Янышевская Светлана Тарасовна,

учитель начальных классов ГОУ СОШ №1743 СЗУО

Честнова Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов ГОУ СОШ №1743 СЗУО

Краеведение:

урок-путешествие

«Профессии»

русской печки».

3 класс

(9-10 лет)

Цели урока:

  1. Проверить знания учащихся по теме «Деревянное строительство Москвы», знание пословиц о Москве.

  2. Познакомить с ролью русской печи в жизни простого народа, раскрыть основные моменты «работы» русской печи в быту древних москвичей.

  3. Развить интерес к предмету путём нетрадиционной формы проведения урока, привлечения занимательного развивающего материала, предметов русской старины, интеграции с чтением.

  4. Развивать навыки самостоятельного проведения фрагмента урока, самостоятельности и сплочённости при работе в команде.

  5. Развивать чувство ответственности, коллективизма, сдержанности в игре.

Структура урока – путешествия:

  1. Учащиеся делятся на команды, выбирают командира, название команды.

  2. Главный момент урока: путешествие команд по станциям с выполнением заданий и получением новых знаний:

— «Повторение – мать ученья» — проверка домашнего задания;

-«Начать от печки» — изучение нового материала;

— «Учиться всегда пригодиться» — первичное закрепление;

— «Где веселье льётся – там легче живётся» — включён занимательный и развивающий материал, осуществлена интеграция с уроком чтения;

— «Пословица недаром молвится» — развитие общего кругозора и интеллекта уч-ся.

  1. Каждая команда получает маршрутный лист (приложение №1.) с определённым маршрутом, который составлен так, чтобы у каждой команды после этапа «Начать от печки», был этап «Учиться всегда пригодиться».

  2. На прохождение каждой станции даётся определённое время, команды меняют станции строго по маршруту, по сигналу ведущего.

  3. Если команда заканчивает задание на станции быстрее, то ей предлагаются дополнительные вопросы, а также русские народные загадки.

  4. На станциях «работают» подготовленные уч-ся.

Орг. Момент:

Макет печи на сцене, оборудован уголок русской избы.

Названия станций заранее висят на каждом этапе.

Построение команд.

Перекличка команд.

Вступительное слово учителя:

-Сегодня в этом зале собрались путешественники. Наш маршрут проходит по древней Москве. Во время пути вы не только покажите свои знания, но и узнаете много нового, интересного из истории нашего народа, а чтобы узнать главную героиню нашего путешествия, отгадайте загадку:

Стоит девица в избе,

А коса на дворе.

Лето придёт –

Не глядят на неё,

Зима настаёт –

Обнимают её. (печь)

Ь Е П Ч

(Если дети не отгадают, предложить табличку:

а с обратной стороны слово ПЕЧЬ)

Двери отворяются, в зал с шумом входят дети в русских народных костюмах.

Водят хоровод вокруг печи.

Дети поют, водят вокруг печи хоровод:

Печь, печь, печь,

Печка русская.

Печь, печь, печь,

Будем жарить, будем печь.

Печь, печь, печь,

Печка русская.

Печь, печь, печь,

На палати можно лечь.

Печь, печь, печь,

Печка русская.

Печь, печь, печь,

Будет домовой стеречь.

Мать обращается к печи:

Ой, ты, печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня,

Ты свари, испеки,

Обогрей, освежи,

Помоги и спаси,

В дом богатство принеси.

Дед несёт горшок, говорит:

  • Вот они, угольки-то, из старой избы – в новую пожаловали.

  • А здесь ли ты, хозяин-домовой? (стучит по горшку)

  • Сейчас с тобой 3 раза вокруг печи обойдём, да и будет у нас в доме

достаток и тепло.

Ставит горшок в устье.

  • А теперь полезу на лежанку, косточки погрею, да отдохну.

Дети кричат:

  • Мама! Мама! Мы есть хотим!

Мать:

  • Сейчас, сейчас! Кашу парить ставлю.

  • Пока каша готовиться, погуляйте, уму-разуму поучитесь.

Учитель:

  • Каждой команде даётся маршрутный лист для путешествия, внимательно смотрите, на какую станцию вам надо идти.

  • Отвечайте, не торопясь, зарабатывайте больше баллов – и окажитесь победителями и лучшими знатоками нашего города.

  • Итак! Как говорили в старину «Начинаем от печки!».

1 станция «Повторенье – мать ученья»

1. Оборудование:

  • Плакат с названием станции;

  • Кроссворды для каждой команды. – приложение №2.

  • Задания к кроссворду – на большом плакате. — приложение №3.

  • Карандашница.

  • Простые карандаши.

  • Точилка.

  1. Дополнительные вопросы:

Почему в Москве были опасны пожары?

Расположите эти понятия по порядку, начиная с самых ранних построек:

изба, землянка, дворец

2 станция «Пословица недаром молвится»

1. Оборудование:

  • Плакат с названием станции;

  • 7 холмов из цветного картона: разрезаны пополам с разными линиями разрезов. На каждой половине – часть пословицы:

  1. Москва от копеечной свечки загорелась.

  2. Москва слезам не верит, ей дело подавай.

  3. Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

  4. Поеду в Москву разгонять тоску.

  5. Все дороги ведут в Москву.

  6. Москва — всем городам мать.

  7. Москва стоит на семи холмах, а человек на двух ногах.

2. Задание:

    • Соберите пословицы из двух частей, объясни смысл.

(Пословицы записаны на «холмах»)

    • Сколько холмов у вас получилось?

    • Кто догадался, почему столько холмов?

3 станция «Начать от печки»

1. Оборудование:

  • Плакат с названием станции.

  • Макет русской печки.

  • На печи- одеяло из лоскутков, связки баранок, кошка (мягк. игрушка), скамейка, старинный утюг.

  • Детские рисунки, обозначающие «профессии» русской печки.

  • Игрушка – домовёнок.

    • Прочитайте название нашей станции.

    • Почему так говорили раньше?

    • У русской печки много «профессий». Они пришли к вам в гости и расскажут о себе.

1 ученик:

— Моя профессия – давать тепло и место для отдыха.

  • Место на печи считалось самым лучшим. По обычаю здесь спали старики и дети.

  • Как думаете, почему?

  • А вот молодым и крепким лежать на печке считалось зазорным, им говорили: «Хочешь есть калачи, так не лежи на печи».

2 ученик:

  • Моя профессия – готовить еду.

  • В русских печах готовили еду и пекли хлеб.

  • На печи сушили разные травы и овощи.

  • Какие блюда русской кухни известны с тех пор?

  • Правильно — «Щи да каша – пища наша».

3 ученик:

  • Моя профессия – обряды или, — правила жизни.

  • Около печи давались клятвы, совершались различные обряды.

  • Во время грозы в печи разводили огонь, чтобы утихомирить бурю.

  • При переходе в новый дом нужно было перенести в новую печь угли из старой и трижды обойти вокруг печи, чтобы в доме всегда были достаток и тепло.

  • Перед невестой и женихом разбивали горшок, который побывал в печи и желали: «Сколько кусочков, столько бы и сыночков».

  • Чтобы домашние животные не болели, вновь народившийся молодняк приносили в избу и прикладывали к печи.

4 ученик:

  • Моя профессия – здоровье.

  • «Чистота – залог здоровья» — говорили наши предки. Внутри печи русские люди мылись и парились. Сначала выгребали золу, со стенок счищали копоть, ставили корыто с водой, на корточках залезали внутрь — и парились.

  • Чтобы укрепить здоровье малыша, особенно если он много болел, пользовались обрядом «перепекания». Раньше каждая хозяйка выпекала хлеб для семьи в большой русской печке. Считалось, если ребёнок был слаб, значит он не допёкся, как хлеб. Поэтому его сажали на хлебную лопату и держали некоторое время в тёплой печке.

  • Вот так печка-лекарь!

5 ученик:

  • Моя профессия – жилище для домового.

  • Издавна считалось, что печка – это место проживания домового, поэтому на новоселье домового переносили из старого в новый дом в горшке с горячими углями, вынутыми из печи.

  • На Руси домового называли «хозяин». Он присматривал за хозяйством, охранял имущество, предупреждал об опасности. Поэтому его старались задобрить, оставляли за печкой угощение.

Учитель:

  • Какие профессии печки запомнили?

  • Какая самая необычная?

4 станция «Учиться – всегда пригодится».

1. Оборудование:

  • Плакат с названием станции.

  • Бланк письма для каждой команды. — приложение №4.

  • Карандашница.

  • 3 карандаша.

  • Точилка.

2. Задание:

  • На нашей станции вам надо написать письмо о печке тем ребятам, которые будут жить, и учиться через 40-50 лет. К тому времени о печке будет известно только из книг.

  • Поможем нашим друзьям узнать больше интересного из истории нашего народа.

  • Вам надо заполнить пропуски. Получится письмо.

  • Используйте подсказки.

5 станция «Где веселье льётся – легче живётся»

1. Оборудование:

  • Плакат с названием станции.

  • Стенд с иллюстрациями сказок, на которых изображена печка. — приложение №5.

Волк и семеро козлят.

Госпожа Метелица.

Зимовье зверей.

По-щучьему велению.

Гуси-лебеди.

Коза-дереза.

Каша из топора.

Лисичка со скалочкой.

Три поросёнка.

Снегурочка.

  • Старинные предметы: ухват, коромысло, рубель, валик, туесок, чугунок, лапти.

  • Современные предметы: ручка для сковородки, кран-смеситель, утюг, сумка, кастрюля, детские туфельки.

2.Задание:

  • На нашей станции вам надо выполнить несколько заданий от домового.

    1. Отгадайте сказку по картинке.

    2. Соотнеси старый предмет с современным.

    3. Какие загадки и пословицы знаете о печке.

    4. Пронеси ухватом горшок (по времени).

Подведение итогов:

1. Оборудование:

  • Каждое слово пословицы записано на отдельном листе

  • Народные костюмы для исполнителей частушек.

2. Задание:

-Итак, закончилось наше путешествие.

-Пока жюри подсчитывает количество очков у каждой команды, мы вспомним давнюю русскую пословицу.

-Чтобы её составить, приглашаем 5 человек, у каждого слово.

-Расставьте их правильно, и получится пословица:

«Кончил дело, гуляй смело».

Дети поют частушки:

В русских избах отводили

Печке место главное:

Ею грелись, в ней варили,

Вот так печка славная!

Хорошо на русской печке

Вместе с бабушкой лежать:

Как нагреет свои кости,

Может сказку рассказать.

Говорят, что в каждом доме

Домовой в подпечке жил.

Если хлебушка оставят,

Он по-доброму шутил.

И в приметах образ печки

Иногда имеется:

Дым столбом стоит — к морозу

А к теплу он — стелется.

Да, недаром чудо-печки

На Руси так славились,

В русской печке наши предки

Словно в бане парились.

Хороша ты, чудо-печка,

И бела и широка!

В русских избах отводили

Тебе место главное!

  • На какой станции вам больше всего понравилось?

  • Что такого нового узнали сегодня, о чём раньше даже не догадывались?

Объявление победителей.

Награждение команд: связка баранок.

Победителям – пирог, который достаём из печки.

Приложение№1.

Маршрутный лист

Команда _________________

станции

Название станции.

Баллы.

1

Пословица недаром молвится.

2

Повторенье – мать ученья.

3

Начать от печки.

4

Учиться – всегда пригодится.

5

Где веселье льётся – легче живётся.

Приложение№2.

1.и

з

2.б

а

р

3.л

е

м

е

х

в

4.с

т

а

в

н

и

о

10.л

7.з

е

а

с

н

т

о

н

в

и

е

8

ц

с

9.т

р

у

б

а

5.о

к

н

о

и

п

о

6.д

в

е

р

ь

Приложение№3.

1. Не красна _______ углами, а красна пирогами.

2. Сначала в лесу росло,

Зимой под топор пошло.

Лето настало – избою стало.

3.Осиновые дощечки для покрытия крыши.

4. Створки на окнах, которые могут закрываться.

5. Зимой заклеено оно,

А летом открывается.

Оно кончается на «О»

И также начинается.

6. Кто приходит, кто уходит –

Все её за руку водят.

  1. Резные узоры вокруг окна на лицевой стороне дома.

  1. Основной инструмент плотников.

  1. Сидит на крыше всех выше,

Дымом дымит.

10. Что это за дорога: кто по ней пройдёт – тот хромает.

Приложение№4.

Дорогие ребята!

Мы хотим вам рассказать о чудесах прошлого. В старину дома обогревали

…………………………………………..

Она занимала в избе ………………. место.

Так как это было самое тёплое местечко,

здесь …………………. старики и дети.

Хозяйка в печи …………………………

Около печи совершалось много

1

2

3

в

б

д

4

5

6

о

м

я

7

8

9

н

р

у

4

2

8

6

3

4

1

Напишите, какие запомнили____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Печка помогала людям быть ……………. и……………….

В ней ………………….. и ………………………

Люди верили, что в печке живёт ………………………

О печи с любовью говорили: ………………………………………………………………………………………………………………

Калорифер

Печь

Костёр

Батарея

Главное

Важное

Маленькое

Много

Бегали

Спали

Ели

Читали

Стирала

Готовила еду

Прятала продукты

Наказывала детей

Здоровыми

Весёлыми

Крепкими

Трудолюбивыми

Мылись

Умывались

Лечились

Спали

Играли

Леший

Домовой

Водяной

Баба-яга

Приложение№5: иллюстрации из сказок: размер А4.

Список используемой литературы:

    1. Вагнер Б.Б. — «Игровые задания и тесты на уроках москвоведения».- М. 2001.

    2. Горелова Н.А. — «Город чудный, город древний…» — М. 1996.

    3. Горелова Н.А., Игонина Г.С. — «Москвоведение в начальной школе: Книга для учителя» — М: АНО ИЦ «Москвоведение», 2002

    4. Жунина О.В. — «Москвоведение» — ТОО «Вентана-Граф», 1997.

    5. Кац Э.Э. — «Мы живём в Москве. Дом.» — М. 1995.

    6. Муравьёв В.Б. — «История Москвы в пословицах и поговорках» — М: ОАО «Московские учебники», 2003

    7. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – Собр. Забылиным М. – Репринтное воспроизведение издания 1880 года.

13

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here