Попова Ирина Михайловна

Предмет: Окружающий мир (Мое Отечество) Класс: 3

Тема урока: «Золотые ворота» в Древнюю Русь

Цели урока.

Цели по линиям развития ученика.

Линия 1. Овладение картиной мира: показать роль древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров. Дать первичные представления о таких понятиях, как культура, ремесленник, купец, икона, монах монастырь.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: сформировать у учеников образное представление о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далеких предков

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Вид урока: комбинированный

Метод: продуктивный

Оснащение:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Презентация к уроку

Учебник А. А, Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В. Тырин « Окружающий мир». 3 класс, часть 2

(« Мое Отечество»). М: Баласс, 2008

Рабочая тетрадь: «Окружающий мир». 3 класс. («Мое Отечество»). Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. – М.: Баласс, 2012.

Этапы урока

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

подготовить детей к работе на уроке;

проверить подготовленность рабочего места учащихся к уроку,

организовать внимание класса к работе на уроке,

включить в учебный ритм,

создать положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Метод: словесный

Форма работы: фронтальная

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.

«О светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси:..городы великими, сёлы дивными…домы церковными…Всего еси исполнена земля Русская»

Неизвестный автор «Слово о гибели Русской земли»

(О! Светлая-светлая, красно-украшенная

Земля русская наша!

Славишься сёлами ты, городами

И златоглавыми блещешь церквами.

О! Светлая-светлая, красно-украшенная

Земля необъятная наша!)

-Есть времена в истории Родины, значение которых очень велико, каждое новое поколение хочет слышать о них. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род.

Результат: полная готовность класса и оборудования, включение обучающихся в деловой ритм

2

Проверка домашнего задания.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

использовать свои знания, выявить собственные недостатки в изучаемом материале

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Метод: беседа

Проверить степень усвоения обучающимися знаний с помощью фронтальный беседы, комментирование ответов обучающихся, оценка знаний, привлечение к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы, создание атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе.

— Мы путешествуем с вами по Древней Руси.

— Какие временные рамки занимает период «Древняя Русь»?

— Что знаем об этом историческом периоде?

— Как назывались племена, жившие на территории нашей Родины?

— Чем занимались восточные славяне? Кому поклонялись славяне до принятия веры?

(Рабочая тетрадь (РТ): стр. 10, задание 1)

— Что такое государство? Чем государство отличается от страны?

(Организация общества в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия).

— Когда Древняя Русь стала государством? Какие известные князья стояли у истоков возникновения государства? (РТ: стр.11, задание 3)

— Проверим задание 4, стр. 11, РТ.

— Как называли самый красивый храм Древнерусской земли? (Храм Святой Софии)

Результат: определить уровень знаний у обучающихся, актуализировать и скорректировать опорные понятия изучаемой темы

3

Постановка проблемы

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы,

стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации. Мотивация изучения темы опирается на личный опыт обучающихся.

Форма работы: фронтальная

Метод: проблемно-поисковый

-Можно ли Храм Святой Софии отнести к памятникам культуры?

— Что вы понимаете под словом культура?

Русская культура — это наша детская

С трепетной лампадой, с мамой дорогой.

Русская культура — это молодецкая

Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.

Русская культура — это сказки нянины,

Песня колыбельная, горькая до слез.

Русская культура — это разрумяненный,

В рукавицах-варежках, Дедушка Мороз.

Русская культура — это кисть Маковского,

Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль,

Терема и маковки, звон Кремля Московского,

Музыки Чайковского сладкая печаль.

Русская культура — это дали Невского

В серо-белом сумраке северных ночей,

Это — радость Пушкина, горечь Достоевского

И стихов Жуковского радостный ручей.

Русская культура — это все, чем славится

Со времен Владимира наш народ святой.

Вадимов Евгений (Лиссовский Юрий Ипполитович)

— Что значит памятник культуры?

— Проверьте свои предположения по толковому словарю на странице 141 учебника.

-Где были распространены данные памятники культуры? (И в городах, и в деревнях)

— Давайте обратимся к карте на с.30 учебника – много ли было городов в Древней Руси?

На доске появляется запись: «Культура распространена и в городах, и в деревнях, но городов в Древней Руси было мало»

— Давайте посмотрим, а как иностранцы называли Древнюю Русь

(Чтение текста на стр.32 учебника)

На доске появляется запись: «Древняя Русь – «Страна городов»

— Какое заметили противоречие? Какой возникает вопрос? Что же нам сегодня предстоит выяснить?

С помощью учителя формулируется основной вопрос:

Почему Древнюю Русь называли «Страной городов»?

Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы.

4

Версии детей

Актуализация опорных знаний

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: перечислить особенности городов, опираясь на иллюстрации учебника и собственные знания; выяснить, что необходимо знать о городах для решения проблемы.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о городах; развивать мыслительные операции.

Форма работы: фронтальная

Метод: поисковый

  1. Все версии детей выписываются на доску

— Давайте попробуем заполнить таблицу. В одну колонку мы запишем все то, что мы можем сказать о городах. Опираясь на то, что вы уже знаете и, рассматривая иллюстрации на страницах 32-36 в учебнике. В другую – то, что нам необходимо выяснить.

Что мы знаем о городах Древней Руси

Что не знаем о городах Древней Руси

1. Были огорожены стенами с башнями и проездными воротами. (тема 5, илл. на стр. 32).

2. Можно увидеть много домов, дворцов, торговую площадь. (тема 5, илл. на стр. 33).

3. Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой (илл. на стр. 34).

4. В городах была распространена письменность (стр. 35-36)

1. Кто постоянно жил в городах?

2. Кто и для чего приезжал в город?

3. Чем городская жизнь не похожа на деревенскую?

4.Чем являлись города для славян?

Результат: готовность учащихся к активной познавательной деятельности

5

Поиск решения проблемы

(открытие нового знания)

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: иметь первичные представления о таких понятиях, как культура, ремесленник, купец, монах, монастырь; выяснить какова роль городов в жизни наших далеких предков.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: способствовать формированию у обучающихся образного представления о культуре Древней Руси;

показать роль древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров.

Форма работы: фронтальная

Метод: поисковый

  1. Жители и гости древнерусских городов

— Давайте пройдем через Золотые ворота и попадем в древнерусский город Владимир.

Владимир-град

Ты – древнерусский старый город,

В тебе тот стержень для славян,

С которым им не страшен голод,

И лютый холод, и обман.

Всё сможем мы – России люди,

Когда такие города,

Как град Владимир, есть и будут.

Не победить нас никогда!

(А. Гаврюшкин)

— Почему ворота назвали «Золотые»? (Сделаны из золота)

— Вспомните выражения «золотые» руки, «золотое» сердце. Какие руки называют «золотыми»? (Умеют всё делать, особенные).

— Почему сердце называют «золотое»? (Доброе, отзывчивое, особенное).

— Почему ворота могли назвать «Золотыми»? (Чем-то особенны).

Учитель:

— В город вели ворота, количество которых зависело от размеров города. Самые

торжественные назывались Золотыми. Много легенд связано с Золотыми воротами. Через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою победу, через них въезжали самые почетные гости.

— Прочитайте текст на стр. 32-33 «Жители и гости русских городов»

— Как вы думаете, люди каких профессий и занятий жили в городах постоянно?

( Князь, ремесленники, купцы, священники…).

— Кто же такие купцы, ремесленники? Дайте собственный ответ. Проверьте свои предположения по словарю.

(Купцы – в прошлом жители городов, которые торговали различными товарами у себя в стране или за границей. Словарь: стр. 141

Ремесленники – мастера, которые жили в городах Древней Руси: кузнецы, ткачи, сапожники и другие. Словарь: стр. 142 )

— Тогда, кто же и зачем приезжал в город?

(Крестьяне, чтобы продать овощи и купить что-то себе; люди, назначенные князем собирать дань, купцы, иностранные гости).

— Кто же такие крестьяне?

(Крестьяне – жители сел и деревень, которые пашут землю, собирают урожай, выращивают скот и кормят все население государства. Словарь: стр. 142)

— Представьте, что вы находитесь в городе: крестьяне продают овощи, тут же помощники князя собирают дань, князь решает спор между «гостем» и «жителем», иногородние мастера ищут работу. И все это происходит в одно время. Что же будет? (Шум, неразбериха, толкотня)

— Объясните фразу: В деревнях жизнь текла, а в городах кипела.

(Ученики предлагают свои объяснения, подчеркивая, что в города съезжалось много народу, который толпился около дворца князя, в соборах, на торговой площади)

  1. Значение городов Древней Руси

— Какие памятники культуры дошли до нас со времен Древней Руси? (Храмы, иконы, фрески, книги, мозаики).

— Что же такое: фрески, иконостас, икона? Прочитаем текст на стр. 33

(Фрески —изображения, выполненные красками по сырой штукатурке.

Иконостас-ряд икон, размещенных на специальной перегородке, отделяющей алтарь.

Икона – изображения святых, написанных красками на деревянных досках)

— Вы сказали, что к памятникам культуры относятся и книги. Как вы считаете, похожи ли древние книги на современные?

— Проверим, совпали ли наши ответы с объяснениями авторов учебника. (Чтение текста на стр. 35 – 36 «Грамоте учиться — всегда пригодится»)

Посмотрите на иллюстрацию (стр.36.), прочитайте задание.

— Можем мы его выполнить? (Нет, мы не знаем, кто такие монахи).

— Прочитайте текст «Труды и молитвы» до слов «…яркая культура».

— Так кто же такие монахи? Где они жили?

(Монахи-люди, посвятившие свою жизнь служению Богу. Жили в монастырях).

— Продолжите текст о монахах

Давайте ответим на вопросы таблицы:

Чем городская жизнь была не похожа на деревенскую?

— Чем же являлись города для славян?

Города были центром:

политическим (князь и его помощники решали государственные вопросы);

экономическим (ремесленники и приезжие крестьяне торговали своими товарами);

религиозным (в городах строили большие и красивые храмы, монастыри);

культурным (сохранялись культурные богатства).

Результат: открытие нового знания, развитие видов мышления, развитие умений учебного труда, развитие волевой и эмоциональной сферы

6

Применение нового знания

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей .

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

развивать умение логически строить цепь собственных суждений;

формировать умение взаимодействовать по ходу выполнения задания;

развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы.

Форма работы: самостоятельная, с последующей проверкой

Метод: практический

В ходе выполнения заданий установить связи между отдельными операциями, выполнять действия по алгоритму, уметь выстраивать логическую цепь рассуждении, задавать вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу. В ходе работы обучающиеся обмениваются мнениями, учитель обращает внимание на умение говорящего обосновывать собственное мнение и учитывать мнение других.

— Так почему же Древнюю Русь называли «страной городов»?

— Посовещайтесь в парах и предложите свои варианты ответа. (Города – центры всей жизни государства; они были красивы, необычны, множество людей создавало впечатление, что все население Руси живет в городах).

— Почему же необходимо бережно относиться к памятникам культуры?

Результат: выработка умений оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.

7

Самостоятельная работа

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

выполнить задание, определить уровень овладения знаниями.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

определить практический уровень овладения новым материалом,

работать над развитием навыка практического применения знаний.

Форма работы: самостоятельная.

Выполнение заданий 2,3 на стр. 13 рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» (Мое Отечество)

Результат: определить практический уровень овладения материалом.

7

Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

оценить значимость учебных действий для самого себя..

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

формировать осознанность и критичность учебных действий;

осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям

Форма работы: фронтальная

— Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чем вы бы хотели рассказать своим родителям, друзьям?

— Что удалось открыть?

— О чём хотелось бы ещё узнать?

Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока.

Результат: обучающиеся смогут осознать значимость учебных действий.

7

Итог урока.

Оценка и самооценка

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

получить информацию о результатах деятельности на уроке

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

развивать навыки самооценки,

определить уровень достижения поставленных задач в течение урока,

формировать адекватную самооценку у обучающихся;

обеспечить дальнейшую работу по коррекции знаний и способов действий.

Метод: устный опрос

Форма работы: фронтальная

— С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке? (культура, ремесленники, купцы, икона, монах, монастырь, летопись)

— Кому было легко выполнить задание?

— У кого возникли трудности?

— Что было непонятным?

— Кого мы можем отметить за активную работу на уроке?

Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений

Самооценка и оценка работы класса и отдельных обучающихся.

Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку.

Организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.

Результат: соотнести цели урока и результаты работы

8

Задание на дом

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания;

записать домашнее задание

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

обеспечить понимание содержания и способы выполнения домашнего задания.

Проверка соответствующих записей.

Метод: словесный .

Форма работы: фронтальная

Информация о домашнем задании, проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы её выполнения; соответствие содержания домашней работы уровню обученности обучающихся. Домашнее задание представлено с учетом возможностей обучающихся.

1). Дом. задание: учебник: стр.32-37, прочитать, выучить понятия.

2). Рабочая тетрадь – страницы 12-13.

3). Творческое задание:

а) — Представь, что ты попал на торговую площадь древнего Новгорода. Нарисуй или опиши словами, что ты увидел – какие товары, как одеты люди, как выглядит город и т.д.

б) — С помощью дополнительной литературы подготовь сообщение о том, как возник город Москва (можно выступить от имени летописца, путешественника, воина из дружины Юрия Долгорукого и т.д.)

Результат: применение полученных знаний на практическом уровне.

16

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here