Попова Ирина Михайловна
Предмет: Окружающий мир (Мое Отечество) Класс: 3
Тема урока: «Золотые ворота» в Древнюю Русь
Цели урока.
Цели по линиям развития ученика.
Линия 1. Овладение картиной мира: показать роль древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров. Дать первичные представления о таких понятиях, как культура, ремесленник, купец, икона, монах монастырь.
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: сформировать у учеников образное представление о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далеких предков
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Вид урока: комбинированный
Метод: продуктивный
Оснащение:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран
Презентация к уроку
Учебник А. А, Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В. Тырин « Окружающий мир». 3 класс, часть 2
(« Мое Отечество»). М: Баласс, 2008
Рабочая тетрадь: «Окружающий мир». 3 класс. («Мое Отечество»). Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. – М.: Баласс, 2012.
Этапы урока | Содержание этапа | ||||||
1 | Организационный момент | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: подготовить детей к работе на уроке; проверить подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организовать внимание класса к работе на уроке, включить в учебный ритм, создать положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. Метод: словесный Форма работы: фронтальная Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.
«О светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси:..городы великими, сёлы дивными…домы церковными…Всего еси исполнена земля Русская» Неизвестный автор «Слово о гибели Русской земли»
(О! Светлая-светлая, красно-украшенная Земля русская наша! Славишься сёлами ты, городами И златоглавыми блещешь церквами. О! Светлая-светлая, красно-украшенная Земля необъятная наша!)
-Есть времена в истории Родины, значение которых очень велико, каждое новое поколение хочет слышать о них. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род.
Результат: полная готовность класса и оборудования, включение обучающихся в деловой ритм
| |||||
2 | Проверка домашнего задания. | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: использовать свои знания, выявить собственные недостатки в изучаемом материале Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: Формы работы: индивидуальная, фронтальная Метод: беседа Проверить степень усвоения обучающимися знаний с помощью фронтальный беседы, комментирование ответов обучающихся, оценка знаний, привлечение к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы, создание атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе.
— Мы путешествуем с вами по Древней Руси. — Какие временные рамки занимает период «Древняя Русь»? — Что знаем об этом историческом периоде? — Как назывались племена, жившие на территории нашей Родины? — Чем занимались восточные славяне? Кому поклонялись славяне до принятия веры? (Рабочая тетрадь (РТ): стр. 10, задание 1) — Что такое государство? Чем государство отличается от страны? (Организация общества в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия). — Когда Древняя Русь стала государством? Какие известные князья стояли у истоков возникновения государства? (РТ: стр.11, задание 3)
— Проверим задание 4, стр. 11, РТ.
— Как называли самый красивый храм Древнерусской земли? (Храм Святой Софии)
Результат: определить уровень знаний у обучающихся, актуализировать и скорректировать опорные понятия изучаемой темы
| |||||
3 | Постановка проблемы | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы, стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации. Мотивация изучения темы опирается на личный опыт обучающихся. Форма работы: фронтальная Метод: проблемно-поисковый
-Можно ли Храм Святой Софии отнести к памятникам культуры?
— Что вы понимаете под словом культура?
Русская культура — это наша детская С трепетной лампадой, с мамой дорогой. Русская культура — это молодецкая Тройка с колокольчиком, с расписной дугой. Русская культура — это сказки нянины, Песня колыбельная, горькая до слез. Русская культура — это разрумяненный, В рукавицах-варежках, Дедушка Мороз. Русская культура — это кисть Маковского, Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль, Терема и маковки, звон Кремля Московского, Музыки Чайковского сладкая печаль. Русская культура — это дали Невского В серо-белом сумраке северных ночей, Это — радость Пушкина, горечь Достоевского И стихов Жуковского радостный ручей. Русская культура — это все, чем славится Со времен Владимира наш народ святой. Вадимов Евгений (Лиссовский Юрий Ипполитович)
— Что значит памятник культуры?
— Проверьте свои предположения по толковому словарю на странице 141 учебника.
-Где были распространены данные памятники культуры? (И в городах, и в деревнях)
— Давайте обратимся к карте на с.30 учебника – много ли было городов в Древней Руси?
На доске появляется запись: «Культура распространена и в городах, и в деревнях, но городов в Древней Руси было мало»
— Давайте посмотрим, а как иностранцы называли Древнюю Русь (Чтение текста на стр.32 учебника)
На доске появляется запись: «Древняя Русь – «Страна городов»
— Какое заметили противоречие? Какой возникает вопрос? Что же нам сегодня предстоит выяснить?
С помощью учителя формулируется основной вопрос: Почему Древнюю Русь называли «Страной городов»?
Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы. | |||||
4 | Версии детей Актуализация опорных знаний | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: перечислить особенности городов, опираясь на иллюстрации учебника и собственные знания; выяснить, что необходимо знать о городах для решения проблемы. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о городах; развивать мыслительные операции.
Форма работы: фронтальная Метод: поисковый
— Давайте попробуем заполнить таблицу. В одну колонку мы запишем все то, что мы можем сказать о городах. Опираясь на то, что вы уже знаете и, рассматривая иллюстрации на страницах 32-36 в учебнике. В другую – то, что нам необходимо выяснить.
Результат: готовность учащихся к активной познавательной деятельности
| |||||
5 | Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: иметь первичные представления о таких понятиях, как культура, ремесленник, купец, монах, монастырь; выяснить какова роль городов в жизни наших далеких предков.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: способствовать формированию у обучающихся образного представления о культуре Древней Руси; показать роль древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров.
Форма работы: фронтальная
Метод: поисковый
— Давайте пройдем через Золотые ворота и попадем в древнерусский город Владимир.
Владимир-град Ты – древнерусский старый город, В тебе тот стержень для славян, С которым им не страшен голод, И лютый холод, и обман.
Всё сможем мы – России люди, Когда такие города, Как град Владимир, есть и будут. Не победить нас никогда! (А. Гаврюшкин)
— Почему ворота назвали «Золотые»? (Сделаны из золота)
— Вспомните выражения «золотые» руки, «золотое» сердце. Какие руки называют «золотыми»? (Умеют всё делать, особенные).
— Почему сердце называют «золотое»? (Доброе, отзывчивое, особенное).
— Почему ворота могли назвать «Золотыми»? (Чем-то особенны).
Учитель: — В город вели ворота, количество которых зависело от размеров города. Самые торжественные назывались Золотыми. Много легенд связано с Золотыми воротами. Через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою победу, через них въезжали самые почетные гости.
— Прочитайте текст на стр. 32-33 «Жители и гости русских городов»
— Как вы думаете, люди каких профессий и занятий жили в городах постоянно?
( Князь, ремесленники, купцы, священники…).
— Кто же такие купцы, ремесленники? Дайте собственный ответ. Проверьте свои предположения по словарю.
(Купцы – в прошлом жители городов, которые торговали различными товарами у себя в стране или за границей. Словарь: стр. 141
Ремесленники – мастера, которые жили в городах Древней Руси: кузнецы, ткачи, сапожники и другие. Словарь: стр. 142 )
— Тогда, кто же и зачем приезжал в город?
(Крестьяне, чтобы продать овощи и купить что-то себе; люди, назначенные князем собирать дань, купцы, иностранные гости).
— Кто же такие крестьяне?
(Крестьяне – жители сел и деревень, которые пашут землю, собирают урожай, выращивают скот и кормят все население государства. Словарь: стр. 142)
— Представьте, что вы находитесь в городе: крестьяне продают овощи, тут же помощники князя собирают дань, князь решает спор между «гостем» и «жителем», иногородние мастера ищут работу. И все это происходит в одно время. Что же будет? (Шум, неразбериха, толкотня)
— Объясните фразу: В деревнях жизнь текла, а в городах кипела.
(Ученики предлагают свои объяснения, подчеркивая, что в города съезжалось много народу, который толпился около дворца князя, в соборах, на торговой площади)
— Какие памятники культуры дошли до нас со времен Древней Руси? (Храмы, иконы, фрески, книги, мозаики).
— Что же такое: фрески, иконостас, икона? Прочитаем текст на стр. 33
(Фрески —изображения, выполненные красками по сырой штукатурке. Иконостас-ряд икон, размещенных на специальной перегородке, отделяющей алтарь. Икона – изображения святых, написанных красками на деревянных досках)
— Вы сказали, что к памятникам культуры относятся и книги. Как вы считаете, похожи ли древние книги на современные?
— Проверим, совпали ли наши ответы с объяснениями авторов учебника. (Чтение текста на стр. 35 – 36 «Грамоте учиться — всегда пригодится»)
— Посмотрите на иллюстрацию (стр.36.), прочитайте задание. — Можем мы его выполнить? (Нет, мы не знаем, кто такие монахи).
— Прочитайте текст «Труды и молитвы» до слов «…яркая культура».
— Так кто же такие монахи? Где они жили?
(Монахи-люди, посвятившие свою жизнь служению Богу. Жили в монастырях).
— Продолжите текст о монахах
– Давайте ответим на вопросы таблицы: Чем городская жизнь была не похожа на деревенскую?
— Чем же являлись города для славян?
Города были центром:
политическим (князь и его помощники решали государственные вопросы);
экономическим (ремесленники и приезжие крестьяне торговали своими товарами);
религиозным (в городах строили большие и красивые храмы, монастыри);
культурным (сохранялись культурные богатства).
Результат: открытие нового знания, развитие видов мышления, развитие умений учебного труда, развитие волевой и эмоциональной сферы
| |||||
6 | Применение нового знания | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей . Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: развивать умение логически строить цепь собственных суждений; формировать умение взаимодействовать по ходу выполнения задания; развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы. Форма работы: самостоятельная, с последующей проверкой Метод: практический
В ходе выполнения заданий установить связи между отдельными операциями, выполнять действия по алгоритму, уметь выстраивать логическую цепь рассуждении, задавать вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу. В ходе работы обучающиеся обмениваются мнениями, учитель обращает внимание на умение говорящего обосновывать собственное мнение и учитывать мнение других.
— Так почему же Древнюю Русь называли «страной городов»?
— Посовещайтесь в парах и предложите свои варианты ответа. (Города – центры всей жизни государства; они были красивы, необычны, множество людей создавало впечатление, что все население Руси живет в городах).
— Почему же необходимо бережно относиться к памятникам культуры?
Результат: выработка умений оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.
| |||||
7 | Самостоятельная работа | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: выполнить задание, определить уровень овладения знаниями. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: определить практический уровень овладения новым материалом, работать над развитием навыка практического применения знаний. Форма работы: самостоятельная.
Выполнение заданий 2,3 на стр. 13 рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» (Мое Отечество)
Результат: определить практический уровень овладения материалом.
| |||||
7 | Рефлексия. | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: оценить значимость учебных действий для самого себя.. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: формировать осознанность и критичность учебных действий; осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить; развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям Форма работы: фронтальная
— Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чем вы бы хотели рассказать своим родителям, друзьям? — Что удалось открыть? — О чём хотелось бы ещё узнать?
Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока.
Результат: обучающиеся смогут осознать значимость учебных действий. | |||||
7 | Итог урока. Оценка и самооценка | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: получить информацию о результатах деятельности на уроке Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: развивать навыки самооценки, определить уровень достижения поставленных задач в течение урока, формировать адекватную самооценку у обучающихся; обеспечить дальнейшую работу по коррекции знаний и способов действий. Метод: устный опрос Форма работы: фронтальная
— С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке? (культура, ремесленники, купцы, икона, монах, монастырь, летопись) — Кому было легко выполнить задание? — У кого возникли трудности? — Что было непонятным? — Кого мы можем отметить за активную работу на уроке?
Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений Самооценка и оценка работы класса и отдельных обучающихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку. Организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.
Результат: соотнести цели урока и результаты работы
| |||||
8 | Задание на дом | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания; записать домашнее задание Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обеспечить понимание содержания и способы выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Метод: словесный . Форма работы: фронтальная Информация о домашнем задании, проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы её выполнения; соответствие содержания домашней работы уровню обученности обучающихся. Домашнее задание представлено с учетом возможностей обучающихся.
1). Дом. задание: учебник: стр.32-37, прочитать, выучить понятия.
2). Рабочая тетрадь – страницы 12-13.
3). Творческое задание:
а) — Представь, что ты попал на торговую площадь древнего Новгорода. Нарисуй или опиши словами, что ты увидел – какие товары, как одеты люди, как выглядит город и т.д. б) — С помощью дополнительной литературы подготовь сообщение о том, как возник город Москва (можно выступить от имени летописца, путешественника, воина из дружины Юрия Долгорукого и т.д.)
Результат: применение полученных знаний на практическом уровне. |