Интегрированное занятие с учащимися 4 класса
по теме «Дикие животные наших лесов»
( педагог-психолог Кошелева Е.С. и логопед Павлова Е.В )
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о диких животных наших лесов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-
совершенствование навыка словообразования через игру «Собери семью»;
-
автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи
Коррекционно-развивающие:
-
развитие логического мышления через отгадывание загадок, нахождение лишнего понятия, через составление слов из предложенных букв;
-
развитие артикуляционного аппарата через выполнение артикуляционной гимнастики;
-
развитие внимания, памяти, восприятия и речи через все виды деятельности;
-
релаксация, снятие мышечного напряжения через использование динамической паузы.
Воспитательная: формирование у учащихся навыков сотрудничества, взаимодействия друг с другом через психологический настрой и динамическую паузу, чувства эмпатии.
Ход занятия.
-
Психологический настрой. Упражнение «Ток» и артикуляционная гимнастика.
Учащиеся заходят в класс, звучит музыка «Звуки леса», СЛАЙД № 2 «ЛЕС»
Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся в путешествие по лесу. А прежде давайте поприветствуем друг друга необычным способом. Мы встанем в круг, возьмем, друг друга за руки и передадим улыбку и рукопожатие своему соседу. Ток хорошего настроения передан.
Логопед проводит артикуляционную гимнастику.
-
Основная часть.
Психолог: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по осеннему лесу, а поможет нам героиня известной сказки, отгадайте, как ее зовут?
Загадка о Красной шапочке:
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)
из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»
СЛАЙД № 3 (Красная шапочка)
— Молодцы, отгадали загадку, а теперь присаживайтесь за парты.
— Ребята, на партах для вас приготовлены задания («Расшифруй слово»), выполнив которые вы узнаете о ком пойдет речь на нашем занятии. (ученики работают по индивидуальным карточкам)
СЛАЙД № 4 (Расшифруй слово)
Задание: двемедь – медведь, колв – волк, аилс – лиса, яцаз – заяц,
осьл – лось, кбеал – белка.
— Все готовы, проверяем!
— А как их назвать одним словом? (ответы детей) Дикие животные наших лесов это и будет тема нашего занятия.
Логопед: Сколько всего интересного в лесу, а Красная шапочка очень любознательная девочка. Вышла она на полянку, а там животные со всего леса собрались и плачут, потеряли они своих детенышей.
— Ребята, поможем животным? (Да)
— Назовите маму и ее детеныша. СЛАЙД №6 (Собери семью)
— Идет Красная шапочка дальше по лесу и думает: «Где живут животные, где прячутся от непогоды, чем детенышей выкармливают?»
— Ребята, прочитайте название животного и назовите его жилище.
СЛАЙД № 7 «Животное — жилище»
СЛАЙД № 8«Животное в жилище»
— А теперь давайте составим предложение, где кто живёт (дети составляют по образцу: белка живёт в дупле)
Психолог проводит игру «Чудесный мешочек»
Дети по очереди выходят, вынимают из мешочка предмет, и отгадывают — кто может этим питаться. —
Логопед А как же зимуют звери, мы узнаем об этом из стихов (Дети читают стихи).
Динамическая пауза «Дождь в лесу» проводит педагог-психолог
СЛАЙД № 9 и музыка «Дождь в лесу».
Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия.
«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей).
Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
Психолог:
— Решили звери поиграть с Красной шапочкой и с вами в игру «Кто лишний?» СЛАЙД № 10
Задание: Волк, лиса, собака, медведь.
Бурый медведь, белый медведь, барсук, еж.
Лиса, кабан, кошка, белка.
Логопед: Ребята, а вы знаете как подают голос эти животные. Попробуйте изобразить рычание медведя, вой волка и т.д. СЛАЙДЫ № 11 «Голоса животных»
-
Рефлексия.
Психолог:
— О ком шла речь на нашем занятии? ( О диких животных наших лесов)
— Почему этих животных называют дикими? (Сами о себе заботятся: находят пропитание, строят жилища, заботятся о своем потомстве)