МБОУ СОШ “с. Никольское” МО “Енотаевский район”
Элективный курс по психологии
9 класс
«Сокровища моего Я»
подготовила:
Маркова Лия Викторовна,
педагог-психолог
с. Никольское, Енотаевского района, Астраханской области
2013
Пояснительная записка.
Элективный курс “Сокровища моего Я” рассчитан на 18 часов для учащихся 8-9-х классов с целью их предпрофильной подготовки. Этот курс окажет практическую помощь подросткам в определении собственных профессиональных интересов.
Гуманизация образования поставила вопросы развития социальной активности, творческих и интеллектуальных способностей, духовности и нравственности учащихся. Гуманитарные дисциплины помогают подростку более глубоко развиваться в духовной и интеллектуальной сферах. Но, к сожалению, наше образование не дает возможности применения всего спектра приобретаемого багажа из-за того, что оно ориентировано большей частью на теоретические знания. Разработка программы прикладной психологии (человековедение) для подростков ориентирована не только на получение знаний, но и конкретных умений, навыков необходимых в процессе социализации и самоопределения. Так как только те знания становятся из “чужих” “своими”, которые не только “пропущены через себя”, но и апробированы на самом себе, помогают формировать адекватную самооценку, уверенность в себе, коммуникативные навыки и чувства прекрасного. Это является важным условием для успешности человека в жизни.
Исследование показывает, что социально-психологическая компетентность – ключевой фактор личного успеха. Социально-психологическая компетентность предполагает следующее:
знание и понимание себя, своих сильных и слабых сторон, наличие уровня развития своих личных качеств;
знание и понимание других людей, индивидуальных различий, особенности подхода к разным людям;
знание и умение управления своим эмоциональным состоянием;
умение совершенствовать свои личностные и деловые качества;
знание, понимание и разрешение жизненных ситуаций;
понимание, осмысление и возможность изменения своего жизненного пути.
Жизненный путь – это, с одной стороны, — история жизни человека, а с другой – социальная форма его индивидуального развития. В психологии выдвинуто положение о том, что поиск фаз жизненного пути человека следует начинать с первых циклов его жизни. Согласно Э.Эриксону человек в своем психическом развитии проходит восемь фаз: 1-ый год, 2-3-й годы, 4-5-й годы, 6-11-й годы, 12-18 лет, ранняя зрелость, средний возраст, старость.
Пятая фаза (12-18 лет) – это тот период, когда важна социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта. В процессе социализации подросток приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые нормы поведения.
Социально-психологическая компетентность формируется на усвоении знаний курса практической психологии (человековедение) и мастерства делового взаимодействия. Напряженность социальной жизни, усложнение межличностных отношений, коренные социальные перемены, происходящие в обществе, психологическая эмансипация личности – все это вызывает необходимость проведения систематических учебных занятий, научно обоснованных, разработанных с учетом возрастных особенностей школьников, помогающих изучить наряду с многообразием мира самого себя как личность. Особенно остро эта проблема стоит в подростковом возрасте. Именно в это время совершается одно из важнейших открытий – открытие самого себя, поиск своего места в мире. Изменение в анатомо-физиологическом, интеллектуальном и нравственном развитии, изменение условий жизни и деятельности школьника подросткового возраста приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. Иногда это происходит болезненно, неравномерно, сопровождается конфликтами. По мнению К.Д.Ушинского, подростки подобны животному и человеческому организму, с заложенными в них силами жизни, творчества, противоречий во взаимодействии с внешним миром и с самим собой.
Обращенность к собственному духовному миру, собственной жизни, взаимоотношения с окружающими людьми – главное назначение курса “Человековедение”. Познать себя, анализируя те или иные проявления жизни подросток может понять, что собственная судьба, будущее человека зависят от его умения реально оценивать свои возможности. Это и достигается на занятиях курса.
Природа наделила человека огромным даром – способностью понимать себя и мыслить. Согласно взглядам К. Роджерса каждый человек обладает правом на самоценность и достоинство, сам создает свой мир и свою судьбу, совершая выбор. “Мне кажется, в глубине души каждый человек спрашивает: Кто я в действительности? Как я могу войти в контакт с моим настоящим “Я”, лежащим в основе моего поверхностного поведения? Как я могу стать самим собой?”.
Представление человека о самом себе эволюционизируется в соответствии с возникающими ситуациями и его собственными действиями; оно фактически формируется на основе того разнообразного опыта, который ему придется перенять в общении с другими людьми. Основная потребность человека, согласно гуманистической психологии – это самоактуализация, стремление к самовыражению и к самосовершенствованию.
В программе два раздела, где раскрываются основные понятия – самопознание и самовоспитание. Курсы самопознания и самовоспитания являются опорными в предмете человековедения, основой культуры эмоций и чувств, культурой общения и других аспектов культуры человека. Они дают возможность учащимся в раскрытии своего потенциала и его развитие. В процессе занятий по темам I раздела важно подвести учащихся к тому, что у каждого из них есть своя жизнь в ее целостности и единстве; к осознанию, что процессы протекающие во внутренней жизни, составляют единое целое; показать индивидуальность каждого, раскрыть богатсво внутреннего мира, сокровища собственного Я. С помощью средств человековедения есть возможность познакомить учащихся с психологическими особенностями человека, его способностями, помочь им понять свою индивидуальность. Необходимо направить их: на осознание важности укрепления физического и психического здоровья; на наиболее полное и широкое развитие личного самосознания, постепенно вырабатывая навыки самопознания.. На занятиях рассматриваются такие проблемы: “Для человека нет ничего более интересного в мире, чем люди” (В.Гумбольт); В какие игры играют люди, когда просто живут, почему ссорятся, барьеры общения и способы их “преодоления”.
В разделе II раскрываются общечеловеческие ценности, ценностная ориентация человека, пути самосовершенствования, приобщения к духовной культуре. Здесь основными понятиями являются: поступок, достоинство, кодекс чести, любовь, добро, истина.
Занятия по человековедению осуществляются как в традиционных формах — уроки, лекционно-практические занятия, а также в нетрадиционных — групповые тренинги, сеансы, ролевые и деловые игры, видеоуроки, уроки самовыражения и творческого поиска, зачетные диалоги, защита итоговой творческой (по выбору учащихся) работы.
ЦЕЛЬ – постижение богатства своего внутреннего мира, своих индивидуальных особенностей, мира собственных чувств и эмоций.
ЗАДАЧИ:
— получение разнообразных знаний о процессе самопознания и самовоспитания, о себе целостно;
— понимание своего собственного мира и окружения;
— развитие воображения и творчества;
— освоение путей самопознания.
— умение увидеть перспективы личностного роста;
Основные принципы организации занятий:
— равноправное полноценное межличностное общение
— постоянная обратная связь
— самодиагностика
— оптимизация условий для успешного самораскрытия
— гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер
— добровольное участие
— доверительность
Для решения задач курса выбраны следующие приемы и формы работы:
— устный или анкетный опрос
— обращение к личному опыту
— тестирование, ситуационно ролевые, деловые, развивающие игры
— рефлексия результатов, анонимное обращение учащихся к собственным трудностям
— контроль уровня достижений в виде творческих заданий
— индивидуальная работа в тетрадях
— работа в парах, группами.
В занятия включены упражнения, тренинги предлагаемые следующими авторами: Н.И. Маленкова “Человековедение”, Д.В.Рязанова “Тренинг с подростками”, “Игры: обучение, тренинг, досуг” под ред. В.В. Петрусинского, А.Микляева “Я – подросток”, А.С.Прутченков “Трудное восхождение к себе”, Н.В.Самоукина “Практический психолог в школе”, “Руководство практического психолога” под ред. И.В.Дубровиной, Е.В.Шубина “Равновесие души”.
Используются следующие упражнения на самопознание и самодиагностику:
Я не такой как все и все мы разные;
Мои качества, что я умею и не умею;
Я – реальный; идеальный; глазами других;
Мои недостатки и достоинства;
Какой я человек?;
Каков я на самом деле?;
Каким меня видят окружающие;
Я – вселенная;
Я в будущем;
Дерево моей жизни
Игры-тренинги: Мои проблемы, Мои идеалы, Свое пространство, Откровенно говоря, Эмоциональная атмосфера, Путь к гармонии и успеху, Деловой тренинг.
Игры-тесты, тесты: Я предпочту, Твои увлечения, Самооценка, Ты хочешь быть солнцем, Какой я в общении, Саморегуляция, Активизация резервных возможностей и т.п.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I раздел
“Самопознание. Путешествие к своему Я” — 10 часов
Цели:
показать, что каждый человек индивидуален, имеет свой внешний образ, внутренний мир;
раскрыть роль самопознания для человека.
Задачи:
осознание необходимости психического и физического здоровья;
формирование навыков самопознания;
осознание своей личной жизни в ее целостности и единстве;
Темы |
| Кол-во часов | |
| Человек и его возможности. | Каждый человек — индивидуальность | 2 |
| Образ — Я | Что я знаю о себе? | 2 |
| Понятие о самопознании | Разные подходы к познанию себя самого. | 2 |
| Мир моих чувств | “Я” и “Ты” | 1 |
| Освоение психотехнических упражнений | Тренинги, самодиагностика, различные формы взаимодействия | 2 |
| Осмысление роли самопознания | Я среди людей. | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Тема 1
Возрастно-половые свойства человека (возраст: биологический, психологический, фаза жизни, пол). Индивидуальные свойства человека, понятие: темперамент, экстраверсия-интроверсия, визуалы, аудиалы, кинестетики. Способности человека.
Тема 2
Формирование образа Я. Открытие Я. Кто Я? Мой пол, имя, родословная, дом, семья… Какой Я? Природа человека. Что такое внутренний мир человека.
Тема 3
Знакомство с разными подходами к познанию себя самого, психодиагностика в процессе самопознания, анализ и самоанализ, рисунок как средство самопознания. Упражнения: “Настроение”, “Человек”, “Ассоциации”, “Подари портрет”, “Моих 5 самых…”.
Тема 4
Чувства и эмоции, их функции в поведении человека, чувства полезные и вредные, способы выражения чувств, особенности собственного эмоционального мира. Понятие о стрессе, о культуре эмоций. Упражнения: “Айсберг”, “Маска”, “Словарь чувств”, “Подвиг искренности”…
Тема 5
Самоисследование своей эмоциональной жизни, освоение приёмов нормализации переживания социально-неодобряемых эмоций. Тренинги: “Я-высказывания”. Упражнения: “Эксперимент”, “Бумажное зеркало”, “Психологическая карта Я”, “Письмо к себе”.
Тема 6
Самопознание как основа самовоспитания человека. Я – настоящее, идеальное, глазами других. Я среди людей – как мы общаемся, слагаемые общения, функции общения, вербальные и невербальные формы общения, кладовая секретов общения. Упражнения, тренинги: “Угадай стиль общения”, “Алло, я вас слушаю”, “Разговор”, “Догадайся по словам”, “Догадайся по глазам”.
II раздел
“Самовоспитание” — 7 часов
Цель: раскрыть пути самовоспитания, возможности совершенствования человека.
Задачи:
развивать навыки самосовершенствования;
развивать личностное самосознание;
побуждать к поступку по совести и по справедливости.
Темы |
| Кол-во часов | |
| Самовоспитание и самосовершенствование – важнейшие человеческие потребности | Человек – “вечный ученик”, общечеловеческие ценности, ценностные ориентации человека. | 1 |
| Трудное восхождение к себе | Кодекс чести, поступок, достоинство человека, честное слово, личный выбор, приобщение к духовной культуре. | 2 |
| Любовь – путь преобразования внутреннего мира человека | Виды любви, любовь материнская, любовь между родителями и детьми, братская любовь, любовь к себе и эгоизм. | 2 |
| Выбор жизненного пути | Осмысление стереотипов труженика, лентяя, бездарности; профориентационные игры и упражнения. | 2 |
| Итоговое занятие | Самостоятельная работа по написанию творческого эссе на одну из предложенных тем. | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Тема 1
Смысл жизни. Понятие самосовершенствования. Выбор собственного пути развития. Нравственное совершенствование человека в повседневной жизни. Различные способы решения жизненных проблем.
Тема 2
Культура общения. Особенности человека, способствующие продуктивному общению и разрушающие его. Понятие об эмпатии и её развитии. Поиск новых способов поведения в контактах с людьми.
Тема 3
Знакомство с разными видами любви. Характеристика любви. Язык телодвижений как индикатор внутреннего состояния, мыслей, эмоций и желаний человека. Дружба и любовь.
Тема 4
Переоценка ценностей. Обновление жизненного кредо. Самообразование. Пять шагов самоусовершенствования. Упражнения: “Мои задачи”, “Мастер”, “Я отвечаю за себя”, “Моё будущее”. Творческие задания: “Автобиография”, “Стратегия жизни”, “Что же у нас получилось?”.
Предполагаемые темы рефератов:
“Человек, словно в зеркале мир, — многолик. Он ничтожен – и он же безмерно велик”. (О.Хайям).
“Без многого может обходиться человек, но только не без людей” (К.Берне).
“Взаимосвязь внешнего и внутреннего мира человека”.
“Тело – храм души”.
“Нужны ли людям конкурсы красоты?”
“Быть одним, оказать другим – нравственно ли это?”
“Верить или знать, чему бы вы отдали предпочтение, находясь в ситуации выбора?”.
“Любовь к самому себе – роман, длящийся целую жизнь” (О. Уайльд).
“В чем отличие чувства страха человека и животного?”
“Надо ли обижаться?”
“Культура настроения. Как ее воспитывать?”
“Путешествие к Сокровищам моего Я”
Итоговое занятие — 1 час
Список литература:
Л.К.Рахлевская Самопознание в процессе изучения человековедения. 1-2 части. – Томск, 1996.
Психология: Учебное пособие для 5-8-х классов. – М., 1998.
У.А.Казанский. Игры в самих себя. – М. Роспедагенство, 1995.
Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога. – М., 1993.
Н.Козлов. Философские сказки для обдумывающих житие. Практическая психология на каждый день. – М., 1997.
Л.Н.Маленкова Человековедение. – М, 2000 г.
А.С.Прутченков. Трудное восхождение к себе. – М., 1995 г.
В.В.Петрусинский. На пути к совершенству. – М., 1995 г.
А.Микляева. Я – подросток. Ч.1-2. – С-Пб, 2003.
Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1995 г.
Д.В.Рязанова. Тренинги с подростками. – М., 2003 г.
Лиз Бурбо. Слушайте свое тело, своего лучшего друга на Земле. – София, 2000 г.