Урок истории в 5 классе.

Тема урока: Древняя Греция.

Цель урока: Образовательная: Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории.

Развивающая: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран.

Воспитательная:

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами использования мультимедийных средств.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего урока.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.

О какой стране идет речь?(варианты ответов)

Итак, наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне.”

Подумайте и скажите, какова цель нашего урока.

Сегодня на уроке я хочу узнать …

выяснить…

понять…

Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам. Наши имена, науки, названия предметов — все это дар, принесенный нам жителями Древней Греции.

Давайте попробуем выяснить, что вы знаете о Греции? Какие памятники или произведения вы можете назвать?

Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо – запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.

Задание: Используя карту и выполняя задания на карточках, определите местоположение Древней Греции.

Прежде чем мы рассмотрим природу Древней Греции, давайте вспомним особенности природы стран Древнего Востока.

А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции и сравним их с природой стран Востока.

Таблица «Природные условия и занятия в древности»

Природные условия

Древний Восток

Древняя Греция

Реки

Полноводные реки

Мелкие пересыхающие речки

Почва

Плодородная мягкая почва

Плохая, горная почва

Море

Нет

Омывает всю Грецию

Горы

Нет

Много, непроходимые

Климат

Теплый

Теплые

Занятие

Основная масса населения занималась земледелием

Мореплавание, торговля, ремесло

Задание: используя раздаточный материал и опираясь на знания, полученные ранее, попробуйте определить основные занятия древних греков. Какие

природные условия наиболее сильно повлияли на занятия греков?

В сапожной мастерской. В мастерской кузнеца.

Сбор оливок. Статуэтка пахаря.

Мальчик, ловящий рыбу. В рыбной лавке.

Рассказ учителя о роли оливковых деревьев и винограда в жизни древних греков.

Самое первое государство в Европе образовалось на острове Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города.

Вспомните, когда это было?

5. Сообщения учащихся о Крите.

Крит- остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами — его стенами были корабли.

Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме “Одиссея”.

Есть такая страна посреди – цветного моря,

Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,

В нем городов — девяносто, а людям, так нету и счета …

Кносс – между всех городов величайший на Крите.

Царил в нем девятилетьями мудрый Минос…

Беседа о Крите.

— Назовите местоположение острова Крит.

— Как местоположение Крита влияло на занятия критян?

— Из каких источников мы берем сведения об острове?

В чем сходство или различие местоположения и занятий жителей острова Крит и городов Древней Греции?

Покажите на карте город Афины.

7. Постановка проблемного задания.

Вспомните, по каким историческим источникам ученые историки получают знания о прошлом?

Что такое мифы и к какому виду исторических источников они относятся?

Задание: Прочитайте миф о Минотавре и подумайте, какие факты являются достоверными, а какие вымысел?

Миф- это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре.

Сегодня на уроке я узнал …

выяснил…

понял…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here