Разработка урока по УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель начальных классов: Фоменко Ирина Владимировна

Предмет: окружающий мир.

Класс:4.

Тип урока: открытия нового знания

Тема: « Зона степей »

Оборудование: учебник «Окружающий мир» В.Ф.Виноградова,

рабочая тетрадь «Окружающий мир»

географическая карта природных зон;

план – рассказ о природных зонах;

план рассказа о животном;

интерактивная доска с изображением картины зоны степей, животных и растений;

гербарии растений зоны степи;

индивидуальные карточки для учащихся

текст стихотворения П. Вяземского «Степь»;

Цели урока: Сформировать представление учащихся о зоне степей;

развивать познавательный интерес, умение использовать в работе ранее полученные знания;

логично выражать свои мысли, сравнивать, рассуждать, анализировать и делать выводы;

воспитывать бережное отношение к природе .

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент. Этап положительного самоопределения к учебной деятельности .

— Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями? Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Вспомним правила совместной работы. Перечислите их.

— Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела.

Самопроверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для

« открытия нового знания».

— По какому разделу мы сейчас работаем? ( Мы работаем по разделу «Природные зоны»).

— Давайте вспомним, с какими природными зонами мы познакомились?

— Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке? ( Мы изучали зону лесов)

А)Дифференцированная работа:

1 ученику задание: рассказать о зоне лесов по плану на первые два пункта.

ПЛАН .

1.Местоположение природной зоны.

2. Климат.

— продолжительность зимы и лета; какая зима и лето; осадки; ветер;

3. Растения.

4. Животные.

5. Занятия населения.

6. Экологические проблемы.

2 ученику творческое задание: подумать, почему леса называют «легкими планеты»?

3 ученику задание: выбрать верное утверждение, доказав.

Карточка 1.

Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых.

Карточка 2.

Перевозка грузов на кораблях, научные исследования, охота.

Карточка 3.

Лесозаготовки, охота, земледелие, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах.

Б) Фронтальная работа с классом.

— На предыдущем уроке вы получили задание составить рассказ (устный или письменный) « Опиши животного лесной зоны» по плану.

Выставка работ на стенд «Природа и мы».

  • План описания животного.

  1. Название животного.

  2. Группа животных ( птица, зверь, насекомое, земноводное, пресмыкающиеся или всеядные, растительноядные , насекомоядные , хищники ).

  3. Чем питаются.

  4. Значение в природе.

— Почему так разнообразен животный мир в зоне лесов? Верно ли утверждение ,Что природа нуждается в охране? От кого необходимо её защищать? Каким образом её можно защитить?

Самооценка отвечающих по заданиям.

3.Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений (« Чего мы еще не знаем?»).

Дети разбиты на 4 научные лаборатории: географы, ботаники, зоологи, социологи.

На интерактивной доске слайды зоны степей.

— Прослушайте стихотворение П. Вяземского «Степь» и выскажите предположение о теме урока.

Бесконечная Россия

Словно вечность на земле!

Едешь, едешь, едешь, едешь,

Дни и версты нипочем!

Степь широко на просторе

Поперек и вдоль летит,

Словно огненное море

Зноем пышет и палит.

Небеса, как купол медный,

Раскалились. Степь гола;

Кое-где пред хатой бедной

Сохнет бедная ветла.

Шагом , с важностью спокойной

Тащут тяжести волы.

Пыль метет метелью знойной,

Вьюгой огненной золы.

Степи голые, немые,

Все же вам и песнь, и честь!

Все вы – матушка Россия,

Какова она ни есть!

— Перед нами стоит задача, почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степей? Как это сделать?

4. «Открытие» учащимися нового знания.

Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения.

— Чтобы ответить на наш вопрос, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование.

( План рассказа о природной зоне записан на доске). Какие есть предположения в каждой научной группе о своем знании зоны степей?

Ученики каждой группы выдвигают свои предположения.

— Давайте теперь посмотрим в учебники, прочитаем и более подробнее узнаем о зоне степей.

(Дети читают текст учебника, обмениваются мнениями. Им предстоит выбрать отвечающего, который будет представлять свою научную группу).

5. Физкультурная минутка

6. Первичное закрепление.

Цель: прочитывание и проговаривание нового материала.

Вспомним алгоритм работы в парах, группах.

Алгоритм работы в парах, группах.

  1. Прочитай текст.

  2. Выбери, отметь главные мысли.

  3. Обсуди в группе.

  4. Составь план ответа.

Учитель предоставляет слово выбранному ученику из каждой группы. (Географы, ботаники, зоологи, социологи).

Выступающий ученик использует картины, гербарии, предоставленные учителем в качестве дополнительного материала.

Класс слушает докладчика, добавляют своими ответами.

Лаборатория « географы» обозначила границы зоны, выбрала картины с изображением зоны степей, рассказала о климате — вывод.

Лаборатория «ботаники» использовали в своем докладе гербарии растений и полезные ископаемые (почва-чернозем). Попытались ответить на вопрос, как растения приспособились к степным условиям обитания.

Лаборатория «зоологи» проследили цепи питания данной зоны, рисунки животных. Как животные приспособились к условиям жизни в степи?

Лаборатория « социологи» попытались доказать, почему земледелие – это главное занятие данной зоны. Почему нужно сберечь сохранившиеся участки степи?

Учитель обобщает знания детей и ставит проблему.

— Давайте подумаем, есть ли причины, которые отрицательно влияют на природу в степи ?

(На доске таблица, которую заполняет учитель после ответов детей).

  • Вырубка лесных полос.

— Какие следствия?

  • Ветры суховеи. (Ветер будет выдувать верхний, плодородный слой почвы, пыльные бури).

  • Неправильная распашка почвы. ( Разрушение плодородного состава почвы, рост оврагов).

  • Смыв почвы водными потоками.

7 .Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

Небольшой объем самостоятельной работы выполняется письменно.( Поуровневое задание).

Детям дается задание с цветными карточками: самое трудное задание -красный цвет карточки, самое легкое – зеленый цвет. Дети выбирают по желанию.

ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА.

1.Растения степи :

ирис ковыль береза тюльпан типчак полярная ива

2.Животные степи :

Суслик дрофа соболь белая сова рысь степной хорек

3.Занятия людей степи:

Охота рыболовство земледелие садоводство разведение дроф

СИНЯЯ КАРТОЧКА.

1.Перечисли растения степи.

2.Перечисли животных степи.

3.Занятия людей степи.

КРАСНАЯ КАРТОЧКА.

1.Как приспособились такие растения, как ковыль, полынь к степным условиям обитания?

2.Составьте 1-2 цепи питания животных, характерные для зоны степей.

3.Представьте, что вы в поезде проезжаете зону степей. Как по внешним признакам определить, что это степь?

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Опрос детей, нацеливает их ответы на главный вопрос: « Почему надо сберечь сохранившиеся участки степи?».

10.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

— Какую ставили цель на уроке? (Познакомиться с зоной степей.)

— Какую ставили задачу? Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степи? Где можно применить новые знания? Какой вид работы понравился?

Дом . задание : нарисуй , как ты представляешь себе степь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here