КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7 КЛАССА

ТЕМА: «Языковые средства выразительности»

ВЫПОЛНИЛА: учитель русского языка МБОУ СОШ № 59 г.Нижнего Новгорода Аверьянова Т.Н.

УЧЕБНИК: Русский язык. 7 класс. В 3 ч. Ч.1 / С.И. Львова, В.В. Львов.-М.: Мнемозина, 2009 г.

ЦЕЛЬ УРОКА: 1) Обобщить полученные ранее сведения о языковых средствах выразительности речи (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и пунктуационные средства).

2)Совершенствовать навыки элементарного языкового анализа художественных текстов.

ХОД УРОКА:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Запись числа, классная работа.

2.АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА. (Запись на доске)

Одуванчик лекарственный — это многолетнее травянистое растение высотой до 30 см….Млечный сок растения содержит 2-3 % каучуковых веществ.

Одуванчик придорожный

Был, как солнце, золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым…

Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

(В. Степанов)

Учитель: В чем сходство данных текстов? (Тема-одуванчик)

В чем отличие данных текстов? Какой текст на ваш взгляд более эмоционален и выразителен? С помощью чего это достигается? (Выразительных средств, художественных тропов). Найдите тропы во втором тексте. (Работа с терминами: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение).

Какова же тема нашего урока ? Какую цель мы должны поставить на данный урок?

Запись темы в тетрадь. «Языковые средства выразительности»

Учитель: Для чего мы используем в отдельных предложениях и целом тексте выразительные средства?

В каких стилях речи важна эмоциональность, а в каких она неуместна?

Таким образом, сегодня на уроке мы обратимся к текстам художественной литературы и средствам выразительности используемых в них.

3.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Задание № 1.

1)Запишите предложение приёмом поморфемного письма. Проведите синтаксический разбор.

Клоч-к-ами пис-ем не-от-правл-енн-ых бел-е-ют льд-ин-ы на рек-е.

(Р. Артамонов)

(Повест., невоскл., простое, распр.)

2)Прочитайте выразительно. Опишите картину, которая возникает в вашем воображении. Какой изобразительный прием использует автор в этом фрагменте? (Метафора- скрытое сравнение).

Задание № 2.

1) Выразительно прочитайте строки из стихотворения С.А.Есенина. Определите какие выразительные средства использует поэт для создания образа и выразительности речи.

2) Выпишите художественные тропы.

Отговорила роща золотая

Березовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

3) Выпишите из отрывка причастия и деепричастия, разберите их по составу.

Задание № 3.

Откройте учебник на стр.155, упр. 398, текст 2. Прочитайте выразительно прозаический текст, выделите в нем выразительные средства.

Итак, мы пронаблюдали, что как в отдельном предложении, так и в лирическом и прозаических текстах художественной литературы встречаются выразительные средства языка. Они позволяют ярче представить образ, о котором идет речь в тексте.

Задание № 4.

(Запись на доске).

Костер рябины красной. (С.Есенин)

Клочками писем неотправленных. (Р.Артамонов)

Ярко-желтое солнышко цветка.(Ю.Аракчеев)

На доске записаны метафоры, которые вы сейчас нашли в текстах. Выберете понравившуюся вам метафору и напишите сочинение-миниатюру (художественную зарисовку) из 3-5 предложений, в котором раскройте образ, скрывающийся в метафоре. Используйте другие выразительные средства.

Индивидуальные задания.

Задание 1 : Прочитайте выразительно текст. Какой прием автор использует для создания образа, выразительности речи? Напишите как вам видится данный образ.(Звукопись)

Грянул гром нежданно, наобум,

Яростный удар и гул протяжный.

А потом пронёсся легкий шум,

Торопливый, радостный и влажный.

(С. Маршак )

Задание 2 : Прочитайте выразительно текст. Какой прием автор использует для создания образа, выразительности речи? Напишите как вам видится данный образ.(Уменьшительно-ласкательные суффиксы)

НАСТЕНЬКА

Вот она проходит стёжкой,

Вот идёт на пальчиках,

На серебряных сережках

Солнечные зайчики !…

Вот она, она, она,

Просто всем теперь видна :

В синем сарафанчике,

На боках карманчики,

В косах одуванчики,

В серых глазках огонек…

(До чего хорош денек!)

(А. Прокофьев)

Чтение текстов, прослушивание индивидуальных заданий.

4.ИТОГИ УРОКА.

Учитель: Какой вывод вы можете сделать. Достигли ли мы поставленной цели на уроке?

Что интересного и полезного вы «унесете» с сегодняшнего урока?

Какое настроение у вас осталось после урока?

5.ПОСТОНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Учебник стр.157, упр.399

6. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here