Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4-й класс
Урок 9. Ценности рода и семьи.
Цели урока:
1-я линия развития личности:
Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, семейные и народные традиции.
Знакомить с основными нормами морали, показывать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
2-я линия развития личности:
Формировать умение ориентироваться в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций, делать свой выбор и отвечать за него.
Ход урока
| |
I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. | 1 2 3 4 5 1 2 3 1 2 1 2 Учитель пишет на доске: «7 Я». – Разгадайте ребус и попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить на уроке. – Откройте учебник на с. 42 и прочитайте тему урока. – Почему это ценность, как вы думаете? – А кого называют семьёй? – А что такое род? – Пролистайте параграф, просмотрите все заголовки, которые в нём встречаются. Задумывались ли вы над этими вопросами? – Давайте выпишем слова, выделенные в параграфе жирным шрифтом (род, семья, любовь, традиция).
– Какие из этих понятий более знакомы вам, какие менее? – Рассмотрите иллюстрацию на с. 42. – Как можно одним словом назвать людей на картинке? – Какое событие здесь показано? – Как вы думаете, зачем дарят цветы, подарки? – Как вы считаете, нужны ли людям традиции? – А вот что думают по этому поводу Оля и Игорь? Давайте прочитаем текст на с. 42. – Как вы думаете, Игорь понимает, что не уважать традиции – это плохо? – Какие слова показывают, что он чувствует, что поступает не так, как надо? («Расстроился», «буркнул», просит у Оли объяснения; как бы ищет себе оправдания и объяснения.) – Почему Оля не смогла убедить Игоря? (Не хватило умения; может быть, она не всё знает про семейные традиции, хотя твёрдо уверена, что их нельзя нарушать.) – А вы смогли бы в этот момент убедить Игоря? Вы-то как считаете: надо идти на матч или к бабушке? – Какой вопрос требует размышления? Давайте сформулируем проблемный вопрос. Учащиеся высказывают свои предположения, например: «Надо ли уважать семейные традиции?» или «Почему надо уважать семейные традиции?» – Посмотрите, какой проблемный вопрос предлагают авторы. Почему надо уважать семейные традиции? – Нам нужна информация, которая помогла бы убедить Игоря.
Учитель предлагает план урока: 1. Прочитать тексты параграфа. 2. Сделать выводы по проблеме урока. 3. Сравнить свои выводы с авторским. |
II. Решение проблемы, открытие новых знаний.
| 1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 1 2 – Прочитайте задание на с. 43. Работа с текстом «Как появилась семья?» во время чтения. Учитель организует комментированное чтение текста. В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников (Понятно, что это больше, чем семья?) помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство (Интересно, а что ещё?), а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. (Сохранилось ли это правило в современном мире?) Но ему можно было свободно уходить от жены к другой женщине. (А сохранилось ли это правило? А у животных?) Ведь о детях всё равно заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра. Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге. Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких. Работа с текстом «Как появилась семья?» после чтения. – Что общего у рода и у семьи? – Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами? – Были ли традиции у людей, которые жили родами? – А может быть, в традициях нет необходимости и семья может жить и без них? Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» до чтения. – Рассмотрите рисунки на с. 44. – Можно ли предположить, какие традиции в семьях, которые нарисовал художник? – Прочитайте текст на с. 44. Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» после чтения. – В чём главная задача традиций? Найдите ответ в тексте. («Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребёнка, развиваются его лучшие человеческие качества».) – Что Оле надо было объяснить Игорю в ситуации, которую мы рассматривали в начале урока? (Например: «Бабушка всегда радуется, когда мы всей семьёй приезжаем её поздравлять, а если не все придут – расстроится»; «Надо помогать друг другу и поддерживать своих близких». А ещё надо бы объяснить Игорю, что такое традиции, что это важно для всех членов семьи и для него самого тоже.) Работа со схемой «Что даёт человеку семья?». – По схеме на с. 45 расскажите, что даёт человеку семья. |
III. Выражение решения проблемы. | 1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 1 2 – Вспомните проблемный вопрос урока. Какой вывод вы можете сделать? – Прочтите вывод авторов и сравните его со своим. Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.
|
IV. Выполнение продуктивных заданий по теме. | 1 2 3 4 5 1 2 3 1 2 3 4 1 2 Учитель предлагает детям в группах выполнить следующие продуктивные задания (с. 46). 1-я группа: объяснить смысл выражения «Семья – источник нравственности». 2-я группа: объяснить смысл выражения «Нравственная культура человека». 3-я группа: объяснить смысл названия учебника, используя знания, полученные на этом уроке. 4-я группа: прочитать стихотворение А. Барто «Воскресенье», объяснить, что его герой считает самым важным в семье. По окончании работы каждая группа представляет результаты. |
V. Итог урока. Рефлексия. | 1 2 3 4 1 2 1 2 3 1 2 – Расскажите, какие традиции есть в вашей семье. – А какими из них вы особенно дорожите? – Вы бы хотели, чтобы в семьях появились какие-то новые традиции? – А какие традиции будут в вашей семье, когда вы станете взрослыми? – Почему нужно уважать семейные традиции? (Благодаря семейным традициям воспитываются лучшие человеческие качества: трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и др.) – Что вы сегодня повторили из того, что уже знали? – Ответили ли мы на главный вопрос урока? Поднимите карточки. Как вы оцениваете свою работу на уроке: Работал в полную силу. Работал хорошо. Мог работать лучше.
|
VI. Домашнее задание.
| В качестве домашнего задания можно выполнить один из проектов, предлагаемых в учебнике (с. 43), или другой, придуманный самостоятельно. Можно использовать для работы материалы приложений.
|
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Решение проблемы, открытие новых знаний.
* Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы, верно работали по схеме.
Выражение решения проблемы.
* Отметить учеников, наиболее полно сформулировавших ответ на ключевой вопрос урока.
Выполнение продуктивных заданий по теме.
* Отметить учеников, которые представляли работу группы.
Итог урока. Рефлексия.
* Отметить учеников, которые сформулировали ответ на ключевой вопрос урока, привели примеры из жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
Знаешь ли ты историю своей семьи?
В каком классе ты учишься?
-
Сколько в твоей семье известных тебе поколений (считая твоё поколение)? ____________
-
Знаешь ли ты девичью фамилию твоей матери? Да Нет
-
Знаешь ли ты, кем работает твоя мама? Да Нет
-
Знаешь ли ты, кем работает твой папа? Да Нет
5. Знаешь ли ты родных братьев и сестёр своих родителей? Да Нет У них их нет
-
Знаешь ли ты информацию про бабушку и дедушку по маминой линии? Какую?
Фамилия, имя, отчество
годы жизни профессия увлечения
7. Знаешь ли ты информацию про бабушку и дедушку по папиной линии? Какую?
Фамилия, имя, отчество
годы жизни профессия увлечения
8. Были ли в твоей семье известные люди (писатели, актёры, политики, учёные и т.д.)?
Да Нет Не знаю
9. От кого ты узнаёшь информацию о своих родных?
от родителей от других родственников
из семейного альбома из других источников
10. В каких источниках ты находишь сведения о своих родных?
в книгах в телевизоре в Интернете в других (укажи, в каких) ни в каких
11. Сколько в твоей семье было известных тебе участников и героев Великой Отечественной войны?
1 2 3 4
10. Считаешь ли ты нужным знать историю своей семьи?
Да Нет Затрудняюсь ответить
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Памятка по созданию «Семейной страны»
1. Построить семейное древо. Для этого нужно:
а) составить список известных родственников (родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сёстры и др.);
б) расположить всех членов рода по поколениям, начиная с себя;
в) внутри каждого поколения объединить одной линией мужа и жену и провести линии вверх к детям и вниз – к родителям;
г) расспросить всех известных тебе родственников, кого из предков они помнят, какие события из истории семьи (семейной, родовой хроники) сохранились в памяти. Результаты расспросов записать на отдельные листочки (файлы) с именами и фамилиями каждого члена рода;
д) внести краткую информацию (фотографию, если она есть, Ф.И.О., годы жизни, степень родства, профессию) рядом с каждым членом рода на получившемся семейном древе.
Примечание. Дальнейший поиск и изучение материалов в домашних и государственных архивах и музеях, встречи с людьми, знавшими представителей того или иного рода, является наиболее сложным этапом и может продолжаться очень долго.
2. Создать «Поляну удивительных открытий». Для этого нужно:
а) вспомнить, что тебя удивило в окружающем мире за последние несколько лет, с чем лично ты познакомился, может быть, благодаря родителям;
б) записать эти воспоминания и собрать: фотографии, описание удивительного факта или события с помощью семейных фото (видео) архивов или Интернета;
3. Создать остров «Полезных дел», выполняемых на благо твоей семьи. Для этого нужно описать занятия, которые приносят пользу твоей семье, и разместить фотографии, подтверждающие это.
4. Создать «Аллею памяти и славы». Для этого нужно:
а) расспросить всех родственников о членах твоей семьи, принимавших участие в борьбе за свободу твоей Родины (на фронте и в тылу);
б) разместить фотографии с кратким описанием боевого пути, трудового или военного подвига.
5. Необходимо создать «Озеро увлечений». Для этого нужно:
а) вспомнить семейные увлечения за последние несколько лет;
б) описать эти увлечения с помощью семейных фотографий или Интернета.
6. Создать «Вершину достижений». Для этого нужно:
разместить фотографии: дипломов, грамот, медалей, призов и других наград, полученных тобой и близкими родственниками с кратким описанием.
7. Оформить карту «Семейной страны».