Средняя образовательная школа №53
Открытый урок литературы
в 4 «Г» классе.
Рассказ К.Паустовского
«Заячьи лапы»
(второй урок)
Составитель: Жалимова
Ария Талгатовна
учитель начальных классов
2013-2014 уч год
Цель урока: Обобщить и анализировать рассказ К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»
Задачи урока: 1.Формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.
2.Учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся.
3.Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде, учить понимать и ощущать её красоту.
Оборудование: учебник «Литература» 4 кл., 2 ч., карточки с дифференцированными заданиями, презентация по теме урока.
Ход урока
-
Оргмомент.
Проверка готовности к уроку.
— У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особенные «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтение. Это дыхание, голос и дикция.
2. Дыхательная гимнастика.
Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие. Сдуньте снежинки с руки. (Повторить 3 раза)
А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс к празднику. Вдыхаем носом — выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания)
3. Речевая разминка.
Кто много читает,
Тот много знает.
Как вы понимаете эту пословицу. (Ведь книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей.)
Для чего мы читаем?
— Прочитайте пословицу про себя.
— Прочитайте пословицу тихо.
— Прочитайте пословицу громко
— Прочитайте с восклицательной интонацией.
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
— выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е слова.
4.Сообщение темы урока.
— Сегодня мы продолжим знакомиться с произведением Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы».
5. Проверка домашнего задания.
— Что было задано на дом?
а) биография писателя;
б) выразительно читать рассказ;
в) озаглавить части текста;
а) групповая работа
— У вас на партах лежат листы и карточки со словами, которые помогут вам рассказать биографию автора. Можно сделать опорную схему, таблицу. (2 мин.)
Работы вывешивают на магнитную доску и дети рассказывают об авторе.
Словарная работа в парах
Так как произведение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. На прошлом уроке я вам объяснила значение этих слов, насколько вы их запомнили? Сейчас мы проведём игру «Объяснялки»
У вас на столах лежат карточки, вам нужно соединить слово с его значением.
Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку Знахарь, лечащий лошадей Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом) Озорной мальчишка Ветер разрушительной силы Обмотки, портянки Очки без дужек, укреплённые на переносице Сухой горячий ветер
|
Проверка.
б)— Что значит озаглавить части текста? (прочитать часть рассказа и понять о чём говорится; выделить главное и записать заголовок в тетрадь)
— Как вы озаглавили части текста?
-
Ваня у ветеринара.
-
Карл Петрович вылечил зайца.
-
Лесной пожар.
Что у нас получилось? (план)
— Какое из этих событий в действительности произошло первым? Какие факты свидетельствуют об этом?
— Что же надо сделать, чтобы план соответствовал действительности? (перенести пункт 3 на1)
2. Начнём читать рассказ с первого события. Какое это событие? (пожар)
Перед чтением ставится задание:
— передайте свои чувства, отношение к персонажам, нарисуйте голосом картину пожара
В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошёл дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл сл скоростью тридцати километров в час.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед — оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.
— Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод? (тревогу, сочувствие, жалость)
— Почему устали дед и заяц? (они быстро бежали, спасались)
— Я смотрю, вы тоже устали, давайте отдохнём.
6. Физкультминутка.
7. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи.
— А что было дальше? (Ваня Малявин пришёл к ветеринару)
— Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара? (нет)
Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром по ролям.
Роли: автор, Ваня Малявин, ветеринар.
К ветеринару в наше село пришёл с Урженского озера Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.
— Ты что, одурел? — крикнул ветеринар. — Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!
— А вы не лайтесь, это заяц особенны, — хриплым шёпотом сказал Ваня. — Его дед прислал, велел лечить.
— От чего лечить-то?
— Лапы у него пожжённые. Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:
— Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком — деду будет закуска.
Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой
— Что вы чувствуете после прочитанного? (жалость, огорчение, разочарование). Почему?
— Что можно сказать о ветеринаре? (Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит)
— Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)
— Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.
— Не умрёть, малый, — прошамкала Анисья. — Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.
— Что можете сказать о ней? (Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает)
— Какое решение принимает Ваня? (Идти к Карлу Петровичу)
— Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.
Ваня вытер слёзы и пошёл лесами домой, на Уржунское озеро, Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.
Заяц стонал. Ваня нашёл по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.
— Ты чего, серый? — тихо спросил Ваня. — Ты бы поел.
Заяц молчал.
— Ты бы поел, — повторил Ваня, и голос его задрожал. — Может, пить хочешь?
Заяц повёл рваным ухом и закрыл глаза.
Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес — надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.
— Каким вы представляете Ваню? (Ваня переживательный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый. Речь: волнуясь шепчет)
— А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)
— Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему плохо. (Молчал, стонал, закрыл глаза)
— Как Ваня и дед нашли доктора? (поехали в город, спрашивали у прохожих, зашли в аптеку)
Кто им помог? (Аптекарь)
— Прочитайте самостоятельно диалог аптекаря с дедом.
— Скажите, что собой представляет аптекарь? (Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито.)
Посмотрим сюжет разговора деда и Карла Петровича.
— Кто вылечил зайца? (Доктор Карл Петрович)
— Какой он? (Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)
— Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете? (Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)
— Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.
— О чём же этот рассказ? О зайце ли он?
Обобщить ответы детей.
О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц — в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность.
Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!
— О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные — наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.
8. Итог урока.
— Чему учились на уроке?
— Что нового и интересного узнали?
Чтение — это лучшее учение в любом возрасте!
Игра «Найди пару» — из данных треугольников составьте пирамиду
1,3 группы – синонимы
2,4 группы – антонимы
Домашнее задание. Подготовить пересказ от лица деда, Вани, доктора.
Урок окончен.