Венера Ахатовна Нигматуллина,

учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 38,

г. Сургут

Ханты-Мансийский округ

Тема урока:

Правописание Н-НН в суффиксах причастий,

отглагольных прилагательных и наречий. (7 класс)

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: урок-сюрприз

Технология: технология контекстуального обучения

Цель: формирование навыка правильного написания причастий, отглагольных прилагательных и наречий.

Знать: орфограммы «Н-НН в суффиксах прилагательных», «Н-НН в суффиксах причастий», «Н-НН в суффиксах наречий»

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; использовать в речи указанные части речи.

Оборудование: карточки, конверты, грамоты.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение алгоритма написания Н-НН.

  3. Объяснение написания слов с Н-НН в тексте, представленном на экране интерактивной доски.

  4. Запись уникального рецепта (на карточке).

  5. Чтение отрывков из Г.Остера.

  6. Работа в группах.

  7. Самостоятельная работа.

  8. Чтение рецептов.

  9. Подведение итогов. Награждение.

  10. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Цель: объяснить обучающимся цель урока.

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие: урок-сюрприз. Я даже не могу вам сообщить план сегодняшнего урока. Скажу только одно: приготовьтесь к неожиданностям.

  1. Актуализация опорных знаний

Цель: повторить правило написания Н-НН в суффиксах причастий, прилагательных и наречий.

Учитель. Ребята, давайте подумаем, что бы еще придумать, чтобы запомнить сложное правило «Н-НН». Давайте в преддверии праздника составим меню. Но сначала повторим алгоритм написания Н-НН в суффиксах причастий, прилагательных и наречий.

(Текст на экране интерактивной доски, по цепочке дети объясняют написание Н-НН)

«Смышленым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипяченой воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Причем все сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с вязаными салфетками.»

Учитель. Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать?

  1. Объяснительный диктант

Цель: добиться осознанного написания слов с Н-НН при воссоздании текста рецепта.

Учитель. Сейчас я предлагаю карточку для каждой пары. Вы сами выберете, кто из вас будет выступать в роли учителя при объяснительном диктанте. (Распределим карточки)

Учитель. Теперь мы все вместе составим уникальный рецепт, вставляя ваши словосочетания в нужном падеже.

(объяснительный диктант)

Ученик, у которого есть карточка, диктует написанные на ней словосочетания и объясняет написание Н-НН. Потом все записывают это словосочетание к себе в «Уникальный рецепт»

Шаблон «Уникального рецепта»

Уникальный рецепт

Возьмите ____________________________________________

Добавьте ____________________________________________

И киньте в ____________________________________________

На _____________________________________________

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов ______________________________________________

В __________________________________________________

Приправа для ________________________________________

А пара _____________________________________________

Вкусней тарелки кислых щей.

Вы в свеклу _________________________________________

Бросайте быстро, без помех.

Ваш ________________________________________________

Отведать каждый будет рад.

4.Запись уникального рецепта

Учитель: Мы с вами получили поистине уникальный рецепт. Почему я его назвала уникальным? Объясните лексическое значение «уникальный».

5. Чтение отрывков из Г.Остера.

Учитель:

— Вы все, надеюсь, знакомы с художественными произведениями автора, который создает подобные «рецепты». Назовите фамилию этого автора и название его произведения. (Г.Остер «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда»).

— С рецептами из этой книги вас познакомят наши ребята.

Чтение учениками отрывков из книги Г.Остера «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда».

6. Работа в группах.

Учитель: Конечно, это были шутливые рецепты, а сейчас мы составим «съедобные» рецепты для нашего праздничного меню. Может кто-то из вас в будущем выберет профессию кулинара.

Для этого мы в классе образуем группы-кафе, в которых под руководством шеф-поваров вы составите рецепты, используя содержимое конвертов-«холодильников».

(Учителю рекомендуется вырезать изображения продуктов и на обратной стороне каждого изображения написать фамилию ученика, который будет заполнять карточку, затем карточки положить в красивый конверт. Это урок-сюрприз, поэтому все должно быть красивым и красочным). Шеф-повар должен руководить работой группы (ход работы напечатан на конвертах, на работу отводится 6 минут).

Ход работы (работой в группе руководит «шеф-повар»):

Ход работы напечатан на каждом конверте:

  1. Открыть конверт.

  2. Раздать карточки – продукты в соответствии с указанными именами.

  3. Каждому участнику группы вставить карандашом пропущенные буквы на своих карточках.

  4. Затем составить в группах рецепт, используя продукты, изображенные на карточках (вовсе не обязательно использовать все слова).

  5. На конверте написаны прилагательные. Ваша задача образовать от них наречия, по возможности использовав их при составлении рецепта.

  6. Записать ваш рецепт.

  7. Соблюдать регламент – 6 минут.

7. Самостоятельная работа.

Учитель: Пока я буду знакомиться с вашими шедеврами, предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях продуктов. Выполните следующее упражнение: вставьте пропущенные буквы в распечатанные тексты стихотворения о праздничном обеде.

Теперь займемся мы столом.

Он полирова__ый притом.

Крахмале___ая скатерть есть

И вяза___ых салфеток шесть.

Покраше___ы еще вчера

Все ножки кресел и стола.

Вилки золоче___ые,

Ножи посеребре___ые.

И вот уче____ый попугай

Гостей зовет на каравай.

Вот бьют стари___ые часы.

У дам припудре___ы носы.

Вот стега___ых жилетов ряд

И туфель чище___ых парад.

Уж можно ужин подавать,

Чтоб зва__ых в гости удивлять.

Потраче___о немало сил.

Хвале___ый суп уже остыл.

Капусты кваше___ой ведро,

Моче___ых яблок три кило.

Свежемороже___ый сазан,

Копче___ый угорь и баран,

Хранившийся пять лет бальзам

И мелкокроше___ый банан.

Того, что съеде___о давно,

Пересчитать мне не да___о.

Бывает много разных тем,

Но я люблю «одна-две Н»!

8. Чтение составленных учениками рецептов.

Жюри, состоящее из учителя и «шеф-поваров» групп-«кафе», распределяет призовые места.

9.Подведение итогов. Награждение.

Учитель: Настало время подвести итоги нашего необычного кулинарного урока и наградить лучших кулинаров (вручение грамот).

10. Домашнее задание.

Учитель: Выпишите из художественных произведений «кулинарные» предложения, в которых встречаются слова на изученные орфограммы. Графически объясните их написание.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Карточки для заданий:

КУПЛЕН___ ЫЙ БАНАН

ОЧИЩЕН____ЫЙ БАКЛАЖАН

ЖАРЕН___ АЯ САРДЕЛЬКА

ЗАПЕЧЕН___ ЫЙ ЧЕСНОК

ПРОПЕЧЕН___ ЫЙ КЕКС

ТУШЕН___ АЯ КАПУСТА

КУРИН__ ЫЕ ШЕЙКИ

НАРЕЗАН__ ЫЙ БАТОН

ДРОБЛЕН___ ЫЙ ОРЕХ

ИЗМЕЛЬЧЕН___ ЫЙ ЛУК

НАРЕЗАН___ ЫЙ БАТОН

ВАРЕН___ ЫЙ БУЛЬОН

ВЯЛЕ___ЫЕ ЛЕЩИ

МАРИНОВА___ЫЙ САЛАТ

НА МАСЛЕ ЖАРЕ____ЫЙ БЕКОН

В КАСТРЮЛЬКУ БРОШЕ___ЫЙ ЧЕСНОК

ПРОТУШЕ___ЫЙ БИФШТЕКС

В ДУХОВКЕ ПРОПЕЧЕ___ЫЙ КЕКС

Надписи на картинках:

КУРИЦА: фарширова___ая грибами, сильно перче___ая, варе___ая в бульоне,

обваля___ая в сухарях, жаре___ая, несоле___ая.

РИС: предварительно замоче___ый, обжаре___ый до прозрачности, перче__ый,

смеша__ый с рубле___ым мясом, недосоле___ый.

КАРТОФЕЛЬ: нареза___ый соломкой, подрумяне___ый, чище___ый.

КАПУСТА: шинкова___ая, кваше___ая, соле___ая.

ОГУРЕЦ: очище___ый, нареза___ый кружочками, маринова___ый.

ЧЕСНОК: чище___ый, маринова___ый, рубле___ый, смеша___ый с петрушкой,

мелкокроше___ый, высуше__ый.

КЛУБНИКА: перемеша___ая со сливками, посыпа__ая сахаром, купле___ая.

МОЛОКО: кипяче___ое, охлажде___ое, топле___ое.

МОРОЖЕ__ОЕ: посыпа___ое шоколадом, украше___ое клубникой, клюкве__ое.

ЙОГУРТ: охлажде___ый, витаминизирова___ый, клюкве___ый, лимо___ый.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here