Кошелева Елена Сергеевна
ГКСОУ «Специальная (коррекционная) щкола-интернат VIII вида» г. Камешково
Педагог-психолог
Интегрированное психолого- логопедическое занятие
Тема: «Развивающая-познавательная викторина»
Классы: 3-4
Подготовили:
Кошелева Е.С., педагог-психолог
Павлова Е.В., учитель-логопед
Цель: создание благоприятных условий для развития познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-
Развитие основных психических процессов через основную деятельность учащихся на занятии;
-
Формировать умение заменять ласковые названия на обычные, развивать навык чтения и грамматически правильную речь детей через работу с текстом;
-
Развивать письменный навык через работу на карточках.
Коррекционно-развивающие:
-
Развитие вербального интеллекта, внимания, фонематического анализа, синтеза, памяти через упражнения собери слоги, вставь слоги в слова, придумай слово на заданную букву, подбор антонимов;
-
Развитие аналитико-синтетической деятельности при работе с разрезными пословицами, при решении грамматических примеров;
-
Развитие мелкой и общей моторики через упражнения «Узелки» и «А ну-ка, попади! А ну-ка, собери!»
Воспитательные:
-
создание у детей хорошего настроения и положительных эмоций;
-
формировать положительное отношение к совместной деятельности, понимание ценности дружбы.
Оборудование: ИКТ, карточки с заданиями, карточки с названием команд, ёмкость для жеребьёвки, карточки с фамилиями детей, 2 веревочки, магнитные буквы, 2 ведра, шишки, разрезные пословицы, магнитофон, ручки, карандаши.
Ход занятия
-
Вступительное слово (слайд.1).
Логопед: — Ребята, сегодня мы с вами, поучаствуем в викторине «Умники и умницы», я назначаю капитанов команд. Команда «Умницы» капитан В. Ульяна, капитан команды «Молодцы» П. Владимир, они путём жеребьёвки определяют участников команд. Члены жюри определят победителей (слайд.2).
Психолог:- А сейчас давайте поприветствуем друг друга необычным способом (прикоснуться спиной друг к другу, пожелать что-либо).
-
Основная часть.
-
Конкурс «Путаница» Психолог (слайд 3)
— Ребята, наступила весна, и проснулись первые цветы, ваша задача – расшифровать названия цветов — первоцветов, переставив слоги местами.
— Посмотрите на картинки с изображением цветов, какие эти цветы нежные и красивые (слайд 4).
-
Конкурс «Слова наоборот» Логопед (слайд 5)
— Следующий конкурс «Слова наоборот» (чтение стиха), вам нужно подобрать слова с противоположным значением для слов, которые даны на карточках (Приложение, карточки №1), записать их, затем передать жюри.
-
Конкурс «Узелки» Психолог (слайд 6)
— Приглашаются по одному участнику от каждой команды (им раздаются нитки одинаковой длины). За 1 минуту вы должны завязать как можно больше узелков.
-
Конкурс «А я люблю» (из ёмкости каждый из участников вытягивает одну букву) Логопед (слайд 7)
— Ваша задача закончить вкусную фразу, поочередно придумывая слова – продукты (и все, что можно съесть). На ту букву алфавита, которую вы вытянули.
-
Конкурс «Подбери правильный слог» Логопед (слайд 8)
— Ребята, каждый из вас получил карточки (приложение, карточки №2), вам нужно вставить и записать вместо пропусков слоги, которые выделены толстым шрифтом, затем капитаны команд собирают задания и передают их жюри для оценки.
-
Подвижный конкурс «А ну-ка, попади! А ну-ка собери!» (слайд 9)
-
Конкурс «Собери пословицу» Психолог (слайд 10)
— Ребята, вам нужно собрать пословицы, которые рассыпались на две части и объяснить их смысл.
-
Конкурс «Грамматическая арифметика» Логопед (слайд 11)
— Ребята, вы получили задания на карточках (приложение, карточки №3), ваша задача получить при помощи вычитания и сложения определённых слогов загаданное слово. Получившиеся слова нужно записать и сдать карточки жюри на проверку.
-
Конкурс «Прочитай текст» Логопед (слайд 12)
— Каждая команда получает карточку (приложение, карточка №4) с записанным на ней текстом. Ваша задача, посовещавшись прочитать текст, заменяя уменьшительно-ласкательную форму слов на обычную. А жюри послушают ваши ответы и определят все ли уменьшительно- ласкательные формы слов вы заменили.
-
Итог занятия
— Пока члены жюри подводят итоги нашей викторины, скажите ребята, а вам понравилась наша игра, а какой конкурс понравился больше всего (определение победителя викторины, награждение сладкими призами, слайд 13).
Приложение
Карточки №1
Молодой – ______________________
Тяжелый –_______________________
Голодный –______________________
Больной – _______________________
Грустный – _____________________
Добрый – ______________________
Маленький – ___________________
Глупый – ______________________
Карточки №2
ма – мя: __рина, __та, __кака, __со, __газин.
на – ня: __таша, ды__, маши__, Ва__, бро__.
та – тя: ва__, ба__, Пе__, __бурет, __ракан.
до – дё: блю__, __мик, __готь, __ход, __шево.
Карточки №3
Грамматическая арифметика
Перец – ц + мешок – шок + насос – сос = ? ____________________
Удод – дод + роса – са +ком – ом = ?_________________________
Дневной – ой + икра – ра = ?________________________________
Грамматическая арифметика
Тетерев – ерев + радость – ость + ь = ?________________________
Журавль – авль + налим – им = ?_____________________________
Пена +лак – ак = ?__________________________________________
Карточки №4
Белочка.
С веточки на веточку скачет рыженькая белочка. То там, то здесь мелькает её рыженький хвостик. В стволе старого дубочка у белочки кладовочка. В кладовочке хранятся запасы грибочков, ягодок, желудей. Хорошая белочка хозяюшка!
Берёзка.
Прямо за моим окошком растёт берёзка. Весной я любуюсь, как из клейких почечек появляются жёлтые листочки. Зимой я вешаю на берёзку кормушечку для птичек, чтобы не было берёзке скучно. Летом я повязываю на берёзку яркие ленточки.