КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7 КЛАССА
ТЕМА: «Языковые средства выразительности»
ВЫПОЛНИЛА: учитель русского языка МБОУ СОШ № 59 г.Нижнего Новгорода Аверьянова Т.Н.
УЧЕБНИК: Русский язык. 7 класс. В 3 ч. Ч.1 / С.И. Львова, В.В. Львов.-М.: Мнемозина, 2009 г.
ЦЕЛЬ УРОКА: 1) Обобщить полученные ранее сведения о языковых средствах выразительности речи (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и пунктуационные средства).
2)Совершенствовать навыки элементарного языкового анализа художественных текстов.
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Запись числа, классная работа.
2.АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА. (Запись на доске)
Одуванчик лекарственный — это многолетнее травянистое растение высотой до 30 см….Млечный сок растения содержит 2-3 % каучуковых веществ.
Одуванчик придорожный
Был, как солнце, золотым,
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым…
Ты неси на крыльях ветра
Золотые семена,
Чтобы солнечным рассветом
Возвратилась к нам весна.
(В. Степанов)
Учитель: В чем сходство данных текстов? (Тема-одуванчик)
В чем отличие данных текстов? Какой текст на ваш взгляд более эмоционален и выразителен? С помощью чего это достигается? (Выразительных средств, художественных тропов). Найдите тропы во втором тексте. (Работа с терминами: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение).
Какова же тема нашего урока ? Какую цель мы должны поставить на данный урок?
Запись темы в тетрадь. «Языковые средства выразительности»
Учитель: Для чего мы используем в отдельных предложениях и целом тексте выразительные средства?
В каких стилях речи важна эмоциональность, а в каких она неуместна?
Таким образом, сегодня на уроке мы обратимся к текстам художественной литературы и средствам выразительности используемых в них.
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Задание № 1.
1)Запишите предложение приёмом поморфемного письма. Проведите синтаксический разбор.
Клоч-к-ами пис-ем не-от-правл-енн-ых бел-е-ют льд-ин-ы на рек-е.
(Р. Артамонов)
(Повест., невоскл., простое, распр.)
2)Прочитайте выразительно. Опишите картину, которая возникает в вашем воображении. Какой изобразительный прием использует автор в этом фрагменте? (Метафора- скрытое сравнение).
Задание № 2.
1) Выразительно прочитайте строки из стихотворения С.А.Есенина. Определите какие выразительные средства использует поэт для создания образа и выразительности речи.
2) Выпишите художественные тропы.
Отговорила роща золотая
Березовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
3) Выпишите из отрывка причастия и деепричастия, разберите их по составу.
Задание № 3.
Откройте учебник на стр.155, упр. 398, текст 2. Прочитайте выразительно прозаический текст, выделите в нем выразительные средства.
Итак, мы пронаблюдали, что как в отдельном предложении, так и в лирическом и прозаических текстах художественной литературы встречаются выразительные средства языка. Они позволяют ярче представить образ, о котором идет речь в тексте.
Задание № 4.
(Запись на доске).
Костер рябины красной. (С.Есенин)
Клочками писем неотправленных. (Р.Артамонов)
Ярко-желтое солнышко цветка.(Ю.Аракчеев)
На доске записаны метафоры, которые вы сейчас нашли в текстах. Выберете понравившуюся вам метафору и напишите сочинение-миниатюру (художественную зарисовку) из 3-5 предложений, в котором раскройте образ, скрывающийся в метафоре. Используйте другие выразительные средства.
Индивидуальные задания.
Задание 1 : Прочитайте выразительно текст. Какой прием автор использует для создания образа, выразительности речи? Напишите как вам видится данный образ.(Звукопись)
Грянул гром нежданно, наобум,
Яростный удар и гул протяжный.
А потом пронёсся легкий шум,
Торопливый, радостный и влажный.
(С. Маршак )
Задание 2 : Прочитайте выразительно текст. Какой прием автор использует для создания образа, выразительности речи? Напишите как вам видится данный образ.(Уменьшительно-ласкательные суффиксы)
НАСТЕНЬКА
Вот она проходит стёжкой,
Вот идёт на пальчиках,
На серебряных сережках
Солнечные зайчики !…
Вот она, она, она,
Просто всем теперь видна :
В синем сарафанчике,
На боках карманчики,
В косах одуванчики,
В серых глазках огонек…
(До чего хорош денек!)
(А. Прокофьев)
Чтение текстов, прослушивание индивидуальных заданий.
4.ИТОГИ УРОКА.
Учитель: Какой вывод вы можете сделать. Достигли ли мы поставленной цели на уроке?
Что интересного и полезного вы «унесете» с сегодняшнего урока?
Какое настроение у вас осталось после урока?
5.ПОСТОНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Учебник стр.157, упр.399
6. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.