Окружающий мир. 2 класс. (УМК «Начальная школа XXI века»)
Урок подготовила: учитель начальных классов,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»,
города Железногорска, Курской области
Полянская Лилия Михайловна
Тема урока: «Деревья лесов России».
Цели урока.
Воспитательная цель.
-
Содействовать в ходе урока формированию и развитию любознательности, любви и сострадания к растительному миру природы, бережливости.
-
Содействовать эстетическому воспитанию обучающихся; ознакомить с произведениями живописи И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», «Мартовский снег», музыки Антонио Вивальди «Зима».
Здоровьесберегающая цель.
-
Содействовать профилактике утомляемости обучающихся.
-
Следить за осанкой детей.
Развивающая цель
-
Развивать умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать изученные факты.
-
Развивать умение логически излагать мысли, используя план ответа.
-
Развивать умение работать в группе.
-
Развивать эмоции учеников, создавая с этой целью в ходе урока эмоциональные ситуации
-
Развивать познавательные интересы обучающихся, используя элементы новизны знаний, связи их с жизнью.
Образовательная цель.
-
Обеспечить в ходе урока повторение основных природоведческих понятий.
-
Продолжить формирование навыков планирования ответа; навыков работы с книгой, умения выбирать нужный материал для ответа.
Содержание урока.
-
Оргмомент. Психологический настрой на урок (Звучит музыка А. Вивальди «Зима», на экране – фотографии зимних пейзажей).
Учитель: — Ребята, посмотрите на гостей, поприветствуйте их, улыбнитесь гостям, друг другу и мне тоже. Присядьте. Прикройте глаза (вдох-выдох). Мысленно повторяйте за мной:
-Со мной мои друзья …
-Я спокоен, уверен …
— У меня все получится …
— У меня все будет хорошо …
2. Актуализация знаний.
Учитель: — Откройте глаза, послушайте стихи и полюбуйтесь пейзажами (смена слайдов под слова учителя и музыку).
— Февраль задумчивый и синий…
Любимый брат весны! Февраль!
И на березе легкий иней
Прозрачно-дымный, как вуаль.
Нас встречает зимний лес,
Он стоит, как белый терем,
Полный сказок и чудес …
Солнце брызнуло сквозь ветки
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру …
— Очаровывает зимний лес своим спокойствием и царственной красотой. И такое великолепие повсюду, ведь Россия богата лесами.
— Посмотрите, какую обширную территорию нашей страны занимают леса.
(Обращение к карте «Леса России, показ Курской области)
— В северо-западной части России находится Курская область и Железногорский район – богатый лесной край (показ на карте). На прошлом занятии мы смогли в этом убедиться, когда выходили на экскурсию в наш парк.
3.Беседа по наблюдениям во время экскурсии.
Учитель: — давайте еще раз, мысленно, вернемся в это время и вспомним: с какой целью мы ходили на экскурсию, на какие вопросы искали ответы. А помогут ли нам наши фотографии (дети строят ответы по слайдам с фотографиями экскурсии)
Дети: — Повторили правила поведения в природе.
—Учились распознавать хвойные и лиственные деревья.
—Учились различать по внешнему виду, по хвоинкам и шишкам: сосну, ель, лиственницу, тую.
— Определяли ярусы леса.
— Делали отпечаток коры дерева.
— С помощью атласа-определителя учились распознавать лиственные деревья
Учитель: — Интересно, сможете ли вы теперь по внешнему зимнему виду узнать дерево. (Слайды деревьев в зимнее время)
Дети: — Береза, дуб, сосна, лиственница.
Проверим себя (слайды этих же деревьев в летнее время, затем — названия)
— А какие еще хвойные деревья мы встретили в зимнем парке? (кедровую сосну, тую, ель).
4.Физминутка (пальчиковая гимнастика)
(На столе шишки и плоды разных деревьев)
Учитель: — Найдите плод дерева ели. Возьмите в левую руку. Погладьте пальчиками правой руки по направлению роста чешуек, а теперь – в противоположном направлении. Положите шишку между ладонями, медленно вращайте ее. Закройте глаза и представьте себе высокую роскошную ель – красавицу. Откройте глазки. Обычная шишечка помогла нам подготовиться к следующей интересной работе.
4.Постановка цели урока, определение темы.
Учитель: — Наш урок продолжается, и хочу вам сказать, что вы меня порадовали своей наблюдательностью, своими знаниями. Открою вам одну тайну. Все это вам пригодится, так как нас ждет интересная работа. Сегодня мы обобщим все наши знания о четырех видах деревьев, наиболее часто встречающихся в российских лесах, и составим особый документ этих деревьев, в котором будет помещена вся краткая информация о нем. Что это будет за документ, как вы думаете? А какой основной документ у взрослого человека?
Дети: — Паспорт.
Учитель: — В паспорте есть фотография, записано имя, отчество, фамилия, когда и где родился. Такой же паспорт мы создадим для деревьев.
Посмотрит на слайд (слайд с образцом паспорта).
Чтобы наша работа прошла быстрее и интереснее, работать мы будем в группах (слайд). Какие источники информации нам могут помочь, какие мы можем использовать (слайд)?
Дети: — Учебники, словари, энциклопедии, компьютер, родители…
5.Организация рабочего места. Инструктаж.
Учитель: — В вашем распоряжении: учебник, атлас–определитель, плоды и семена деревьев. Отгадав загадку, вы узнаете, паспорт какого дерева будет составлять ваша группа, а затем получите конверт, в котором есть статья из электронной энциклопедии, гербарий, план устного сообщения. Кроме того, у каждой группы есть план работы.
А теперь, руководитель группы выберет конверт, в котором зашифровано название дерева. Читайте вместе, выясняйте по признакам, доказывайте.
Загадки:
Зреют на высоких ветках
Детки лысые в беретках.
А у взрослого их папы
Ни беретки нет, ни шляпы.
Стоит Алена, платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту – в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Учитель раздает конверты: «Дуб», «Береза», «Лиственница», «Сосна» после правильных ответов детей. Ученики работают с текстами из учебников, дополнительными статьями, где размещён материал о нескольких деревьях – с целью развития внимания и наблюдательности, формирования умений найти и выделить нужный материал по своей теме).
6.Самостоятельная работа в группах.
Учитель: — Распределите обязанности в группе: кто какую работу будет выполнять. Какое главное правило работы в группах?
Дети, взявшись за руки, отвечают: «Работать дружно, быстро, тихо!»
(Во время самостоятельной работы учитель оказывает помощь, корректирует ответы, исходя из вопросов детей)
7.Проверка работы:
(Представитель группы обучающихся рассказывает о дереве, руководствуясь планом рассказа)
Плоды этого дерева называются … Ими питаются … Ствол у … (прямой или изогнутый)? Ветви у … располагаются (вдоль всего ствола или в верхней части ствола)? Как использует человек дерево: в медицине … для других целей … Что удивительного узнали о дереве?
|
8.Физминутка
Учитель: — Музыка итальянского композитора Антонио Вивальди, которая называется «Зима», поможет нам отдохнуть, расслабиться.
Представим, как начинает деревце из семян: присели, медленно поднимаемся, держим осанку, как стройное деревце. Тянем вверх руки, как веточки к солнышку. Дунул ветерок – «веточки» качнулись влево, вправо; ветерок усилился – наклоняемся сами. Вот пришла осень – падают «листочки» (движениями рук), следим глазками за полетом «листочков».
9.Самооценка работы в группах (Схема-опора с началом предложений.) Как оценить работу группы.
10. Экологическая минутка.
Выставка поделок из разных пород деревьев.
Учитель: — В своих выступлениях вы говорили о том, как человек использует древесину, что изготавливает из древесины. Посмотрите на вашу выставку изделий из пород деревьев. Сможете ли вы назвать, что изготовлено из вашего дерева?
Дети (с помощью учителя по наводящим вопросам)
—Карандаш из сосны, бумага, книги, альбомы тоже изготавливают из сосны, мебель – из березы, шкатулки из березы, …
Беседа. Учитель: — Сколько интересного и важного мы сегодня узнали, убедились, как щедра природа по отношению к человеку. Как вы думаете, сколько человеку нужно древесины?
-Так вот, подсчеты, сделанные одним ученым в XX веке, показали, что в среднем на одного человека за всю его жизнь расходуется около 400 взрослых деревьев. Эта древесина идет на строительство домов, на топливо, на изготовление мебели, на бумагу, спички, лекарства, книги, тетради и прочее. Даже если мы скажем, что сейчас в XXI веке дома в городах из кирпича и железобетонных плит, что печи мы не топим, что мебель можно делать из других материалов, даже если все можно сократить вдвое, то даже 200 деревьев — на человека много! Особенно, если учесть, сколько лет необходимо маленькому росточку, чтобы вырасти во взрослое дерево (300 лет растет дуб – слайд).
-Что мы можем сделать для того, чтобы еще сократить вырубку деревьев?
Дети: — Сажать деревья, экономить бумагу, сохранять книги, учебники, школьное имущество, сделанное из дерева,…
Учитель: — Человек должен жить так, чтобы не навредить природе, а помогать ей! Но для этого человеку надо быть разумным. Вы тоже можете учить малышей, зачем и как беречь деревья, как стать природе другом. Ведь деревья дают человеку не только материальное благо, чистый воздух, но и то, от чего замирает сердце, радуется глаз, поет душа. Что это такое? Вспомните, было ли у нас такое состояние во время экскурсии? Что вы слышали?
Дети: — Было, когда мы любовались березками, озером, слушали пение птичек, слушали тишину …
11. Работа по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Беседа. Учитель: — Эта красота, величие природы заставляет нас в суете дней остановиться, прислушаться, приглядеться, замереть на мгновение, чтобы сердце и душа наши могли насладиться обыкновенным чудом – окружающего нас мира природы.
А знаете, наверное, в одно такое солнечное февральское утро, правда, более 100-лет тому назад, художник Игорь Эммануилович Грабарь увидел чудесную картину природы, которая его так потрясла и вдохновила, что он не мог не написать такую замечательную картину, которой и по сей день восхищаются люди, неравнодушные к красоте русской природы. Вам интересно, что это за картина?
Демонстрация портрета художника И.Э. Грабаря и его картины «Февральская лазурь».
-Давайте попытаемся всмотреться в это полотно и почувствовать это утро, состояние души художника.
Беседа. Учитель: — Что можно увидеть, услышать, почувствовать? Опишите солнце, небо, воздух, звуки.
Дети: — … яркое солнце, солнечные блики на снегу.
— … небо, необыкновенной голубизны.
— … пение птичек.
— … скрип снега.
— … морозный, свежий воздух, уже пахнет весной, ведь февраль – последний месяц зимы.
Учитель: — Так и хочется побродить между березок по скрипучему снегу, понаблюдать за бликами солнечных лучей на снегу, послушать пение синичек, насладиться красотой, которую несет эта небесная лазурь, прекрасная березка. А какое настроение испытывал художник, любуясь этой красотой?
Дети: — … радость, … восторг, … восхищение.
Учитель: — Значит, вы тоже испытали эти чувства, если поняли и почувствовали это настроение. А скольких композиторов и поэтов вдохновила красота природы, особенно красота русских берез – символа России, и они создали чудесные картины, стихотворения, музыкальные произведения, которые поражают своей гениальностью (звучит песня «Отчего так в России березы шумят…», на экране слайды с зарисовками берез).
12. Домашнее задание (по стр. 19 учебной тетради)
Учитель: — А вот современному поэту А. Игебаеву в своем стихотворении удалось подметить характерные особенности деревьев русского леса и описать их как людей. С этим произведением вы более подробно поработаете дома, если загляните в печатную тетрадь на страницу 19.
(Ребенок читает стихотворение «Мы выходим из деревни…»)
— Из этого стихотворения вы услышали, какие еще деревья можно встретить в лесу. И о любом новом дереве составьте рассказ, используя дополнительную литературу. Но этот рассказ должен быть от имени самого дерева. Свой рассказ можно дополнить иллюстрацией.
-
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: — Наш урок подходит к концу. Каким он был для вас?
Дети: — Интересным, необычным, полезным, познавательным.
Учитель: — Представьте себе, что в левой ладошке те знания, с которыми вы пришли на урок, а в правой – те, которые получили сегодня. Соедините ладони вместе. Смотрите, насколько вы стали умнее. А теперь, давайте соединим все ваши знания вместе (соединяют ладошки в группе). Посмотрите, как много мы сегодня узнали, работая вместе и дружно.
— Спасибо вам за урок, ребята! На следующих занятиях мы снова встретимся и продолжим путешествовать по чудесным тропинкам окружающего мира!