУПЛЕН___ ЫЙ БАНАН
ОЧИЩЕН____ЫЙ БАКЛАЖАН
ЖАРЕН___ АЯ САРДЕЛЬКА
ЗАПЕЧЕН___ ЫЙ ЧЕСНОК
ПРОПЕЧЕН___ ЫЙ КЕКС
ТУШЕН___ АЯ КАПУСТА
КУРИН__ ЫЕ ШЕЙКИ
НАРЕЗАН__ ЫЙ БАТОН
ДРОБЛЕН___ ЫЙ ОРЕХ
ИЗМЕЛЬЧЕН___ ЫЙ ЛУК
НАРЕЗАН___ ЫЙ БАТОН
ВАРЕН___ ЫЙ БУЛЬОН
ВЯЛЕ___ЫЕ ЛЕЩИ
МАРИНОВА___ЫЙ САЛАТ
НА МАСЛЕ ЖАРЕ____ЫЙ БЕКОН
В КАСТРЮЛЬКУ БРОШЕ___ЫЙ ЧЕСНОК
ПРОТУШЕ___ЫЙ БИФШТЕКС
В ДУХОВКЕ ПРОПЕЧЕ___ЫЙ КЕКС
Надписи на картинках:
КУРИЦА: фарширова___ая грибами, сильно перче___ая, варе___ая в бульоне,
обваля___ая в сухарях, жаре___ая, несоле___ая.
РИС: предварительно замоче___ый, обжаре___ый до прозрачности, перче__ый,
смеша__ый с рубле___ым мясом, недосоле___ый.
КАРТОФЕЛЬ: нареза___ый соломкой, подрумяне___ый, чище___ый.
КАПУСТА: шинкова___ая, кваше___ая, соле___ая.
ОГУРЕЦ: очище___ый, нареза___ый кружочками, маринова___ый.
ЧЕСНОК: чище___ый, маринова___ый, рубле___ый, смеша___ый с петрушкой,
мелкокроше___ый, высуше__ый.
КЛУБНИКА: перемеша___ая со сливками, посыпа__ая сахаром, купле___ая.
МОЛОКО: кипяче___ое, охлажде___ое, топле___ое.
МОРОЖЕ__ОЕ: посыпа___ое шоколадом, украше___ое клубникой, клюкве__ое.
ЙОГУРТ: охлажде___ый, витаминизирова___ый, клюкве___ый, лимо___ый.