Урок окружающего мира в 4классе по программе «Школа России».

Тема: Жизнь леса.

Цель урока: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

Задачи: сформировать понятие «лесные этажи»;

познакомить с разнообразием животного и растительного мира леса;

учить классифицировать растения по группам, распределять растительность по ярусам;

классифицировать животных по месту обитания;

учить делать выводы;

развивать кругозор, речь детей.

Оборудование: интерактивная доска с заданиями

Ход урока:

  1. Организационный момент.

— Проверьте, все ли готово к уроку у вас на партах?

— Тихо сели.

— Сегодня на уроке выполним много разных заданий, для этого надо быть внимательными и активно работать на уроке.

— В конце урока мы должны составить алгоритм изучения… чего? вы узнаете позже.

  1. Проверка домашнего задания.

— Начинаем урок с проверки домашнего задания.

— О чем говорили на прошлом уроке?

— Приведите примеры различных типов почв, распределив их по природным зонам (в тундре – тундровые, в тайге и смешанных лесах – подзолистые, в лиственных лесах – серые лесные, в степях – чернозем, в болотах – болотные, на лугах – луговые).

— В какой природной зоне мы живем?

— Какая почва характерна для нашего края?

  1. Введение в новую тему.

— Что растет в нашей зоне? Приведите примеры.

— Назовите это одним словом. (Растения)

  1. Работа над новым материалом.

— Распределите растения по группам (работа на доске – картинки деревьев, кустарников, травянистых растений, мхов).

— Почему вы растения разделили именно так, по каким признакам, на что ориентировались? (высота, количество стволов, стебли).

— Ученые делят так же, как вы, по тем же признакам – по высоте, по наличию стволов и стеблей.

— Расставьте растения по высоте, начиная с самого высокого.

— Что это напоминает? (Лестницу, горку)

— Похоже на лестницу, по которой поднимаются на этажи. Ученые называют эти этажи – ярусами.

1 ярус – это многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Это – деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.

2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Это – кустарники).

3 ярус – растения с мягкими зелеными стеблями (Это – травы).

4 ярус – это мхи и лишайники.

— Приведите примеры разных ярусов. Кто не согласен? Почему? Докажи свое мнение.

а) Первичное закрепление.

— Выполните задание по карточкам. Запишите примеры в каждой графе.

(1 уровень – деревья, кустарники, травянистые растения; 2 уровень – деревья, 2 ярус, травянистые растения; 3 уровень – 1 ярус, 2 ярус, 3 ярус). Проверка.

— Прочитайте примеры из первой графы, назовите группу растений, какой это ярус?

— Кто не согласен? Почему? Докажи свое мнение.

  1. Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

  1. Продолжение работы над новым материалом.

— Для кого лес является домом? (Для животных).

Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными.

— Назовите животных нашего леса.

— Расселите животных по месту их обитания.

— Почему именно так вы расселили? (Приспособление животных к условиям жизни – питание, жилище, защита от врагов)

— Приведите примеры животных нашего леса, которые обитают на деревьях; ведут наземную жизнь; обитают в почве.

— Кто не согласен? Почему? Докажи.

б) Первичное закрепление.

— Выполним задание в тетради с. 57 №6. Взаимопроверка. Кто не согласен с ответом соседа? Почему? Докажи.

— Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга? Почему? (Нет. Они живут вместе, помогая друг другу, т.е. сообща).

— Ученые называют эту связь – лесное или природное сообщество.

— В чем главная связь между животными и растениями? (В питании).

— Составим вместе цепь питания: (на доске) – осина – заяц – волк.

— Составьте в парах цепь питания, выполнив задание в тетради с.58 №8. Проверка. Кто не согласен? Почему? Докажи.

— В какой последовательности мы изучали сообщество?

— Выведем алгоритм изучения…. сообщества.

1. Растительный мир.

2. Животный мир.

3. Взаимосвязь.

— На следующем уроке мы продолжим составление алгоритма.

7. Резерв.

— На карточках под каждой графой нарисуйте растение данной группы, отразив характерные признаки.

  1. Итог.

— Как называется взаимосвязь между животными и растениями?

— Как называется сообщество, о котором мы говорили на уроке?

— Как вы думаете, какие еще могут быть сообщества?

  1. Выставление оценок за работу на уроке.

  1. Домашнее задание.

с.178-179, чтение, пересказ и выполнить творческое задание – нарисовать лесное сообщество, указать взаимосвязь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here