Министерство образования Саратовской области
Главная аттестационная комиссия
Конспект урока по русскому языку:
«Правописание падежных окончаний
имён прилагательных»
4 класс
Абдрахмановой
Елены Владимировны
учителя начальных классов
МОУ « Музыкально-эстетический
лицей им. А. Г. Шнитке»
г. Энгельса
Саратовской области,
претендующего на
высшую квалификационную
категорию
Саратов
2008 г.
Программа: «Школа России»
Тип урока:
урок совершенствования знаний, умений и навыков
Цель:
совершенствовать знания, умения и навыки учащихся по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»
Задачи:
образовательные:
-
совершенствовать навыки при работе над словосочетаниями, предложениями и текстом;
-
активизировать словарный запас;
-
обогащать и уточнять речь учащихся при устной и письменной работах;
воспитательные:
способствовать формированию
-
чувственной сферы учащихся через работу над словом, погружение в мир образа зимы на основе фотографий и музыки;
-
нравственных качеств личности (доброты, наблюдательности, внимательности и др.);
развивающие:
способствовать развитию
-
орфографической зоркости;
-
умений работать самостоятельно, осуществлять контроль и взаимоконтроль, вести учебный диалог с учащимися и учителем, выполнять роль ассистента учителя.
Оборудование:
учителя
-
мультимедийная презентация;
-
магнитофон;
-
фонограмма «Времена года» П. И. Чайковского.
-
снежинки со словарными словами;
учащихся
-
«Альбомы зимы».
Ход урока:
I. Организационный этап.
(Взаимное приветствие учителя и учащихся.)
II. Сообщение темы, постановка цели и задач урока и мотивация учащихся.
— Сегодня на уроке мы вспомним, какая была зима, и оформим «Альбом зимы».
— Какая часть речи нам поможет описать волшебницу-зиму? (Имена прилагательные и правописание падежных окончаний имен прилагательных.)
— Урок мне помогут провести дети, которые родились зимой.
Презентация:
III. Актуализация знаний учащихся.
Когда начинается зима? (Зима начинается, когда температура устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снежным покровом.)
— Первую страницу альбома назовем «Спасибо мороз, что снегу нанес».
Знаток-зимы.
— Присмотритесь зимой к падающим снежинкам. Красивые, будто кружевные с тонкими лучами и лепестками, как у цветов, они все разные и ни одна не повторяются. А вы знаете, почему в морозные дни под ногами снег скрипит? Это ломаются снежинки.
Презентация:
IV. Воспроизведение учащимися знаний и способов действия.
1. Словарная работа (На снежинках написаны слова: вет*р — Р.п., м*роз —Д.п., ин*й — В.п., сн*жинки — Т.п., з*бавы — П.п.)
— Посмотрите на снежинки и придумайте задание. (Записать словосочетания сущ. + прил., где сущ. — главное слово, в указанном падеже.)
— Почему падеж написан только у имен существительных? (Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже.)
Запись словосочетаний в альбомы: самостоятельная работа.
Проверка: фронтальная работа.
Вывод: Как же правильно написать падежные окончания имен прилагательных?
2. Разбор слов по составу.
— Посмотрите на имена существительные. Какое слово «лишнее»? (Снежинка — это слово не из словаря.)
Задание: выбрать схему, которая соответствует составу слова снежинка. (Схема № 1.)
Задание: придумать слова к данной схеме (самостоятельная работа по вариантам).
Запись и разбор слов в альбомах: самостоятельная работа.
Проверка: взаимопроверка в парах.
Презентация:
3. Фонетический анализ слова.
— Посмотрите еще раз на имена существительные. Какое слово «лишнее»? (Иней – употребляется только в единственном числе.)
Задание: «найди ошибку».
Проверка:
Иней – 2 слога,
н — [н’] – мягк.,
е — [э].
4. Работа над предложением.
а) Дополнение предложений словосочетаниями.
— Зима владычица трех месяцев. Каких?
— Вторую страницу назовем «Январю – морозы, февралю – метели».
Презентация:
Знаток-зимы.
— А вы знаете, что пороша, метель, вьюга, буран, пурга – все эти слова разные, но обозначают одно и то же: ветер со снегом. Это слова-синонимы.
— Метель запорошила часть предложений снежным покровом. Догадайтесь, что скрыла метелица. (Часть предложений.)
Презентация:
Задание: дополнить каждое предложение словосочетанием прил. + сущ.
Проверка:
Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу.
Метелица стелется по лесу шелковым ковром.
Вьюга серебрит стройную сосну.
Индивидуальная работа у доски:
Пурга занесла рощу (м.р., Т.п.).
Буран завалил лес (мн.ч., Т.п.).
Проверка:
Пурга занесла рощу белым снегом.
Буран завалил лес большими сугробами.
Вывод: правописание падежных окончаний имен прилагательных.
б) Составление предложения по схеме.
Знаток-зимы.
— Пробушевала метель – волшебно преобразила лес! Хорош лес в зимнем уборе. Зеленеют только сосны да ели. Следующую страницу альбома назовем «Ель и сосна шумят неспроста».
Презентация:
Задание: придумать предложение к данной схеме.
Проверка: В еловом лесу деревья стоят в зимнем уборе.
в) Составление предложения по парам слов.
Индивидуальная работа у доски: составить предложение по парам слов: блестящий снег, украшает ветви, пушистые ветви, ветви сосен.
Проверка: Блестящий снег украшает пушистые ветви сосен.
Вывод: правописание падежных окончаний имён прилагательных.
г) Запись предложения под диктовку, разбор по членам предложения и частям речи.
Задание: записать предложение под диктовку.
Луч зимнего солнца скользит по пушистым вершинам сосен и елей.
— Придумайте задание к предложению. (Разобрать по членам предложения и частям речи, назвать словосочетания.)
Выполняют разбор по членам предложения и частям речи.
Вывод: правописание падежных окончаний имен прилагательных.
5. Работа над текстом.
Знаток-зимы.
— Шумят ли деревья зимой? Лес красив в зимнем уборе. Только ели и сосны выделяются. Шишки их раскрываются, когда пригревает февральское солнце, и из них высыпаются легкие крылатые семена. Семенами ели и сосны кормятся клесты, дятлы, белки, полевки. В хвое ели и сосны много витамина С.
Презентация:
Знаток-зимы.
— Многие птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать рядом с жильем человека. Легко ли добывать им пищу в зимние морозы? Как мы с вами можем помочь птицам зимой?
Следующую страницу альбома назовем «Покормите птиц зимой, они отплатят тебе летом».
Презентация:
Презентация:
Задание: написать мини–сочинение по опорным словам.
Самостоятельное выполнение работы.
Звучит музыка «Времена года» П. И. Чайковского.
Проверка работ учащихся.
V. Анализ и оценка итогов работы.
— Какая тема урока помогла оформить «Альбом зимы»?
VI. Домашнее задание.
— Все ли страницы нашего альбома заполнены? Есть ли продолжение альбома?
— Вы можете сами дать название страницам своего альбома и продолжить его. Написать стихотворение, зимнюю сказку, музыку зимы.
Презентация:
Чтение учащимся стихотворения наизусть.
Расписала акварелью Каждое окошко. И сосулек из капели Нам свила немножко.
| |
Подмела в лесу поземкой — Она ль не мастерица, И связала иней тонкий На морозных спицах. |