Технологическая карта урока
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 4 Г
Школа: МАОУ СОШ №36 г. Тамбова
Учитель: Шибкова Екатерина Николаевна
УМК: «Школа 2100»
Права человека в обществе. | |||
Цель урока | Познакомить учащихся с правами и обязанностями гражданина в обществе. | ||
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся должны знать: — личные права человека; — личные права ребёнка; — свои обязанности.
уметь: — объяснять, что такое права человека в обществе; — замечать и объяснять, какие поступки людей нарушают права человека и права ребёнка; — работать в группе (планировать работу, распределять её между членами группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог; — осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
| ||
Основные понятия | Конституция, Конвенция о правах ребёнка, права, обязанности. | ||
Межпредметные связи | История, обществознание, литературное чтение. | ||
Ресурсы | 1. Учебник Вахрушева А.А. Окружающий мир. 2. Презентация к уроку «Права человека в обществе». 3. Карточки для индивидуальной и групповой работы. 4. Файлы с песнями: «Наташка-первоклашка», «Мамонтёнок» , «Над нами солнце светит». | ||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Орг. момент | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности
| –Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. | Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | Регулятивные УУД: овладение приёмами самоконтроля.
Личностные УУД: умение применять полученные знания на практике. | — Ребята, вспомните, что мы изучали на предыдущих уроках и выполните тест. — Никита, Яна и Алина, выполнят вот это задание. — Оцените себя. — А теперь поменяйтесь работами и проверьте, поставьте оценку. — Ну а третья оценка будет моя, передайте листочки по цепочке на первые парты.
| (Ученики выполняют тест) |
Создание проблемной ситуации | Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Познавательные: — уметь выделять существенную информацию из сценки. | — Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены.
| Разыгрывается сценка За столом сидят двое – мальчик и девочка. Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Он открывает форточку.) Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Она закрывает форточку.) Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!» Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!» |
Актуализация знаний, постановка учебной задачи
| Познавательные: — уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме. | — Какое противоречие вы заметили? — Какой возникает вопрос?
— Что для этого надо знать?
— Сформулируйте проблему урока. (Проблема урока записывается на доску.) — А теперь давайте попробуем сформулировать цель нашего урока
— Ребята, а что такое право? | — И мальчик, и девочка защищают свои права. — Как рассудить кто из них прав? — Права человека. — Какие права есть у каждого человека
— Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе.
— Часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой.
|
Динамическая пауза | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | — Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья.
Музыкальная физкультминутка «Весёлая зарядка» | (Дети выполняют физкультминутку) |
Поиск решения проблемы. Открытие нового знания. | Познавательные: — уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме; умение строить высказывание с учётом норм языка. | — Ребята, давайте вернёмся к сценке в библиотеке. — Какое своё право пытался защитить мальчик? — Какое своё право пыталась защитить девочка?
— Какие права вам ещё известны?
— Вспомните, ребята, в каком государственном документе эти права записаны? — Ребята, а кто вспомнит, что такое Конституция?
— Ребята, как вы думаете, в современной России у людей равные права? — Вспомните, в истории нашего государства были ли времена, когда у одних людей прав было больше, чем у других?
— Откройте ваши учебники на стр. 40. Рассмотрите рисунок в левом верхнем углу. — Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках? (Вывешивается на доску). — А как вы понимаете это право?
— Вспомните золотое правило нравственности.
— Иными словами, пользуясь своими правами, надо так же соблюдать права других людей. (Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!) — А за несоблюдение или нарушение установленных прав государство может применить закон и наказать непослушных граждан. — Прочитайте текст учебника на стр. 40 – 42 и скажите, какие права человека мы ещё не назвали. В итоге все описанные в тексте права человека оказываются на доске. Слова «какие», «есть» и вопросительный знак можно стереть.) — Мы рассмотрели те права человека, которые вам понятны и близки, более подробно с правами человека вы познакомитесь в старших классах.
|
— Право на образование.
— Право на охрану здоровья.
— Право на свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства, право на достойную жизнь, право на медицинское обслуживание, право на отдых и на труд. — В Конституции РФ.
— Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий права и обязанности граждан.
(Ответы детей)
(Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян).
— Право на свободу.
— Человек не должен делать всё, что ему вздумается. Так, например, бандиты, изображённые на рисунке , связали прохожего. Этим они нарушили его право на свободу. Права должны быть равными. — Нужно относится к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.
(Дети читают, называют права человека, крепят на доску.) |
Самостоятельное применение полученных знаний. Работа в группах.
| Регулятивные: — уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: — уметь осуществлять анализ иллюстраций к сказкам . Коммуникативные: — уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; — уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; — уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; — уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | — Ребята, а сейчас поработаем в группе. Вспомним правила работы в группе. Учащиеся получают карточки по группам. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено.
— Какой вывод мы можем сделать?
— Как вы его понимаете?
| 1 группа — В каких сказках нарушено право на жизнь? Аргументируйте свой выбор. (Волк и семеро козлят, Красная шапочка, Колобок) 2 группа — В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилища? Аргументируйте свой выбор. (Теремок, Заюшкина избушка, Три поросёнка) 3 группа — В каких сказках нарушено право на отдых? Аргументируйте свой выбор. (Золушка, 12 месяцев, Приключения Буратино) 4 группа — В каких сказках нарушено право на свободу и личную неприкосновенность? Аргументируйте свой выбор. ( Сказка о Царе Салтане, Дюймовочка, Маша и Медведь).
— Познакомились ещё с одним правом человека « Право на неприкосновенность жилища», крепят на доску. (Ответы детей)
|
Динамическая пауза | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | Физкультминутка для глаз. | Выполняют физкультминутку. |
Включение в систему знаний и повторений
| Регулятивные: — уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: — уметь находить ответы на вопросы в тексте; — уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); — уметь определять главную мысль текста.
Коммуникативные: — уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; — уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | — А все эти права есть у ребенка? — Конечно, но некоторыми правами человек пользуется только когда вырастет. Например, право участвовать в выборах. Но зато у детей есть и особые права. Какие? — Это вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 43. — Какое есть у детей особое право? (вывешивается на доску) — Права ребенка защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве. — Как называется главный документ, который гарантирует и защищает права ребёнка? — Полина Гришина провела своё мини-исследование и сейчас расскажет нам, что такое конвенция по правам ребёнка..
| (свободные ответы детей)
— Право на любовь и заботу.
Это – конвенция по правам ребёнка. — Конве́нция о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым правам ребёнка. Документ состоит из 54 статей, в которых содержится описание прав лиц в возрасте до 18 лет. |
Самостоятельное применение полученных знаний. (Музыкальная пауза) | Познавательные: — уметь осуществлять анализ музыкальных произведений.
. Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме.
| — А теперь музыкальная пауза. — Определите, о каких правах ребёнка идёт речь в песне?
| “Наташка-первоклашка” (право на образование). «Мамонтёнок» (право на любовь и заботу) «Над нами солнце светит» (право на отдых)
|
Включение в систему знаний и повторений
| Коммуникативные УУД: умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного, понимание и адекватная оценка прослушанной информации | -Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей.
— Посмотрим ещё одну сценку.
— Ребята, прав сдесь Серёжа? — Почему? О чём забыл Серёжа? — Что ещё кроме прав мы имеем? — Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях. Да, ребята, кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом. — Как вы понимаете, что такое обязанности? | Сценка. Серёжа. В школе пробыл я полдня И теперь вот у меня Просто буря в животе – Мысли только о еде. Мама. Кто с порога – и за ложку? Руки вымыл бы, Серёжка! Серёжа. Нет, ты, мама не права, Я свои узнал права. Меня мыться заставляешь? Мою личность притесняешь! Бабушка. Ой, с давлением беда. Ты, покушаешь когда, То в аптеку, внук, сходи, Мне таблеточек купи. Серёжа. Что ты, бабушка, детей Эксплуатировать нельзя. Одевайся потеплей И иди скорей сама. Мама. Ну, тогда помой посуду, Можешь это или нет? Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду: Ведь на детский труд запрет. Право есть на отдых, кстати, Поваляюсь на кровати. — Нет.
— Обязанности.
— Это какие либо действия, которые необходимо выполнять.
|
Самостоятельное применение полученных знаний. Работа в парах. | . Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: — уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: — уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы).
| — Каждая пара получает карточки на которых написаны ключевые слова. Вам нужно опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника. Начинать со слова «обязан».
— А какая обязанность сейчас для вас самая главная?
| (Работают по карточкам)
— Учиться. |
Итог урока. Рефлексия | Познавательные: — уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные: — уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей | — Ребята вернёмся к нашему проблемному вопросу. Выяснили мы какие права есть у человека? — Какие права имеет человек в современном обществе? — Чем права ребёнка отличаются от прав взрослого человека? — Как называются документы, где записаны права ребёнка?
— Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами? — Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе. -Оцените свою работу и работу своих товарищей, используя высказывания: Я узнал на уроке … Мне было интересно … Я хочу узнать… Мне показалось трудным…
| — Да.
(Ответы детей) (Ответы детей) — Конве́нция о права́х ребёнка.
— Право на образование.
Дети оценивают свою работу и работу своих товарищей с помощью оценочного листа. |
Домашнее задание | Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой | — Ребята, прочитайте текст учебника стр.40,41 и подготовьте ответы на вопросы №4,№5. Творческое задание: нарисуйте круг своих обязанностей перед родителями (по желанию).
|
|