Технологическая карта урока

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 4 Г

Школа: МАОУ СОШ №36 г. Тамбова

Учитель: Шибкова Екатерина Николаевна

УМК: «Школа 2100»

Тема урока

Права человека в обществе.

Цель урока

Познакомить учащихся с правами и обязанностями гражданина в обществе.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

— личные права человека;

— личные права ребёнка;

— свои обязанности.

уметь:

объяснять, что такое права человека в обществе;

— замечать и объяснять, какие поступки людей нарушают права человека и права ребёнка;

— работать в группе (планировать работу, распределять её между членами

группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести

диалог;

— осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Основные понятия

Конституция, Конвенция о правах ребёнка, права, обязанности.

Межпредметные связи

История, обществознание, литературное чтение.

Ресурсы

1. Учебник Вахрушева А.А. Окружающий мир.

2. Презентация к уроку «Права человека в обществе».

3. Карточки для индивидуальной и групповой работы.

4. Файлы с песнями: «Наташка-первоклашка», «Мамонтёнок» , «Над нами солнце светит».

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг. момент

Регулятивные УУД:

формирование

способности к

организации своей

деятельности

Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу.

Дети организуют свое

рабочее место,

проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Регулятивные УУД:

овладение приёмами

самоконтроля.

Личностные УУД:

умение применять

полученные знания на практике.

— Ребята, вспомните, что мы изучали на предыдущих уроках и выполните тест.

— Никита, Яна и Алина, выполнят вот это задание.

— Оцените себя.

— А теперь поменяйтесь работами и проверьте, поставьте оценку.

— Ну а третья оценка будет моя, передайте листочки по цепочке на первые парты.

(Ученики выполняют тест)

Создание

проблемной

ситуации

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные:

— уметь выделять существенную информацию из сценки.

— Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены.

Разыгрывается сценка

За столом сидят двое – мальчик и девочка.

Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Он открывает форточку.)

Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Она закрывает форточку.)

Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!»

Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!»

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные:

— уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме.

— Какое противоречие вы заметили?

— Какой возникает вопрос?

— Что для этого надо знать?

— Сформулируйте проблему урока.

(Проблема урока записывается на доску.)

— А теперь давайте попробуем сформулировать цель нашего урока

— Ребята, а что такое право?

— И мальчик, и девочка защищают свои права.

— Как рассудить кто из них прав?

— Права человека.

— Какие права есть у каждого человека

— Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе.

Часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой.

Динамическая пауза

Личностные УУД:

умение применять

правила охраны своего

здоровья

— Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья.

Музыкальная физкультминутка

«Весёлая зарядка»

(Дети выполняют физкультминутку)

Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

Познавательные:

— уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;

умение строить

высказывание с

учётом норм языка.

— Ребята, давайте вернёмся к сценке в библиотеке.

— Какое своё право пытался защитить мальчик?

— Какое своё право пыталась защитить девочка?

— Какие права вам ещё известны?

— Вспомните, ребята, в каком государственном документе эти права записаны?

— Ребята, а кто вспомнит, что такое Конституция?

— Ребята, как вы думаете, в современной России у людей равные права?

— Вспомните, в истории нашего государства были ли времена, когда у одних людей прав было больше, чем у других?

— Откройте ваши учебники на стр. 40. Рассмотрите рисунок в левом верхнем углу.

— Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках? (Вывешивается на доску).

— А как вы понимаете это право?

— Вспомните золотое правило нравственности.

— Иными словами, пользуясь своими правами, надо так же соблюдать права других людей.

(Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!)

— А за несоблюдение или нарушение установленных прав государство может применить закон и наказать непослушных граждан.

— Прочитайте текст учебника на стр. 40 – 42 и скажите, какие права человека мы ещё не назвали. В итоге все описанные в тексте права человека оказываются на доске. Слова «какие», «есть» и вопросительный знак можно стереть.)

— Мы рассмотрели те права человека, которые вам понятны и близки, более подробно с правами человека вы познакомитесь в старших классах.

— Право на образование.

Право на охрану здоровья.

Право на свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства, право на достойную жизнь, право на медицинское обслуживание, право на отдых и на труд.

— В Конституции РФ.

Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий права и обязанности граждан.

(Ответы детей)

(Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян).

Право на свободу.

Человек не должен делать всё, что ему вздумается. Так, например, бандиты, изображённые на рисунке , связали прохожего. Этим они нарушили его право на свободу. Права должны быть равными.

Нужно относится к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

(Дети читают, называют права человека, крепят на доску.)

Самостоятельное применение полученных знаний. Работа в группах.

Регулятивные:

— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

— уметь осуществлять анализ иллюстраций к сказкам

.

Коммуникативные:

уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

— уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

— Ребята, а сейчас поработаем в группе. Вспомним правила работы в группе.

Учащиеся получают карточки по группам. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено.

— Какой вывод мы можем сделать?

— Как вы его понимаете?

1 группа

— В каких сказках нарушено право на жизнь? Аргументируйте свой выбор. (Волк и семеро козлят, Красная шапочка, Колобок)

2 группа

В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилища? Аргументируйте свой выбор. (Теремок, Заюшкина избушка, Три поросёнка)

3 группа

В каких сказках нарушено право на отдых? Аргументируйте свой выбор. (Золушка, 12 месяцев, Приключения Буратино)

4 группа

— В каких сказках нарушено право на свободу и личную неприкосновенность? Аргументируйте свой выбор. ( Сказка о Царе Салтане, Дюймовочка, Маша и Медведь).

— Познакомились ещё с одним правом человека « Право на неприкосновенность жилища», крепят на доску.

(Ответы детей)

Динамическая пауза

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Физкультминутка для глаз.

Выполняют физкультминутку.

Включение в систему знаний и повторений

Регулятивные:

— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

— уметь находить ответы на вопросы в тексте;

— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

— уметь определять главную мысль текста.

Коммуникативные:

уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

— А все эти права есть у ребенка?

— Конечно, но некоторыми правами человек пользуется только когда вырастет. Например, право участвовать в выборах. Но зато у детей есть и особые права. Какие?

— Это вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 43.

— Какое есть у детей особое право? (вывешивается на доску)

— Права ребенка защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве.

— Как называется главный документ, который гарантирует и защищает права ребёнка?

— Полина Гришина провела своё мини-исследование и сейчас расскажет нам, что такое конвенция по правам ребёнка..

(свободные ответы детей)

Право на любовь и заботу.

Это – конвенция по правам ребёнка.

Конве́нция о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым правам ребёнка. Документ состоит из 54 статей, в которых содержится описание прав лиц в возрасте до 18 лет.

Самостоятельное применение полученных знаний. (Музыкальная пауза)

Познавательные:

— уметь осуществлять анализ музыкальных произведений.

. Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме.

— А теперь музыкальная пауза.

— Определите, о каких правах ребёнка идёт речь в песне?

Наташка-первоклашка” (право на образование).

«Мамонтёнок» (право на любовь и заботу)

«Над нами солнце светит» (право на отдых)

Включение в систему знаний и повторений

Коммуникативные

УУД:

умение слушать

других и вступать в

диалог, выражать своё

мнение.

Познавательные

УУД:

извлечение

необходимой

информации из

прослушанного,

понимание и

адекватная оценка

прослушанной

информации

-Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей.

— Посмотрим ещё одну сценку.

— Ребята, прав сдесь Серёжа?

— Почему? О чём забыл Серёжа?

— Что ещё кроме прав мы имеем?

Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях. Да, ребята, кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом.

— Как вы понимаете, что такое обязанности?

Сценка.

Серёжа. В школе пробыл я полдня

И теперь вот у меня

Просто буря в животе –

Мысли только о еде.

Мама. Кто с порога – и за ложку?

Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа. Нет, ты, мама не права,

Я свои узнал права.

Меня мыться заставляешь?

Мою личность притесняешь!

Бабушка. Ой, с давлением беда.

Ты, покушаешь когда,

То в аптеку, внук, сходи,

Мне таблеточек купи.

Серёжа. Что ты, бабушка, детей

Эксплуатировать нельзя.

Одевайся потеплей

И иди скорей сама.

Мама. Ну, тогда помой посуду,

Можешь это или нет?

Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:

Ведь на детский труд запрет.

Право есть на отдых, кстати,

Поваляюсь на кровати.

— Нет.

— Обязанности.

— Это какие либо действия, которые необходимо выполнять.

Самостоятельное применение полученных знаний. Работа в парах.

. Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы).

— Каждая пара получает карточки на которых написаны ключевые слова. Вам нужно опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника. Начинать со слова «обязан».

— А какая обязанность сейчас для вас самая главная?

(Работают по карточкам)

— Учиться.

Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

— уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

— уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей

Ребята вернёмся к нашему проблемному вопросу. Выяснили мы какие права есть у человека?

— Какие права имеет человек в современном обществе?

— Чем права ребёнка отличаются от прав взрослого человека?

— Как называются документы, где записаны права ребёнка?

— Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами?

— Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе.

-Оцените свою работу и работу

своих товарищей, используя

высказывания:

Я узнал на уроке …

Мне было интересно …

Я хочу узнать…

Мне показалось трудным…

— Да.

(Ответы детей)

(Ответы детей)

— Конве́нция о права́х ребёнка.

Право на образование.

Дети оценивают свою

работу и работу своих

товарищей с помощью

оценочного листа.

Домашнее задание

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой

— Ребята, прочитайте текст учебника стр.40,41 и подготовьте ответы на вопросы №4,№5.

Творческое задание: нарисуйте круг своих обязанностей перед родителями (по желанию).

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here