Конспект урока для 4 класса по курсу:

Основы религиозных культур и светской этики.

Автор: Кураев А.В

Модуль. Основы православной культуры.

Тема: «Милосердие и сострадание».

Цель: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагараживающего и улучщающего жизнь человека и общества; взаимосвязи понятий: «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».

Задачи урока:

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам;

Обучающая: создать условия для формирования понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милостыня»; научить понимать христианское значение слова «ближний»;

Воспитывающая: дать понять, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Тип урока:комбинированный

Планируемые результаты:

Предметные: осознание ценности понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милостыня»;

Метапредметные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний, милостыня, долг, ответственность, любовь к врагам.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, музыка, технология, окружающий мир, русский язык.

Ресурсы:

Основные ресурсы: учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры» 4-5 класс издательства «Просвещение»;

Основные вопросы урока:

— Чем милосердие отличается от дружбы?

— Кого называют ближним?

— Как христианин должен относится к людям?

Ход урока

  1. Организационное начало урока.

— Добрый день, ребята, уважаемые гости!

-Дети, повернитесь, поприветствуйте наших гостей.

— Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Я желаю всем нам хорошей работы на уроке. Мы спокойны и добры, приветливы, радостны.

  1. Актуализация знаний.

Отчего человек может испытать радость?

— Связано ли это с соблюдением заповедей? Каким образом?

— Каким предложением можно обобщить содержание всех заповедей?

(Заповеди говорили об отношении человека с Богом и отношении людей между собой.Заповеди говорят о хороших, о добрых отношениях между людьми.)

  1. Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация.

-В одной из заповедей говорится:

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Матф.5:7).

Кого называю милостивым?

(Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям.Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.)

— Подберите однокоренные слова к слову «милостивый».

Учащиеся подбирают однокоренные слова к слову «милостивый» («милость», «милосердие», «миловать», «помиловать»).

— Одно из названных вами слов — это слово «милосердие». Мы отправимся с вами в город Милосердия и Сострадания.

— Там живут удивительные люди, которые помогут нам понять истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.

4. Работа над понятием Милосердие и сострадание.

Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ?

( Милое сердце)

Одно из самых красивых слов на свете — МИЛОСЕРДИЕ. У каждого из вас есть маленькое доброе сердце.

Милосердие-способность миловать, любить, жалеть всем сердцем.

Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ?

(Переживать за другого)

Состраданиеспособность переживать боль другого человека, как собственную.

— Обратимся к тексту учебника с. 42. Прочтите фрагмент и подумайте: ЧТО ЛЕЖИТ О ОСНОВЕ МИЛОСЕРДИЯ?

— Вывод: В основе милосердия лежит Любовь.

— Как вы думаете, легко ли любить человека, которого совсем не знаешь?

— Любви надо учиться.

5. Исследовательская работа с текстом.

— Ребята, мы продолжим нашу исследовательскую работу. Встретимся с добрым самарянином, прочитав притчу.

Прочитаем Притчу о добром самарянине с. 42-43

С. 42 (со слов однажды … и до конца страницы)

— В тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения, прочтите их про себя.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Притча- рассказ с нравоучением.

Самаряне— жители одной местности в Палестине.

Жить достойно— жить по заповедям Христа.

Возмездие- отплата за преступление, зло.

Ближний— всякий человек, который нуждается в помощи

Покаялся— признал свою вину.

Падший— нравственно разложившийся.

Душа- внутренний мир человека, его сознание.

Прощение— простить кого-либо

— У кого есть вопросы по словарю,

— Читаем вслух притчу.

БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАННОМУ:

— Понравился вам самарянин? (да)

— Чем он вам понравился? (он добрый, помог ближнему )

— Чему учит притча? (Нужно помогать ближнему, независимо от цвета кожи).

— Назовите главную заповедь Христа.( Люби ближнего, как самого себя)

— Кто такой ближний? (Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи)

— А если человек виноват перед тобой, нужно ли человеку помогать в трудную минуту? (Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи)

— Зачитайте в тексте принцип по которому нельзя поступать ( Как ты ко мне, так и я к тебе). С.43

— Как будут жить люди на Земле, если будут придерживаться этого принципа. (Начнутся войны, ссоры и горе).

— Что стоит выше ПРОЩЕНИЕ или ВОЗМЕЗДИЕ?(Прощение стоит выше, чем возмездие).

-Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

Ребята, вы уже устали. Я предлагаю встать, закрыть газа и внимательно послушать, постарайтесь послушать сердцем:

Звучит аудиозапись из набора «Жизнь Иисуса Христа» кассета №1, занятие № 3 ( со слов «… но вам слушащие говорю….. до слов … так и вы поступайте с ними…»)

Но вам слушащие говорю-любите врагов ваших. Благотворите ненавидящих вас. Благославляйте проклинающих вас. И молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке, подставь и другую. И отнимающему у вас верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому просящему у тебя – давай. И от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»

Беседа по прослушанному.

— Назовите главный призыв Иисуса Христа?(Любите врагов ваших).

— Как вы думаете, легко ли любить врагов? Почему?(Трудно переступить через свои обиды)

— Какие дела милосердия можете совершать вы?

— Как они могут изменить нас?

— К чему еще призывал Христос? (Всякому просящему у тебя – давай)

— Одно из дел милосердия – милостыня.

— Что можно давать? (деньги, одежду и т.д., давать милостыню)

— Что такое МИЛОСТЫНЯ ?

МИЛОСТЫНЯ- помощь другому человеку из жалости к нему.

— Как вы думаете, кто больше получает: тот кто дает или кто принимает?

— Великий историк Василий Ключевской описывал милостыню, как встречу двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», а другая подает « во имя Христово».

— Ребята, послушайте, историю о Святой Ульяне Муромской.

— В конце 16 века в дворянской семье в городе Муроме жила святая Ульяна. Еще будучи девочкой, она шила из лоскутков одежду и раздавала ее нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она по-прежнему помогала нищим. Пришли голодные времена на Русь. Ульяна тайком уносила из дома еду и раздавала голодным. Когда в доме не осталось ни одного кусочка хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Нищие, которым она его раздавала говорили, что вкуснее хлеба не ели никогда.

— Хотелось ли вам иметь рядом таких людей как Ульяна? (Да)

— А можно ли брать плату за милосердную помощь?

-А встречались ли в реальной жизни такие люди, которые проявляли истинное милосердие, истоком которого являлась бескорыстная любовь к ближнему? (Сестры милосердия)

6. Итог:

Сад Добродетелей.( На доске )

— Ребята, в городе Милосердия мы встретились с разными людьми.

— Остановимся в чудесном Саду Добродетелей

Ребята, а сейчас поработаем в группах.

1 ряд: — Перед каждым из Вас волшебный листок. Напишите на нем кратко, какое доброе дело Вы совершили за свою жизнь, от которого Вам и окружающим Вас людям стало радостно.

2 ряд: Ответить на тестовые вопросы по теме урока.

3 ряд: Представьте, что душа человека- это дерево, на котором рядом с прекрасными листочками соседствуют и плохие. Решите, что вы оставите на этом дереве добродетелей.

На доске слова: месть, доброта, послушание, злорадство, трудолюбие, терпение, обида, равнодушие, жадность, честность.

— Давайте уберём слова, значения, которых не соответствуют милосердию.

(Убираем слова: «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность».)

-Что же у нас растет на дереве добродетелей? (проверим на доске).

-Придадим сил нашему дереву добрыми делами (добавить листочки с записями)

— Зачитывать мы не будем, кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как гласит алтайская пословица: “Кто добр поистине, добро творит в молчании».

— Замечательное дерево добродетелей у нас получилось!

— Проверим, как справились с вопросами ученики 2 ряда.

— Какого человека называют «добрым самарянином»?

— Какой поступок человека можно назвать милосердным?

— Когда у человека должно быть сострадание?

— Я думаю, что сегодняшний урок заставит Вас о многом задуматься. Нашу встречу можно закончить словами Михаила Пляцковского.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря.

Спасибо вам за урок. Берегите себя и своих близких!

Дополнительный материал

Многие сестры милосердия XIX— начала XX в обычной жизни были богатыми, знатными дамами, но которые умели любить и проявлять милосердие к ближнему. А ближним для них был каждый человек, который нуждался в их помощи. Например Екатерина Михайловна Бакунина в молодости была «кисейной барышней», любила наряды, танцы, балы. А когда началась крымская война решила отправиться на фронт, что было очень нелегко. Для того чтобы испытать себя, она ежедневно посещала самую «гнусную» из московских больниц. Её жизненный девиз звучал так «С именем Бога — все для людей!»

А красавица баронесса Юлия Вревская умерла от тифа, которым заразилась ухаживая за больными солдатами. Она продолжала выполнять свой долг пока у нее были еще силы.

Великая княгиня Елизавета Федоровна после гибели мужа целиком посвятила себя делам милосердия и основала Марфо-Мариинскую обитель.

Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here