Урок окружающего мира в 1 классе

«Овощи и фрукты – самые витаминные продукты»

Учитель: Яруллина Ольга Николаевна

Цель: — систематизация и расширение знаний детей об овощах и фруктах, знакомство с витаминами А,В,С и их значением для человека.

Задачи:

Образовательная:

— продолжать учить детей классифицировать овощи и фрукты: по форме, по цвету.

Развивающая:

— развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер личности;
— расширение кругозора;
-развитие творческого потенциала учащихся.

Воспитательная:

-воспитывать навыки общения, умения слышать и слушать своих товарищей и взрослого;

— воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

  1. Муляжи овощей и фруктов;

  2. Картинки овощей и фруктов;

  3. Карта путешествия;

  4. Раздаточный материал;

  5. Угощение – яблоки;

  6. Магнитофон;

  7. Диск с записью “ Лук и чеснок ”.

Ход урока:

  1. Позитивный настрой учащихся на урок.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Актуализация знаний учащихся.

— Внимание, внимание! Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску.

В ходе нашего путешествия мы должны будем ответить на множество интересных вопросов, узнать много нового. И для этого мы будем на уроке внимательными, активными, слушать учителя и своих одноклассников.

Тема нашего путешествия «Овощи и фрукты- самые витаминные продукты».

Мы будем говорить об овощах и фруктах и их пользе для человека.

III. Изучение нового материала.

1. Станция Овощная.

А в путешествие мы с вами отправимся на таком чудесном автобусе в город «Здоровейск» (Карта на доске ) вместе с нашими героями Муравьишкой Вопросиком и Черепахой.

А наше путешествие будет проходить по станциям данного города:

1 станция- «Овощная»,

2 станция –«Фруктовая»,

3 станция –«Витаминная»,

4 станция –«Чистулькина».

— А скажите, как вы думаете, о чем мы узнаем на каждой из этих станций?

— Сейчас мы отправляемся на первую станцию, а называется она «Овощная».

Ждут здесь овощи ребят,

Они загадки загадать хотят!

1) Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. ( помидоры )

Помидор пришел к нам из Южной Америки. Их называли “ золотые яблоки ”. Сначала плоды были маленькие, как вишенки. А сейчас встречаются весом больше 1 кг.

2) И зелен, и густ,

На грядке вырос куст.

Покопай немножко,

Под кустом …. ( картошка )

На нашем столе картофель появился 250 лет назад, А привезли его к нам из Южной Америки. Долгое время выращивали люди его в ботанических садах. Потребовалось 100 лет , чтобы картофель занял достойное место на нашем столе.

3) Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. ( капуста )

Капусту впервые попробовали в Испании. Там ее называли «ащи». Возможно, с тех пор попало в русский язык слово «щи». Римляне по форме овоща называли его «капут», что означает «голова».

4) Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. ( морковь )

В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье, если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром найдешь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.

— Спасибо, ребята, молодцы!

Из ваших сообщений мы узнали об истории появления некоторых овощей на наш стол.

— А я хочу познакомить вас еще с одним овощем, а точнее не я, а …, давайте послушаем…

( Прослушивание на диске про лук и чеснок ).

— Какой вывод можно сделать? ( Лук и чеснок можно применять для сохранения и укрепления здоровья человека, а также в лечебных целях. Чеснок и лук от всех недуг. )

— А какие овощи вы еще знаете?

— А теперь посмотрим инсценировку произведения Ю.Тувима “ Овощи ”.

Автор:

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели.

Перец:

Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Горох:

Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка,
Если только захочу
Всех горошком угощу.

Свёкла:

Дай сказать хоть слово мне, Выслушай сначала
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!

Капуста:

Ты уж, свёкла помолчи!
Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные!

Редиска:

Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!

Огурец:

Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!

Морковь:

Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.


Помидор:

Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немножко.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.

Лук:

Я приправа в каждом блюде.
И всегда полезен людям.
Угадали? Я — ваш друг,
Я простой зелёный лук!

Картошка:

Я, картошка, так скромна-
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым.

Баклажан:

Баклажанная икра,
Так полезна, так вкусна.

Автор:

Спор давно кончать пора!

Спорить бесполезно.

Раздаётся стук в дверь

Кто-то кажется стучит…
Входит доктор Айболит.

Все:

Это доктор Айболит.

Айболит:

Ну, конечно, это я!
О чём спорите друзья?

Репа:

Кто из нас из овощей,
Всех важней и всех вкусней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Айболит:

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!

— Действительно, все овощи полезны. В них содержатся витамины, которые необходимы для роста и развития.

— Нам пора спешить на следующую станцию, её жители ждут нас, но посмотрите, что говорят нам овощи.

Ешьте больше овощей –
Будете вы здоровей!

2. Станция Фруктовая.

— Мы с вами садимся в автобус и едем дальше. Следующая станция

Фруктовая .

  1. Обезьяна утром рано

В зоопарке ест… ( бананы )

  1. Желтый, круглый, ты откуда?

— Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож

Можешь съесть меня, но только

Раздели сперва на дольки.

Как меня ты назовешь? ( апельсин )

  1. Само с кулачок,

Красный, желтый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. ( яблоко )

  1. На сучках висят плоды,

Посинели от жары… ( сливы )

  1. Спелые, сочные, разноцветные,

На прилавках всем заметные!

Мы полезные продукты,

А зовемся просто — … ( фрукты )

— А как отличить фрукты от овощей?

( Фрукты обычно растут в саду, обычно сладкие, кроме лимона. )

— А вспомните, где растут овощи? ( В огороде. )

Игра “ Собери овощи и фрукты ”.

— В корзинки нужно собрать овощи и фрукты. ( Муляжи лежат на столе. )

— Проверим, правильно выполнили задание ребята или нет.

Физминутка

— А теперь проверю вас. Если я показываю овощ – вы приседаете, если фрукт – руки вверх.

Работа в рабочих тетрадях.

— Откроем рабочие тетради на с. 43. Найдем первое задание.

Раскрасьте овощи и фрукты. В каждом столбике нарисуйте еще овощ или фрукт такого же цвета.

— Назовите, что нарисовали в первый столбик, во второй, в третий.

Задание 2. Черепаха варит борщ, а Муравей – сладкий компот. Подскажи им

( покажи стрелками ), из чего приготовить эти блюда.

— Зачем нужно есть фрукты и овощи?

( В них содержаться витамины, минералы, соли и т.д ).

— А что такое витамины? ( Витамины – жизненно необходимые питательные вещества. Они содержатся в пище и необходимы для здоровья нашего организма. Vita — означает жизнь. Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов. )

3. Станция Витаминная.

Мы отправляемся на станцию, где нас ждут полезные друзья, которые живут на “ Витаминной станции ”.

Работа по учебнику.

Учебник страница 105.

— Посмотрите, в зелёной одежде нас встречает витамин А.

В синей одежде витамин В, а в красной – витамин С.

— Что в руках у друзей – витаминов? (Корзина с овощами и фруктами).

— А почему у них разные овощи и фрукты? (В разных овощах и фруктах содержатся разные витамины).

— В каких овощах содержится витамин А? (Капуста, морковь, помидоры)

— Прочитайте, что говорит нам витамин А? (Учебник, страница 105).

— Для чего нужен этот витамин? (Чтобы расти хорошо, хорошо видеть, иметь крепкие зубы).

— Максим, расскажи нам стихотворение о витамине А.

Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

— В каких овощах и фруктах есть витамин В? (Свёкла, яблоко, редиска, зелень салата).

— Для чего нужен этот витамин? (Читают слова витамина В, страница 105).

— Лена, расскажи нам стихотворение о витамине В.

Очень важно спозаранку

Съесть за завтраком овсянку.

И за день поесть немножко,

Яблоко, свеклу, картошку.

— А где же мы встретим витамин С? ( В черной и красной смородине, лимоне, луке).

— Для чего он нужен человеку? (Чтение на странице 105).

— Даня, расскажи нам стихотворение о витамине С.

От простуды и ангины

Помогают витамины,

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

— Для чего надо есть овощи и фрукты? (В них содержится витамины и полезные вещества.)

— Для чего организму нужны витамины?

Стихотворение про витамины. ( Читает ученик. ).

Витамины – просто чудо!

Сколько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед ними упадут,

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие!

Вывод: Чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться по пустякам, реже простужаться, быть бодрым.

4. Станция Чистюлькина.

— Отправляемся на следующую станцию, а называется она “ Чистюлькина ”.

-Муравьишка выкопал морковку и понес ее домой, как вы думаете, кто может встретиться на его пути? (Злючка – Грязючка).

— Да, она любит грязь, а что должен сделать Муравьишка, чтобы она не появилась? (Вымыть морковку.)

— Давайте прочитаем, что он нам говорит (Чтение с учебника на странице 105).

-Господин Чистюлькин тоже дает вам советы.

— Выполняя работу, на наших руках появляется множество микробов. И перед едой нужно обязательно мыть руки! Не забывайте о правилах гигиены. Овощи и фрукты нужно мыть перед употреблением.

— Ребята, а какое сейчас время года? (Весна.)

-Особенно весной организм человека нуждается в витаминах, поэтому ежедневно нужно употреблять овощи, фрукты. И с наступлением весны, люди начинают работать в садах и огородах.

-А кто скажет для чего?

— Правильно, начинать готовить грядки для овощей.

— А для этого, чтобы получить вот такой урожай, какой ежегодно получают жители города «Здоровейск», нужно много потрудиться. Помогайте своим родителям ухаживать за фруктами и овощами. И на вашем столе витамины будут круглый год. И не забывайте, что в свежих фруктах и овощах их намного больше.

IV. Подведение итогов.

Наше путешествие по городу «Здоровейск» подошло к концу.

— Ребята, интересно вам было на уроке?

— Что такое овощи и фрукты? Чем они отличаются?

— А какой витамин самый полезный?

— Почему нужно в пищу употреблять разные овощи и фрукты?

— Для чего мы познакомились с овощами и фруктами?

— Вы хорошо работали.

— Я желаю вам быть всегда здоровыми и вырасти сильными, высокими, смелыми и ловкими. И жители города «Здоровейск» угощают вас яблоками. (Дети получают яблоки.) Ешьте на здоровье!

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты!

Литература:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 1 класс: В 2 ч., Москва, “ Просвещение ”, 2012 г.

2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.1 класс. Комплект в 2 частях. Плешаков А. А. , Москва, “ Просвещение ”, 2012 г.

3. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение, 2010

4. Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для уч-ся нач. классов, М: Просвещение, 2010

5. Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина “ Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “ Окружающий мир ”Москва “ ВАКО ” 2004 г.

6. http://bobrmama.by/poleznyj-sunduchok/roditelyam-na-zametku/122-zagadki-pro-ovoshchi-i-frukty.html

7. http://school-work.net/zagadki/pro-ovoshi-i-frukti

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here