29

Районный конкурс

«Современный урок в условиях реализации ФГОС»

Предмет: окружающий мир.
Класс: 1.
Тема: Как зимой помочь птицам?

УМК, автор учебника: «Школа России», А.А. Плешаков «Окружающий мир».

Тип урока: изучение нового материала.

Выполнила учитель начальных классов.

Школа: МБОУ Гремячевская СОШ.

Ф.,и.,о.: Новикова Елена Владимировна.

Педагогический стаж:12 лет.

Дата выполнения: 27 марта 2013 года.

Цель: познакомить детей с зимующими птицами нашего края.

Задачи урока:

Образовательные: формирование у детей умений распознавать зимующих у нас птиц, а также птиц перелётных.

Развивающие: развитие у детей творческих способностей, чувства ответственности за порученное дело; развитие у детей познавательного интереса; совершенствование навыков самостоятельности; развитие памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательные: воспитание у детей любви и уважения природе, своему селу, своей Родине, воспитание таких качеств, как доброта, терпимость, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

Методы обучения:

словесный (беседа, рассказ, объяснения);

наглядный;

практический (работа с пособием, карточки);

частично-поисковый;

Формируемые УУД.

Личностные УУД: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности;

-участие в творческом, созидательном процессе;

-осознание себя как индивидуальности;

-оценивание своих действий, поступков;

-самоанализ и самоконтроль результата.

Познавательные УУД: формирование умения извлекать информацию из текста;

-формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;

-формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

-формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;

-формирование умения делать обобщения, выводы;

-формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста;

-осознание познавательной задачи;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других;

-формирование умения строить речевое высказывание;

-формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

-формирование умения вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

-формирование умения формулировать собственные мысли;

-формирование умения допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формирование умения учитывать разные мнения и стремление к сотрудничеству;

-формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;

-формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД: формирование умения определять цель деятельности на уроке;

-формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;

-коррекция;

ориентирование на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу;

-формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, используя устную и письменную речь для регуляции своего действия.

Форма организации урока:  комбинированная.

Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная, инсценирование, рефлексия.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, карточки с заданиями для групп, мягкая игрушка птички, наборы из семян и ягод.

Организационный момент

(В классе парты расставлены на 3 группы детей. Обучающиеся разделены на группы по 6 человек.

Дети встали у своих рабочих мест.)

Дети: Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Книжки, ручки и тетрадки

На столе лежат в порядке.

А девиз у нас такой:

Всё, что нужно, под рукой.

Учитель: Улыбнёмся друг другу и в хорошем настроении сядем за парты.

Тут зверушки и пичужки,

Игры, песни — всё для вас!

Пожелаем всем удачи:
За работу! В добрый час!

Примечания учителя

Формируемые УУД — подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия, оживление личного опыта.

Минутка погоды.

Беседа:

-Ребята, какая сегодня погода?

-Какая погода была вчера?

-Давайте сравним, в какой день была самая холодная погода?

Дети отмечают температуру в «Научном дневнике». Сравнивают, когда была самая холодная погода.

Актуализация знаний

Слайд № 2.

Учитель: Ребята! Сегодня вы попробуете сами определить, о чем мы будем говорить на уроке.

-Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной, раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля теплым одеялом. Но для животных наступила суровая пора.

-Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Дети: Я думаю, мы будем говорить о животных зимой.

Учитель: А о какой группе животных пойдет речь, догадайтесь из моей загадки: кто осенью улетает, а весной прилетает?

Дети: Это птицы, потому что они от нас осенью улетают.

Слайд № 3.

Примечания учителя.

Познавательные УУД: формирование умения извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевое высказывание; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: формирование умения определять цель деятельности на уроке.

Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке наш разговор пойдет о птицах зимой. Ребята, а как вы думаете, почему птицы зимой заслуживают нашего особого внимания?

Ответы детей.

Учитель: Мы вернёмся к этому вопросу в конце урока. Вероятно, мы сможем сказать об этом намного больше.

Повторение имеющихся знаний.

Учитель: А помните  ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных?
Давайте поиграем. Игра: «Да-Нет».

Слайд № 4.

(Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа — группа птиц.

Методика проведения: учитель перечисляет признаки животных, и, если признак характеризует птицу, которую они знают, дети хлопают в ладоши.)

— Если вы услышите признаки птиц, то хлопайте в ладоши, если нет, то молчите.

Тело покрыто шерстью.
Тело покрыто перьями (+).
Есть зубы.
Есть клюв (+).
Крылья заменяют передние конечности (+).
Отыскивают птицу с помощью клюва и лап (+).
Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост.
Перья на хвосте отличаются особой длиной (+) .
Перья на голове отличаются особой длиной (+).
Эти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), бегают (+), зимуют с нами (+), улетают зимой в теплые края (+).

Дети принимают участие в игре.

— Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные «улетают от нас зимой в теплые края», и тогда, когда говорилось, что «зимуют с нами?».

Делается вывод, что есть птицы, улетающие в теплые края, и зимующие птицы.

Дети: Есть птицы, которые улетают от нас в тёплые края, а есть птицы, которые остаются с нами на зиму.

Примечания учителя.

Познавательные УУД: формирование умения выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.

Работа по новой теме. Объяснение нового материала.

Учитель: А сейчас мы подслушаем разговор двух птичек.

Слайд № 5.

Инсценировка «Разговор иволги и скворца».

Заранее подготовленные дети показывают сценку «Разговор иволги и скворца».

Скворец: Что ты такая печальная, иволга?

Иволга: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут при каждом свисте. Какой–то чижик–пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а кто–то пухленький, серенький болтал, что бывает зима и какой–то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец: Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

Учитель: Ребята, почему скворец и иволга утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

Дети: Они улетают до наступления холодов.

Учитель: Почему многие птицы улетают в тёплые края?

Дети: Потому что зимой холодно и им нечего есть.

Учитель: Кто знает, как называются эти птицы?

Дети: Перелётные.

Слайд № 6.

На слайде появляется слово перелётные и изображения соответствующих птиц.
Учитель: Почему их назвали перелетные птицы?

Дети: Потому что они улетают от нас в тёплые страны.

Учитель: Как вы думаете, как называются птицы, которые зимуют у нас?

Дети: Зимующие. 

На слайде появляется слово зимующие и изображения соответствующих птиц.

Слайд № 7.

Примечания учителя.

Личностные УУД: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; дети принимают участие в творческом, созидательном процессе.

Познавательные УУД:  дети учатся делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:  дети учатся вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли.

( Стук в дверь.)

Учитель: Ребята, нам пришло письмо. Не подписано никем.

( Открывает письмо, читает.)

«Спасите от смерти! Помогите!»

Учитель: Кто написал его?

Дети: Птицы.

Учитель: Чтобы помочь птицам, нужно знать, какие птицы у нас зимуют, чем кормятся. Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес.

Слайд № 8.

Погода чудесная. Мороз и солнце. День чудесный! В лесу тихо.

(Аудиозапись голосов птиц.)

Чтение учителем стихотворения.

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.
Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.
Я б могла еще так много
Про лесных сказать певцов,
 
Как средь стужи и морозов
Вывел клест своих птенцов.
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда-то
Ярко-красные щуры.
Как, рассвет встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.
Учитель: Кроме названных птиц, у нас остаются зимовать хорошо известные нам птицы. Назовите их.

Дети: Сороки, воробьи, вороны.

Задание в парах.

Учитель: Ребята, у вас на столе есть листочки с названиями птиц. На каждую пару по 1 листочку. Сейчас вы поработаете вместе. Подчеркните, пожалуйста, названия зимующих птиц синим цветом, а перелётных — красным цветом.

Слайд № 9.

Каждая пара зимующих птиц подчёркивает синим цветом, перелётных – красным цветом.

Затем дети меняются листочками с другими ребятами, и выполняется взаимопроверка.

Затем на слайде появляется правильно выполненное задание.

Слайд № 10.

Примечания учителя.

Упражнение на коррекцию аналитико-синтетической деятельности.

Коммуникативные УУД: дети допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству; формулируют собственное мнение и позицию.

Личностные УУД: осознание себя как индивидуальности.

Регулятивные УУД: дети учатся принимать и сохранять учебную задачу.

Физкультминутка.

Слайд № 11.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг- скок, прыг- скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень
Тири, тири, тень,тень,тень.

Дети выполняют соответствующие движения.

Инсценирование «Разговор дятла и клеста».

Учитель: Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузницу долбить ее. А еще зимой в лесу есть удивительные птицы! Почему удивительные? Посмотрите.

Слайд № 12.
Дятел. Что ты, Клест, визжишь? Обидели тебя что ли?
Клест. Да нет, Дятел, это я радуюсь!
Дятел. Нашел время радоваться…
Клест. Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!

Дятел. В такой мороз – птенцы? Да они же замерзнут!
Клест. Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха греет их, как печка. Им тепло и сытно, а от моей песенки еще и весело.

Слайд № 13.
Учитель: Ребята, почему у клеста птенцы зимой выводятся?
Дети: Потому что им есть что кушать.

Учитель: Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть. Весной малыши уже летают стайками. Но интереснее всего у клеста клюв – ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямыми клювами, как и все остальные, но когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется. И все же многие птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны?
Дети: Подкармливать птиц.

Слайд № 14.

Примечания учителя.

Личностные УУД: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; обучающиеся участвуют в творческом, созидательном процессе.

Коммуникативные УУД: формирование умения вести диалог.

Беседа по теме.

Учитель: А у кого дома есть кормушки?

Учитель: Какие птички прилетают к вам на обед?

Учитель: Чем вы их кормите?

Ответы детей.

Учитель: Очень важно знать, чем можно кормить птиц, а чем — нельзя.
Инсценирование «Спор птиц».

Слайд № 15.

( К доске выходят шесть человек в шапочках птиц – Сорока, Снегирь, Воробей, Синица, Клест, Щегол – и разыгрывают следующую сценку)

Сорока. Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала! Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв сломаешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера семена раскапывал. Хорошо бы ребята навес сделали.
Синица. Сало салу рознь! Для нас, синиц, правильно вывесить несолёное, от соленого у птиц животы болят.
Клест. Остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без бортиков!
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?

Учитель: Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно делать самые разнообразные.

Слайд № 16.

Примечания учителя.

Личностные УУД: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; дети принимают участие в творческом, созидательном процессе.

Познавательные УУД:  дети учатся делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:  дети учатся вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли.

Разнообразие кормушек.

Учитель: Ребята, посмотрите, какие разнообразные могут быть кормушки. Мы принесли в класс кормушки, которые сделали сами из пластиковых бутылок и картонных коробок. А ещё есть кормушки, которые вы сделали вместе с вашими папами.

Слайд № 17.

Практическая работа в группах.

У каждой группы на столе есть кормушки. Мы сейчас слышали, как жаловались птицы на еду, оставленную для них. Проверьте, всё ли, положенное в кормушку, будут есть птички. Если вы найдёте что-то лишнее, то отложите в сторону.

(В кормушке лежит пшено, семечки подсолнечника, тыквы, хлебные крошки, печенье, конфеты.)

Примечания учителя.

Коммуникативные УУД: дети допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения;

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи.

Физкультминутка.

Слайд № 18.

Условия игры: называются птицы, когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши. 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Аисты, вороны, 
Галки, макароны. 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Мухи и стрижи… 
Прилетели птицы: 
Голуби, куницы… 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чибисы, чижи, 
Галки и стрижи, 
Комары, кукушки. 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Галки и стрижи, 
Чибисы, чижи, 
Аисты, кукушки, 
Даже совы-сплюшки, 
Лебеди и утки — 
Вот спасибо шутке!

(Дети хлопают в ладоши.)

 Работа по учебнику.

Учитель: Ребята, откройте учебник на странице 74-75. Кого мы видим на рисунке?

Дети: Птицы прилетели к кормушке.

Учитель: Сейчас я буду загадывать загадки, а вы на изображение этой птички будете класть фишку красного цвета.

Красногрудый, чернокрылый, 
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять!

Дети: Снегирь.

Слайд № 19.

Учитель: Посмотрите на него, какой он. Поставьте фишку.

Ответы детей.

Мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
По полям кочует,

Коноплю ворует.

Дети: Воробей.

Слайд № 20.
Учитель: Посмотрите на него, какой он. Поставьте фишку.

Ответы детей.

Всё хлопочет и вертится,
Всё свистит и суетится,
Ей на месте не сидится, 
Называется … 

Дети: Синица.

Слайд № 21.

Учитель: Посмотрите на неё, какая она. Поставьте фишку.

Ответы детей.

По дереву — вниз головой

Бежит в одежде голубой!

Дети: Поползень.

Слайд № 22.

Учитель: Посмотрите на него, какой он. Поставьте фишку.

Ответы детей.

В красненьком беретике,

С рыжим хохолком,

В оперенье праздничном

Вслед за ветерком

С севера далёкого птахи прилетели,

Лакомиться ягодами

На рябину сели.

Дети: Свиристель.

Слайд № 23.

Учитель: Посмотрите на неё, какая она. Поставьте фишку.

Ответы детей.
Примечания учителя

Познавательные УУД: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.

Работа в тетради.

Учитель: Всех мы птичек посмотрели, а сейчас откройте свои тетради на странице 52.

Соедините линиями рисунки птиц и их названия. Проверьте себя по учебнику.

( После самостоятельного выполнения обучающиеся выполняют самопроверку по учебнику.)

Примечания учителя

Личностные УУД: оценивание детьми своих действий, поступков.

Познавательные УУД: осознание детьми познавательной задачи; извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Учитель: Сейчас нам прочитает стихотворение о птицах ваша одноклассница.

Слайд № 24.

Чтение стихотворения.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Рефлексия. Итог урока.

Учитель: Ребята, посоветуйтесь в группах и скажите, какие действия мы должны выполнить для того, чтобы жизнь птиц зимой была легче ?

Дети 1 группы: Мы должны смастерить кормушки.

Дети 2 группы: Мы должны повесить кормушки на деревьях.

Дети 3 группы: Мы должны насыпать птичкам корм, не пропуская ни одного дня.

Ребята! Сейчас мы составим небольшие высказывания о птицах. Каждая группа имеет на столах по листочку. Выберите ответственного от каждой группы. Напишите сверху слово

ПТИЦЫ.

На следующей строке напишите два слова, обозначающих признаки птиц.

На третьей строке напишите три слова, обозначающих действия.

На следующей строке составьте предложение о птицах из 4 слов.

На пятой строке напишите одно слово, что значат для нас птицы.

А сейчас прочитайте всем, что у вас получилось.

Дети (1группа)

ПТИЦЫ:

-Красивые, маленькие.

-Летают, поют, чирикают.

-Птицы уничтожают вредных насекомых.

-Песни.

Дети (2 группа)

ПТИЦЫ:

-Перелётные, зимующие.

-Голодают, едят, замерзают.

-Нужно кормить птиц зимой.

-Весна.

Дети (3 группа)

ПТИЦЫ:

-Зимующие, поющие.

-Живут, поют, помогают.

-Птицы живут на земле.

-Природа.

Учитель: Какие впечатления у вас от увиденного, услышанного и сделанного на уроке? В этом вам поможет слайд и мягкая игрушка птички.

Слайд № 25.

Дети передают мягкую игрушку из рук в руки и высказывают свои мнения.

Дети: Я на уроке узнал, что птицы бывают зимующие и перелётные.

Дети: Птицы нуждаются в нашей помощи.

Дети: Нужно вешать кормушки и каждый день насыпать туда корм.

Дети: Птицы без помощи человека погибнут.

Дети: А я запомнила, что у клестов птенцы появляются зимой.

Дети: Мне понравилось работать в парах.

Учитель: Мне понравилась ваша работа на уроке. Молодцы!

Учитель: На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания, полученные на уроке. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: «Мир прекрасен!»

Примечания учителя:

Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение и позицию, используют устную и письменную речь для регуляции своего действия (коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

Самоанализ урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе

Тема: Как зимой помочь птицам?

Предмет: окружающий мир
Класс: 1

    В 1 классе обучается 18 человек, из них 8 девочек и 10 мальчиков. До поступления в школу  11 детей воспитывались в детском саду « Гнёздышко», 2 человека – в детском саду « Тополёк», 5 человек воспитывались дома. Все дети посещали школу будущего первоклассника. Все обучающиеся безболезненно адаптировались к новым условиям школьной жизни.   

Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения:  комбинированная.
Цель: Познакомить детей с зимующими птицами нашего края.

Задачи урока:
Образовательные: формирование у детей умений распознавать зимующих у нас птиц, а также птиц перелётных.

Развивающие: развитие у детей творческих способностей, чувства ответственности за порученное дело; развитие у детей познавательного интереса; совершенствование навыков самостоятельности; развитие памяти, внимания, логического мышления.
Воспитательные: воспитание у детей любви и уважения к природе, своему

селу, своей Родине; воспитание таких качеств, как доброта, терпимость; развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
Планируемый результат обучения

Личностные УУД: формирование положительного отношения к учению, к

познавательной деятельности;

-участие в творческом, созидательном процессе;

-осознание себя как индивидуальности;

-оценивание своих действий, поступков;

-самоанализ и самоконтроль результата;

Познавательные УУД: формирование умения извлекать информацию из

текста;

-формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;

-формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

-формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;

-формирование умения делать обобщения, выводы;

-формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста;

-осознание познавательной задачи;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать

других;

-формирование умения строить речевое высказывание;

-формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

-формирование умения вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

-формирование умения формулировать собственные мысли;

-формирование умения допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственно и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формирование умения учитывать разные мнения и стремление к сотрудничеству;

-формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;

-формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД: формирование умения определять цель деятельности

на уроке

-формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;

-коррекция;

-ориентирование на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу;

-формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, используя устную и письменную речь для регуляции своего действия.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, карточки с заданиями для групп, мягкая игрушка птички, наборы из семян и ягод.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Как? Откуда? Куда?».

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Чтобы реализовать новые образовательные стандарты, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Например, «Технология развития критического мышления».

Урок начинается с организационного момента, задача которого – подготовить обучающихся к работе на уроке. На организационном этапе дети читали небольшое стихотворение, направленное на организацию ребёнка. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить обучающихся в деловой ритм урока, послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создало эмоциональный и деловой настрой, обеспечило необходимую мотивацию.

Следующий этап урока Минутка дневника, задача которого — дать первоначальные навыки наблюдения за погодой.

При актуализации знаний, цель которой — актуализация  опыта обучающихся. Этот этап помог детям  осознать тему и цели урока. Тема урока зашифрована в виде загадки-описания. Этот приём относится к технологиям развития критического мышления.

На этапе — Обобщение изученного материала. Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Этап проходил в виде игры «Да-Нет». Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа — группа птиц. Игра, предполагающая короткие ответы «Да-Нет» также относится к технологиям развития критического мышления.

На Основном этапе при изучении новых знаний для восприятия, осмысления и запоминания постаралась разнообразить виды деятельности. Здесь было инсценирование, задание в парах, задание в группах, чтение стихотворений детьми. Представленная на этих этапах информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Структура урока тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, физиологического, психического и нравственного здоровья обучающихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие обучающихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.

На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Подобранные учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни обучающихся. Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку, смену динамических поз, упражнение для глаз.

Материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Работа с учебником была построена в игровой форме. Дети должны были отгадать загадки и поставить фишки на нужные изображения. Ученики сопоставляли информацию учителя с уже имеющимися знаниями и опытом, анализировали признаки и описания птиц. Задание стимулировало самостоятельность обучающихся.

Работа в тетради была  с самопроверкой по эталону. Она помогла проверить первичное понимание новых знаний. При проведении использовалась индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют его самопроверку.

Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний. Обучающиеся смогли под руководством учителя составить синквейны. Детям не даётся само определение, но с заданием они справились. Также итог урока проводился с помощью кластера, составленного в течение урока. Работа с синквейнами и кластерами относится к технологиям развития критического мышления.

Самостоятельность обучающихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы урока.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.

Список использованной литературы

1. Учебник «Окружающий мир» 1 класс, А. А. Плешаков, 1 часть. – М.:

Просвещение, 2011 г.
2. Рабочая тетрадь №1 на печатной основе к учебнику А. А. Плешакова для 1

класса, 1 часть. – М.: Просвещение, 2012 г.
3.УМК «Школа России». Начальная школа. Рабочие программы 1-4 классы,

М.: Просвещение, 2012г.

4.Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», Е. М.

Тихомирова. – Издательство «Экзамен», 2012г.

3.Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 
1-2 классы. Методическое пособие. Е. Галанжина. Издательство:

Планета, 2012 год.

5.Расскажите детям о птицах. Знакомство с миром вокруг нас.

Издательство: Мозаика-Синтез, 2010 г

6. Рассказы о животных и птицах. Чарушин Е.И. Издательство: Самовар,

2010 г.

7. Планируемые результаты начального общего образования.

М.: Просвещение, 2011г.

8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

От действия к мысли. М.: Просвещение, 2011г.

9. nsportal.ru …posobie- dlya — uchitelya …

10. festival.1september.ru

11. schoolguide.ru

Хронометраж времени.

эт.

Этап урока

Время

(мин.)

1

Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу

1

2

Минутка погоды

1

3

Актуализация знаний

Сообщение темы

2

4

Повторение имеющихся знаний о птицах

3

5

Работа по теме:

-инсценирование «Разговор иволги и скворца»

2

-беседа

2

-работа в парах

2

6

Физкультминутка

1

-инсценирование «Разговор дятла и клеста»,

2

-беседа

3

-инсценирование «Спор птиц»

2

7

Практическая работа

3

8

Физкультминутка

2

9

Работа с учебником

5

10

Работа в тетради

4

11

Рефлексия

Итог

5


.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here