Урок русского языка в 5 классе

«Строение текста типа повествования»

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока: урок развития речи.

Вид деятельности: коллективная, в парах.

Цели:

— познакомить учащихся со строением текста типа повествования;

— сформировать умение создавать собственные тексты подобного типа;

— научить редактировать текст-повествование;

— развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

— воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Психологический настрой.

Демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Проверка домашнего задания.

Беседа о наклонении глагола.

— Расскажите о наклонениях глагола.

2. Определение наклонения глаголов.

1) Я прочитал эту книгу.

2) (В)радости знай меру, (в)беде веры (не)теряй.

3) Один и дома горюет, а двое и (в)поле воюют.

4) Правда (в)воде (не)тонет, (в)огне (не)горит.

5) (Не)будь упрям, а будь прям.

6) Хоть (бы)месяц этак в шутку к нам проглянул на минутку, все (бы)легче.

Рассказывают об изъявительном, сослагательном (условном), повелительном наклонении глагола.

Работают на листах раздаточного материала, определяют наклонение глагола в предложениях, объясняют правописание орфограмм и пунктограмм. При проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

3. Введение в тему.

— Какой практический прием помогает нам различать типы речи?

— В описании предмета «данным» является сам предмет или его части, «новым» — признаки предмета.

Д Н

(кто? что?) (какой? каков?)

предмет признак

— В описании предмета «данное» — обычно имя существительное или местоимение, «новое» — чаще всего имя прилагательное, существительное с глаголом, глагол.

— Прочитайте текст. Спишите. Определите тип речи. Назовите способы обозначения признака в данном тексте.

Он (лягушонок Чип) оказался размером с наперсток (если не считать длинных задних лапок), с желтовато-серым брюшком и зеленой, как свежий тополиный листок, спинкой. Выпуклые глазки блестели, словно черные стеклянные дробинки. А широкий рот был озорным, как у первоклассника, который готов смеяться даже на уроках математики.

(В. Крапивин.)

— Какого стиля текст? Какую роль в данном случае играют уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных?

— А что является «данным» и «новым» в тексте типа повествования?

Чтобы определить тип речи, надо выделить «данное» и «новое».

Записывают схему в словарики.

Работают с текстом на раздаточных листах в парах.

Определяют тип речи. Определяют «данное» и «новое» в предложениях.

Определяют стиль текста.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

4. Повествование как тип речи.

1) Определение «данного» и «нового» в предложениях текста повествования.

Упр. 674 – 678.

2) Построение текста типа повествования (вступление; последовательное изложение событий, действий; заключение).

Упр. 679 – 685.

3) Роль глаголов в тексте типа повествования.

Упр. 686 – 690.

4) Включение элементов описания в повествовательный текст (стр. 244).

— В тексте могут соединяться разные типы речи: повествование и описание места, повествование и описание предмета, описание состояния и оценка, описание места и оценка и т.д.

— Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Из каких типов речи состоит данный текст? Постройте типологическую схему текста.

Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна…

Я не изучал тот старый дом, где жил, как материал для рассказа. Я просто полюбил его за угрюмость и тишину, за бестолковый стук ходиков, постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах…

Стекла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему-то два раза.

Вся мебель – диваны, столы и стулья – была сделана из светлого дерева, блестела от времени и пахла кипарисом, как иконы.

В доме было много смешных и уже ненужных вещей: медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью на этикетках «Париж», запыленный букетик камелий, сделанный из воска (он висел на огромном заржавленном костыле), круглая щеточка, чтобы стирать с ломберного стола записанные мелком карточные взятки.

(К.Паустовский.)

Работают с учебником в парах.

Определяют «данное» и «новое» в предложениях текста повествования.

Работают над структурой текста типа повествования.

Определяют роль глаголов в тексте.

Работают с текстом в парах на раздаточных материалах. Анализируют текст. Определяют тему и основную мысль текста. Определяют, из каких типов речи состоит текст. Выстраивают типологическую схему текста.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Каковы особенности построения текста типа повествования?

— Какие темы текстов – повествований вы могли бы назвать?

— Что отличает текст-повествование от текста-описания?

— Прочитайте. В каком из отрывков дано описание? Повествование?

1) Медведь был велик, стар и космат. Неопрятная шерсть бурыми клочьями торчала на его впалых боках, сосульками свивала с тощего, поджарого зада. Голодный и злой, бродил он по лесу, не зная покоя.

2) Вчера Алексей, чтобы сократить путь, намечал себе какие-то зримые ориентиры: сосну, пенек, ухаб на дороге. Теперь он перевел все это на язык цифр, переложил на число шагов. Он решил перегон между местами отдыха делать в тысячу шагов, то есть в полкилометра, и отдыхать по часам, не более пяти минут.

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

— Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Домашнее задание: § 86, упр. 692 (Напишите сочинение на одну из тем по выбору).

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют отрывки из текстов устно, работают в парах, оценивают друг друга.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here