Урок окружающего мира в 4классе по программе «Школа России».
Тема: Жизнь леса.
Цель урока: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
Задачи: сформировать понятие «лесные этажи»;
познакомить с разнообразием животного и растительного мира леса;
учить классифицировать растения по группам, распределять растительность по ярусам;
классифицировать животных по месту обитания;
учить делать выводы;
развивать кругозор, речь детей.
Оборудование: интерактивная доска с заданиями
Ход урока:
-
Организационный момент.
— Проверьте, все ли готово к уроку у вас на партах?
— Тихо сели.
— Сегодня на уроке выполним много разных заданий, для этого надо быть внимательными и активно работать на уроке.
— В конце урока мы должны составить алгоритм изучения… чего? вы узнаете позже.
-
Проверка домашнего задания.
— Начинаем урок с проверки домашнего задания.
— О чем говорили на прошлом уроке?
— Приведите примеры различных типов почв, распределив их по природным зонам (в тундре – тундровые, в тайге и смешанных лесах – подзолистые, в лиственных лесах – серые лесные, в степях – чернозем, в болотах – болотные, на лугах – луговые).
— В какой природной зоне мы живем?
— Какая почва характерна для нашего края?
-
Введение в новую тему.
— Что растет в нашей зоне? Приведите примеры.
— Назовите это одним словом. (Растения)
-
Работа над новым материалом.
— Распределите растения по группам (работа на доске – картинки деревьев, кустарников, травянистых растений, мхов).
— Почему вы растения разделили именно так, по каким признакам, на что ориентировались? (высота, количество стволов, стебли).
— Ученые делят так же, как вы, по тем же признакам – по высоте, по наличию стволов и стеблей.
— Расставьте растения по высоте, начиная с самого высокого.
— Что это напоминает? (Лестницу, горку)
— Похоже на лестницу, по которой поднимаются на этажи. Ученые называют эти этажи – ярусами.
1 ярус – это многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Это – деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.
2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Это – кустарники).
3 ярус – растения с мягкими зелеными стеблями (Это – травы).
4 ярус – это мхи и лишайники.
— Приведите примеры разных ярусов. Кто не согласен? Почему? Докажи свое мнение.
а) Первичное закрепление.
— Выполните задание по карточкам. Запишите примеры в каждой графе.
(1 уровень – деревья, кустарники, травянистые растения; 2 уровень – деревья, 2 ярус, травянистые растения; 3 уровень – 1 ярус, 2 ярус, 3 ярус). Проверка.
— Прочитайте примеры из первой графы, назовите группу растений, какой это ярус?
— Кто не согласен? Почему? Докажи свое мнение.
-
Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
-
Продолжение работы над новым материалом.
— Для кого лес является домом? (Для животных).
Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными.
— Назовите животных нашего леса.
— Расселите животных по месту их обитания.
— Почему именно так вы расселили? (Приспособление животных к условиям жизни – питание, жилище, защита от врагов)
— Приведите примеры животных нашего леса, которые обитают на деревьях; ведут наземную жизнь; обитают в почве.
— Кто не согласен? Почему? Докажи.
б) Первичное закрепление.
— Выполним задание в тетради с. 57 №6. Взаимопроверка. Кто не согласен с ответом соседа? Почему? Докажи.
— Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга? Почему? (Нет. Они живут вместе, помогая друг другу, т.е. сообща).
— Ученые называют эту связь – лесное или природное сообщество.
— В чем главная связь между животными и растениями? (В питании).
— Составим вместе цепь питания: (на доске) – осина – заяц – волк.
— Составьте в парах цепь питания, выполнив задание в тетради с.58 №8. Проверка. Кто не согласен? Почему? Докажи.
— В какой последовательности мы изучали сообщество?
— Выведем алгоритм изучения…. сообщества.
1. Растительный мир.
2. Животный мир.
3. Взаимосвязь.
— На следующем уроке мы продолжим составление алгоритма.
7. Резерв.
— На карточках под каждой графой нарисуйте растение данной группы, отразив характерные признаки.
-
Итог.
— Как называется взаимосвязь между животными и растениями?
— Как называется сообщество, о котором мы говорили на уроке?
— Как вы думаете, какие еще могут быть сообщества?
-
Выставление оценок за работу на уроке.
-
Домашнее задание.
с.178-179, чтение, пересказ и выполнить творческое задание – нарисовать лесное сообщество, указать взаимосвязь.