Урок русского языка в 5 классе
«Строение текста типа повествования»
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок развития речи.
Вид деятельности: коллективная, в парах.
Цели:
— познакомить учащихся со строением текста типа повествования;
— сформировать умение создавать собственные тексты подобного типа;
— научить редактировать текст-повествование;
— развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
— воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| |
Организация рабочей обстановки. Приветствие. Психологический настрой. | Демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
| |
1. Проверка домашнего задания. Беседа о наклонении глагола. — Расскажите о наклонениях глагола. 2. Определение наклонения глаголов. 1) Я прочитал эту книгу. 2) (В)радости знай меру, (в)беде веры (не)теряй. 3) Один и дома горюет, а двое и (в)поле воюют. 4) Правда (в)воде (не)тонет, (в)огне (не)горит. 5) (Не)будь упрям, а будь прям. 6) Хоть (бы)месяц этак в шутку к нам проглянул на минутку, все (бы)легче.
| Рассказывают об изъявительном, сослагательном (условном), повелительном наклонении глагола.
Работают на листах раздаточного материала, определяют наклонение глагола в предложениях, объясняют правописание орфограмм и пунктограмм. При проверке оценивают друг друга. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления. |
| |
3. Введение в тему. — Какой практический прием помогает нам различать типы речи? — В описании предмета «данным» является сам предмет или его части, «новым» — признаки предмета. Д Н (кто? что?) (какой? каков?) предмет признак
— В описании предмета «данное» — обычно имя существительное или местоимение, «новое» — чаще всего имя прилагательное, существительное с глаголом, глагол. — Прочитайте текст. Спишите. Определите тип речи. Назовите способы обозначения признака в данном тексте. Он (лягушонок Чип) оказался размером с наперсток (если не считать длинных задних лапок), с желтовато-серым брюшком и зеленой, как свежий тополиный листок, спинкой. Выпуклые глазки блестели, словно черные стеклянные дробинки. А широкий рот был озорным, как у первоклассника, который готов смеяться даже на уроках математики. (В. Крапивин.) — Какого стиля текст? Какую роль в данном случае играют уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных? — А что является «данным» и «новым» в тексте типа повествования?
|
Чтобы определить тип речи, надо выделить «данное» и «новое».
Записывают схему в словарики.
Работают с текстом на раздаточных листах в парах. Определяют тип речи. Определяют «данное» и «новое» в предложениях. Определяют стиль текста. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| |
4. Повествование как тип речи. 1) Определение «данного» и «нового» в предложениях текста повествования. Упр. 674 – 678. 2) Построение текста типа повествования (вступление; последовательное изложение событий, действий; заключение). Упр. 679 – 685. 3) Роль глаголов в тексте типа повествования. Упр. 686 – 690. 4) Включение элементов описания в повествовательный текст (стр. 244). — В тексте могут соединяться разные типы речи: повествование и описание места, повествование и описание предмета, описание состояния и оценка, описание места и оценка и т.д. — Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Из каких типов речи состоит данный текст? Постройте типологическую схему текста. Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна… Я не изучал тот старый дом, где жил, как материал для рассказа. Я просто полюбил его за угрюмость и тишину, за бестолковый стук ходиков, постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах… Стекла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему-то два раза. Вся мебель – диваны, столы и стулья – была сделана из светлого дерева, блестела от времени и пахла кипарисом, как иконы. В доме было много смешных и уже ненужных вещей: медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью на этикетках «Париж», запыленный букетик камелий, сделанный из воска (он висел на огромном заржавленном костыле), круглая щеточка, чтобы стирать с ломберного стола записанные мелком карточные взятки. (К.Паустовский.)
| Работают с учебником в парах. Определяют «данное» и «новое» в предложениях текста повествования.
Работают над структурой текста типа повествования.
Определяют роль глаголов в тексте.
Работают с текстом в парах на раздаточных материалах. Анализируют текст. Определяют тему и основную мысль текста. Определяют, из каких типов речи состоит текст. Выстраивают типологическую схему текста. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| |
— Каковы особенности построения текста типа повествования? — Какие темы текстов – повествований вы могли бы назвать? — Что отличает текст-повествование от текста-описания? — Прочитайте. В каком из отрывков дано описание? Повествование? 1) Медведь был велик, стар и космат. Неопрятная шерсть бурыми клочьями торчала на его впалых боках, сосульками свивала с тощего, поджарого зада. Голодный и злой, бродил он по лесу, не зная покоя. 2) Вчера Алексей, чтобы сократить путь, намечал себе какие-то зримые ориентиры: сосну, пенек, ухаб на дороге. Теперь он перевел все это на язык цифр, переложил на число шагов. Он решил перегон между местами отдыха делать в тысячу шагов, то есть в полкилометра, и отдыхать по часам, не более пяти минут. — Оцените свою работу на уроке. Работу класса — Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
— Домашнее задание: § 86, упр. 692 (Напишите сочинение на одну из тем по выбору). |
Отвечают на вопросы учителя.
Анализируют отрывки из текстов устно, работают в парах, оценивают друг друга.
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |