Министерство образования Саратовской области

Главная аттестационная комиссия

Конспект урока по русскому языку:

«Правописание падежных окончаний

имён прилагательных»

4 класс

Абдрахмановой

Елены Владимировны

учителя начальных классов

МОУ « Музыкально-эстетический

лицей им. А. Г. Шнитке»

г. Энгельса

Саратовской области,

претендующего на

высшую квалификационную

категорию

Саратов

2008 г.

Программа: «Школа России»

Тип урока:

урок совершенствования знаний, умений и навыков

Цель:

совершенствовать знания, умения и навыки учащихся по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

Задачи:

образовательные:

  • совершенствовать навыки при работе над словосочетаниями, предложениями и текстом;

  • активизировать словарный запас;

  • обогащать и уточнять речь учащихся при устной и письменной работах;

воспитательные:

способствовать формированию

  • чувственной сферы учащихся через работу над словом, погружение в мир образа зимы на основе фотографий и музыки;

  • нравственных качеств личности (доброты, наблюдательности, внимательности и др.);

развивающие:

способствовать развитию

  • орфографической зоркости;

  • умений работать самостоятельно, осуществлять контроль и взаимоконтроль, вести учебный диалог с учащимися и учителем, выполнять роль ассистента учителя.

Оборудование:

учителя

  • мультимедийная презентация;

  • магнитофон;

  • фонограмма «Времена года» П. И. Чайковского.

  • снежинки со словарными словами;

учащихся

  • «Альбомы зимы».

Ход урока:

I. Организационный этап.

(Взаимное приветствие учителя и учащихся.)

II. Сообщение темы, постановка цели и задач урока и мотивация учащихся.

— Сегодня на уроке мы вспомним, какая была зима, и оформим «Альбом зимы».

— Какая часть речи нам поможет описать волшебницу-зиму? (Имена прилагательные и правописание падежных окончаний имен прилагательных.)

— Урок мне помогут провести дети, которые родились зимой.

Презентация:

III. Актуализация знаний учащихся.

  Когда начинается зима? (Зима начинается, когда температура устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снежным покровом.)

— Первую страницу альбома назовем «Спасибо мороз, что снегу нанес».

Знаток-зимы.

— Присмотритесь зимой к падающим снежинкам. Красивые, будто кружевные с тонкими лучами и лепестками, как у цветов, они все разные и ни одна не повторяются. А вы знаете, почему в морозные дни под ногами снег скрипит? Это ломаются снежинки.

Презентация:

IV. Воспроизведение учащимися знаний и способов действия.

1. Словарная работа (На снежинках написаны слова: вет*р — Р.п., м*роз —Д.п., ин*й — В.п., сн*жинки — Т.п., з*бавы — П.п.)

— Посмотрите на снежинки и придумайте задание. (Записать словосочетания сущ. + прил., где сущ. — главное слово, в указанном падеже.)

— Почему падеж написан только у имен существительных? (Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже.)

Запись словосочетаний в альбомы: самостоятельная работа.

Проверка: фронтальная работа.

Вывод: Как же правильно написать падежные окончания имен прилагательных?

2. Разбор слов по составу.

— Посмотрите на имена существительные. Какое слово «лишнее»? (Снежинка — это слово не из словаря.)

Задание: выбрать схему, которая соответствует составу слова снежинка. (Схема № 1.)

Задание: придумать слова к данной схеме (самостоятельная работа по вариантам).

Запись и разбор слов в альбомах: самостоятельная работа.

Проверка: взаимопроверка в парах.

Презентация:

3. Фонетический анализ слова.

— Посмотрите еще раз на имена существительные. Какое слово «лишнее»? (Иней – употребляется только в единственном числе.)

Задание: «найди ошибку».

Проверка:

Иней – 2 слога,

н — [н’] – мягк.,

е — [э].

4. Работа над предложением.

а) Дополнение предложений словосочетаниями.

— Зима владычица трех месяцев. Каких?

— Вторую страницу назовем «Январю – морозы, февралю – метели».

Презентация:

Знаток-зимы.

— А вы знаете, что пороша, метель, вьюга, буран, пурга – все эти слова разные, но обозначают одно и то же: ветер со снегом. Это слова-синонимы.

— Метель запорошила часть предложений снежным покровом. Догадайтесь, что скрыла метелица. (Часть предложений.)

Презентация:

Задание: дополнить каждое предложение словосочетанием прил. + сущ.

Проверка:

Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу.

Метелица стелется по лесу шелковым ковром.

Вьюга серебрит стройную сосну.

Индивидуальная работа у доски:

Пурга занесла рощу (м.р., Т.п.).

Буран завалил лес (мн.ч., Т.п.).

Проверка:

Пурга занесла рощу белым снегом.

Буран завалил лес большими сугробами.

Вывод: правописание падежных окончаний имен прилагательных.

б) Составление предложения по схеме.

Знаток-зимы.

— Пробушевала метель – волшебно преобразила лес! Хорош лес в зимнем уборе. Зеленеют только сосны да ели. Следующую страницу альбома назовем «Ель и сосна шумят неспроста».

Презентация:

Задание: придумать предложение к данной схеме.

Проверка: В еловом лесу деревья стоят в зимнем уборе.

в) Составление предложения по парам слов.

Индивидуальная работа у доски: составить предложение по парам слов: блестящий снег, украшает ветви, пушистые ветви, ветви сосен.

Проверка: Блестящий снег украшает пушистые ветви сосен.

Вывод: правописание падежных окончаний имён прилагательных.

г) Запись предложения под диктовку, разбор по членам предложения и частям речи.

Задание: записать предложение под диктовку.

Луч зимнего солнца скользит по пушистым вершинам сосен и елей.

— Придумайте задание к предложению. (Разобрать по членам предложения и частям речи, назвать словосочетания.)

Выполняют разбор по членам предложения и частям речи.

Вывод: правописание падежных окончаний имен прилагательных.

5. Работа над текстом.

Знаток-зимы.

— Шумят ли деревья зимой? Лес красив в зимнем уборе. Только ели и сосны выделяются. Шишки их раскрываются, когда пригревает февральское солнце, и из них высыпаются легкие крылатые семена. Семенами ели и сосны кормятся клесты, дятлы, белки, полевки. В хвое ели и сосны много витамина С.

Презентация:

Знаток-зимы.

— Многие птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать рядом с жильем человека. Легко ли добывать им пищу в зимние морозы? Как мы с вами можем помочь птицам зимой?

Следующую страницу альбома назовем «Покормите птиц зимой, они отплатят тебе летом».

Презентация:

Презентация:

Задание: написать мини–сочинение по опорным словам.

Самостоятельное выполнение работы.

Звучит музыка «Времена года» П. И. Чайковского.

Проверка работ учащихся.

V. Анализ и оценка итогов работы.

— Какая тема урока помогла оформить «Альбом зимы»?

VI. Домашнее задание.

— Все ли страницы нашего альбома заполнены? Есть ли продолжение альбома?

— Вы можете сами дать название страницам своего альбома и продолжить его. Написать стихотворение, зимнюю сказку, музыку зимы.

Презентация:

Чтение учащимся стихотворения наизусть.

Зима проснулась рано,

С первою синичкой.

Нечесаными буранами

Заплела косички.

Расписала акварелью

Каждое окошко.

И сосулек из капели

Нам свила немножко.

Подмела в лесу поземкой —

Она ль не мастерица,

И связала иней тонкий

На морозных спицах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here