Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе от 23 января 2015 года.
Учитель Сакина Рида Сабировна.
Тема урока: « Род и семья—исток нравственных отношений «
Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья-это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Реализация цели через следующие задачи:
-формировать понятие «семья», «члены семьи»;
-развивать речь, внимание, мышление, память
-способствовать формированию понимания значимости семьи ;
-воспитывать любовь и уважение к своей семье;
-воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру;
-пробуждать в ребенке чувства ответственности за семью.
При подготовке к уроку была проведена предварительная работа: на кружке «Юный исследователь» составлены родословные древа учащихся, написаны сочинения на тему»Моя семья «.
На уроке использовала парную, в основном, и индивидуальную формы, игровые ситуации, презентацию, стихи, сценку, бумажный наглядный материал, карточки, выступление многодетной мамы и бабушки ,воспитывающей двух внуков.
Ход урока:
1.Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как ласково улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ. Улыбнемся гостям нашим, друг другу. Видите, как приятно и тепло стало всем нам! А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, прикоснитесь ладошками. Что вы почувствовали? (Тепло) Я думаю, что у нас сегодня на уроке будут царить тепло и добро.
2. Актуализация знаний: о чем мы будем говорить на уроке, вы поймете, отгадав загадку.
-Без чего на белом свете
— Взрослым не прожить и детям?
-Кто поддержит вас ,друзья?
-Ваша дружная …(Семья)
А) Что такое по-вашему семья? Что слышится в этом слове? Какие слова вы вспоминаете, услышав это слово? (Обсуждение в группах)
Б) Формулирование темы урока учащимися (Слайд 1)
«Род и семья—исток нравственных отношений»
Эпиграф к уроку:»Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой
В) Выяснение значений тех понятий, которые встретились в названии темы:
—на доске слова: Семья, род, родословная, исток, нравственность.(Слайды2,3,4,5)
Г) Родословное древо семьи Л.Н.Толстого(Слайд6)+герб семьи
Д) На доске «генеологические древа»,составленные учащимися на кружке «Юный исследователь»
Е) Вывод: каждый человек должен знать свои корни.
3.Знакомство с праздниками, посвященными семье: Семьи все разные. Отличаются они своими привычками, укладом, обычаями, традициями. Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. С древних времен существовали заповеди семьи (раздаю карточки по группам с заповедями)
Задание для обсуждения в группах: какие заповеди, правила соблюдаются в ваших семьях?( Ответы детей)
—Вывод: Семья—живой организм, где все решается сообща. Это основа родины.
—В нашей стране много праздников, но есть 2 праздника, посвященные семье. Какие?….
*Международный день семьи отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1993 года (Слайд 11)
*День семьи, любви и верности—с 8 июля 2008 года, в день памяти святых князей Петра и Февронии Муромских. Символом этого праздника является ромашка.
—Выполнение творческого задания в группах: на лепестках ромашки написать членов семьи м.р.(1 гр.) и ж.р.(2гр.) и чему они могут вас научить—-работают под музыку песни о семье.
—Ромашки прикрепляют к доске и делают вывод: сердцевина цветка- это семья, где царят любовь, взаимопонимание, уважение, забота друг о друге; а лепестки-члены семьи.
4.Закрепление изученного материала:
А) Какие названия родственников вы знаете? ( ответы детей)
—Задание в группах: составить пару родственников(карточки)
—Проверка-Слайд 7
—Вывод: каждый человек должен знать свою родню, родственников, потому что род и семья—неразделимы.
Б) Русский народ оставил нам свою мудрость в пословицах. Давайте попробуем собрать пословицы о семье и объяснить значения пословиц, их смысл. (Работа в группах)
—Проверка-Слайд 8.
Вывод: от кого зависит счастье и благополучие в семье?(От каждого члена семьи) И от вас? (Да)
5.Сценка «Отец и сыновья» Далее —обсуждение в группах: о чем эта притча? Кто автор ее? Что по-вашему, самое важное в семье? (Ответы детей) –Слайд 9.
6.Практическая работа:
—-Перед вами сердце. Какое оно?( Холодное).Вспомните, у какого сказочного героя было похожее сердце?(Кай, Г.Х. Андерсен» Снежная королева»)
—Какой был Кай с холодным, ледяным сердцем? (Грубый, предал Герду, завистливый, жадный и т.д.),
—Давайте, ребята, растопим ледяное, холодное сердце Кая добротой. Для этого надо вспомнить все добрые дела, которые вы совершили и наполнить сердце Кая добротой (Дети рассказывают и прикрепляют два маленьких красных сердечка на большое белое сердце)
-Вывод: так и в жизни-капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки- в реки, реки -в море добра. И только добрые сердца способны создать что-то особенное, способны построить дом счастливой семьи.
—Ребята, сегодня на уроке мы попытаемся построить дом для счастливой семьи. Это будет дом добрых мыслей, добрых слов и поступков, хорошего настроения, доброго сердца.
—Итак, у нас две группы, две строительные бригады. Для строительства дома мы закупили кирпичики. А кирпичики-то не простые, на них написаны слова. Внимательно подумайте, какие кирпичики положите, как основу дома.
—Стройка дома (практическая работа)
—Теперь ставим крышу-крышу хорошего настроения. Для окон предлагаю 4 цвета: желтый, зеленый, синий и розовый. Подумайте и определите, что пройдет в ваши дома через эти открытые окна (Ответы детей )
—Вывод: Мы построили дом счастливой семьи, где всегда его членам будет тепло и уютно, где друг друга будут понимать, любить, где всегда придут на помощь.
—Ребята, я смотрю вы не все кирпичики выбрали для строительства. Почему?(Такие слова, как ложь, злоба, недоверие, вражда и др.не нужны для строительства дома для счастливой семьи)
—А теперь ,ребята, наши домики согреем теплом лучей солнца. Солнце-это символ тепла и доброты.(Даю по солнышку каждой группе, дети прикрепляют над домиками)
7.Защита домиков.
8.Вывод: ребята, дома , которые вы построили, могут разрушиться?(Ответы детей) А можем сделать так, чтобы они всегда процветали, всегда согревали членов семьи своим теплом? (Ответы детей)
9.Обобщение: назовите еще раз членов семьи(мама, папа,…)
—Как вы думаете, что значит для семьи каждый ее член?(Папа-это покой, защита всей семьи, мама—это забота о семье, дедушка—связь времен ,связь отцов и детей, бабушка—самое теплое, самое доброе слово. Баба—самая уважительная женщина среди людей, братья и сестры—очень близкие родственники. Братья защищают сестер, сестры также относятся к братьям с теплотой и нежностью)
—Сегодня у нас в гостях наши родители-бабушка Надежда Михайловна и многодетная мама Алсу Тимирбаевна. Они расскажут нам о своих прекрасных детях и дружных семьях.( Выступления родителей)
—Спасибо вам большое за ваших детей. Наши девочки приготовили стихи о семье, послушаем их.
—Игра: встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу; снова встаньте на одну ногу, но в парах, взявшись за руки.
—Когда было легче удержаться на одной ноге? ( В паре) Почему?( Была поддержка друга) Она всегда необходима в семье.
10.Рефлексия: игра» Закончи предложение»
—Больше всего я люблю в своей семье……
—Больше всего я огорчаюсь, когда…..
—Мои родители счастливы, когда….
—Моя мама любит, когда я….
11.Итог урока: Ребята, я хочу подарить вам эти солнышки, чтобы вы сохранили тепло в ваших сердцах и согревали ими свой дом, окружающих вас людей. Пусть ваши солнышки всегда улыбаются и радуют вас и ваши семьи.
—Ребята, в начале урока я сказала, что эпиграфом к уроку будут слова Л.Н.Толстого (на слайде) Как вы думаете, сумели мы разрешить данную проблему на уроке, доказать, что именно в семье человек счастлив? (Ответы детей)
-Пусть счастье, благополучие ,любовь и взаимопонимание никогда не покидают ваши дома. Спасибо всем за работу! До свидания!