Классный час для учащихся 7 класса

«Я и моя семья»

Барышенская Е.Н. МОУ «Дубовская СОШ Белгородского района Белгородской области»

Цель: сформировать у учащихся ценностное отношение к семье, школе, друзьям, окружающим людям.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях;

  2. формировать уважение к членам семьи;- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

  3. Разыгрывая жизненные ситуации, помочь увидеть образцы поведения членов семьи.

  4. Помочь ребенку оценить свое место в семье.

  5. Развивать внимание, мышление, воображение, речь.

Предполагаемый результат деятельности:

Сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Оборудование: компьютерная презентация “В кругу семьи”

1.Вступление.

Добрый день дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. В.В.Путин объявил год 2008-годом семьи.

— А как Вы понимаете это слово «семья»?

— Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

Задание детям :«Нарисуй свою семью».

Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья — уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

Этот год объявлен в России годом семьи. Сегодня мы поговорим о семье. Семья — это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Главный закон в семье — забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребенок в семье твердо должен знать этот закон, тогда его семья, его дом будет местом, где его любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно. Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – это наша семья. Это самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи. Он отмечается ежегодно в мае. Какого числа, спросите вы? Отгадайте сами. Посмотрите на квадрат и скажите, какому числу не хватает пары? (2 слайд, Приложение 1)

14

16

11

13

14

12

18

17

10

18

15

11

*

17

13

19

*

20

19

*

*

20

10

16

12

Ответ: 15.

Итак, Международный день семьи отмечается 15 мая.

В семье все идет своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества. (3слайд, Приложение 1)

Запомните главную обязанность семьи: (слайд 4, Приложение 1)

ИЬМЕС ИМ АН

ЕЛЧ ИМЫРАТСИ ИМ

ЫНЬЛОБ A3 ДОХУ И

ЙЕТЕД ЕИНАТИПСОВ

Ответ: воспитание детей и уход за больными и старыми членами семьи.

  1. Чтение истории о семье, жившей в горах.

Семья состояла из отца, матери, дедушки и сына. Жила она бедно. У них не было автомобиля, чтобы доехать до ближайшего района. Им приходилось ходить пешком. Урожай был скудным по причине частых засух. Дедушка был очень стар и не мог работать. Руки его дрожали, и одежда его была очень ветхой. Еды было мало. У них существовал такой порядок: тот, кто больше работает, тот больше ест. Дедушка питался только тем, что не съедал другой. Однажды вечером они собрались все вместе и стали обсуждать сложившуюся ситуацию. Мать семейства сказала: «С ним очень трудно и я не знаю, сколько я смогу это выдержать». И они решили избавиться от дедушки и отправить его в соседнее село в надежде, что кто-нибудь будет заботиться о нем. Отец предложил отвести деда в святое место, где бы он смог молиться. На следующее утро отец пошел на базар и купил там большую корзину. Когда он пришел домой, он посадил своего отца в корзину и собрался выносить его из дома. Но отец сказал ему: «Разве так выражают свою благодарность за то, что я вырастил тебя?» Вечером, когда отец вернулся без дедушки, он услышал от своего сына, бегущего за ним: «Папа, ты забыл принести обратно корзину. Принеси ее, пожалуйста, потому что когда ты станешь старым, она мне понадобится!» Отец был ошеломлен (рассказ прерывается).

Вопросы учащимся:

  • Что произошло на самом деле?

  • Что происходило в душе у отца в тот момент?

  • Как вы думаете, как поступил отец?

Чтение истории до конца:

И после этого в семье установились прекрасные отношения, и дедушка стал полноправным членом семьи.

Вопросы:

  • Почему дедушка был обузой для семьи?

  • Что решили сделать родители мальчика?

  • Какова была реакция мальчика на это?

  • Для чего мальчику понадобилась корзина?

  • Какие чувства испытывал отец?

Чтение стихотворения Р. Гамзатова «Корзины»

Где реки похожи на барсов

И прыгают с белых вершин,

Слыхал я, что у аварцев

Жестокий обычай один.

Коль восемь десятков минуло

Отцу, что еще не почил,

В корзине его из аула

На кладбище сын относил.

Печалью темнее агата

Терзали сыновьи сердца.

и плакал невольник адата,

Живым хоронивший отца.

Казалось: мир в камень закован,

К скале прижималась скала,

Но совесть схлестнулась с законом

И верх над законом взяла.

Вещает из древности дальней

Легенда устами гонца:

Однажды наследник печальный

Могилу копал для отца.

Шел снег, и земля леденела,

И заступ тяжелый стонал.

И медленно двигалось дело,

И парень, измаясь, устал.

Вдруг голосом, полным заботы,

Участливо старец изрек:

«Присядь. Отдохни от работы

Дай я покопаю, сынок

Меня погребешь,

а корзину

С собой захватишь. Она

В свой век твоему еще сыну

Окажется, также нужна…»

Тут парень отбросил лопату

И, двинув корзину ногой,

Воскликнул:

«Такому адату

Я быть не желаю слугой!»

Как будто и впрямь с того света

Домой возвратился старик.

Сочли за пророчество это,

И новый обычай возник.

С тех пор до столетья аварцы

Счет собственным годам ведут,

А после столетние старцы,

___________——

3. Чувство родства

В семье Есть еще такое понятие: чувство родства. Как бы Вы определили: что это за чувство?

(-Чувство родства — наши отношения к родным и близким людям.)

Это самое раннее человеческое чувство и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни. Но одно из самых глубоких родственных чувств — материнское чувство. Любовь матери не зависит от качества ребенка. Именно она любит малыша не за какие-то качества, достоинства, а просто за то, что он существует. Именно в этот момент у ребенка формируется способность быть любимым; и лишь потом появляется умение — уже взрослого человека. — ЛЮБИТЬ ДРУГОГО (мать, любимую).Именно материнское чувство — трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь.

Мне не хватает теплоты, —
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, —
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла! —
И тащит одеяло.

Учитель. О какой теплоте говорила мама? (О душевной.) Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам? (Отклик детей.) (слайд 12, Приложение 1)

Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу: «мать готова отдать

Свою ласку, нежность, душу»

Мать возьмет на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет на встречу вам руки.

Пусть за шалость накажет не строго,

Только ей никогда вы не лгите

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите.

Не оставьте их без участья,

Сей наказ вы запомните, дети,

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете.(А.Ремизов)

Родительский дом, родители, род… Итак, род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия « потомство » является порода, родня, родственники.

Родство бывает

  • кровное родовое — по общему предку,

  • свойственное (сватовство)- по брачным союзам,

  • духовное (крестные, кумовья)- по восприятию от купели

Различают родство по мужскому и женскому колену.

Дети, происходящие от одних и тех же родителей, называется единокровными, родившиеся от одной матери, но от разных отцов – единоутробными.

— Зная все тонкости родства, легко ответить на вопросы: Кто является золовкой, снохой, деверем и т.д. Во многих семьях не поддерживают отношений далее, чем с двоюродными братьями и сестрами, считая остальных родственников «седьмой водой на киселе».

А сейчас проверим, как мы разбираемся в родственных связях.

Вам предлагаются вопросы викторины.

Викторина

  1. В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах)

  2. Твоя сестра вышла замуж. Как зять может называть тебя? (шурин, свояченица)

  3. Я тебе не отец, но ты мне – сын. Кто я? (мать)

  4. Шел старец. Жили молодец с девицей. Старик и говорит: «Как вам не стыдно жить вдвоем?» Они и отвечают: «Какой нам стыд? Мы большая родня: моя мать – то мать ее матери – родная свекровка». (дядя с племянницей)

  5. Кто такие сватья и кумовья? (Родители жениха и невесты – сватовья, кровные родители и духовные – кумовья).

4. Фамилия

Слово «фамилия» в значении «семья» заимствовано из лат.языка – «наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям».

В русском языке это слово появилось в эпоху Петра 1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилия присваивалась на основании единственного признака- родства.
(Лаптев, Ложкин)

Учитель: Но недаром в народе говорят: «Не смотри на кличку, а смотри на птичку». (Как вы понимаете?)
Важно, кто и как носит свою фамилию.

Чтец:  

Вчерашний день, минувший год
Не умирают в человеке
Прошедший век – он нашем веке
Еще звенит, еще поет.
Живут высокие веленья
Ума и сердца прежних лет,
Давно участие волненья
Еще отбрасывают свет,
И фотография в альбоме,
И куст сирени под окном,
И тишина в отцовском доме
Твердят о времени ином.

Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям.

Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.

Представьте, что у вас есть машина времени, на которой вы можете совершить путешествие в прошлое. Представьте, что вы навестили вашу семью, ваших предков.
— Какие они по- вашему? (внешние черты, например, кудрявые волосы, голубые глаза)
— Черты поведения (как говорят, ходят, какие привычки)
— Отдельные черты характера, например, честность, гостеприимство, великодушие.
— Замечаете ли вы. В чем вы похожи на своих родственников?
— О чем бы вам хотелось поговорить с ними?
— Расскажете ли вы им, кто вы?
Почему дети похожи на своих родителей? (слайд 9, Приложение 1)

5. Гены

Дело в том, что каждая клетка, из которых состоит человек, содержит в себе крошечные образования – хромосомы, состоящие из еще более мелких участков – генов. Гены несут в себе всю информацию о человеке – от его пола до цвета глаз. При этом ребенок несет в себе как отцовские гены, так и материнские. Чьи гены более ярко выражены – на того ребенок и будет больше похож. А сочетание этих генов иногда может дать человеку совершенно новые свойства. Это явление получило название “наследственность”, а изучает его отдельная наука – генетика. (слайд 10, Приложение 1)

От своих родителей ребенок может наследовать и их особенности поведения, склонности, способности. Часто бывает так, что сын выбирает (наследует) ту же профессию, что и его отец (а иногда и более старшие родственники), потому что она ему нравится и подходит больше всего остального. Таким образом, складываются профессиональные династии – рабочих, инженеров, композиторов, врачей, писателей, бизнесменов, политиков, спортсменов, военных и так далее. (слайд 11, Приложение 1)

6. Обязанности

Еще И.С. Тургенев сказал: «У нас есть якорь, с которого если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Долг и обязанность — это слова- синонимы. И получается, что семья-это наше первое и самое естественное общество. Находясь в обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным, должным. (задать вопрос о долге, обязанности перед кем?, перед чем?)

Гегель утверждал: «Обязанности человека делятся на четыре рода:

1) на обязанности перед самим собой;

2) перед семьей;

3) перед государством;

4) перед другими людьми вообще.»

Родители часто говорят вам о том, что главный ваш долг на земле по отношению к самим себе — это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните стихотворение Н. Заболоцкого и его слова: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Не забывайте о добрых делах.

Статистики подсчитали, что мама, ухаживающая за 2 детьми и мужем, в течение года перемывает 18000 ложек, 13000 тарелок, 8000 чашек и т.д.

А общий вес посуды, переносимой из кухонного шкафа к столу и обратно за год достигает 5 тонн.

И, конечно же, дело каждого в семье – присоединиться к маме-тяжелоатлетке и переложить парочку тонн посуды с её плеч на свои.

А ещё каждой маме, даже на кухне, хочется быть красивой.

Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности. Можете ли вы привести примеры таких взаимоотношений в вашей семье? (Отклик детей.)

(слайд 13, Приложение 1)

О таких семьях народ сложил пословицы. Расшифруйте их.

1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС

2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В

Ответы.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

7. Благодарность родителям

Дети передают свечу и рассказывают о том, что хорошее для него сделали родители. И как они благодарны родителям.

Итак, как видим родственные чувства становятся для нас школой личных душевных свойств. На них мы раньше всего учимся любви, дружбе, подчинению и руководству, учимся быть мужчиной и женщиной.

8. Конфликты

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем.

-Нужно ли разрешать конфликты?

-Какой стратегии придерживаться в возникшей ситуации?

Для работы мне потребуются помощники: 2 пары детей. Их задача: определить, какие чувства испытывают родители и дети в предлагаемой ситуации. Вы должны прочитать описание ситуации, найти причину конфликта, определить верную тактику поведения для выхода из конфликтной ситуации, предложить решение, определить какие меры можно будет предпринять для предупреждения конфликта.

Ситуация №1 Дочь (сын) очень плохо учатся. Маму вызвали в школу. После посещения состоялся её разговор с дочерью (сыном).

Ситуация №2Дочь (сын) требует от родителей купить модную вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности. (Каждая группа предлагает свой вариант ответа)

— Видите у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт. Надо только встать на позиции родителей, понять их, прислушаться к их аргументам.

9. Семейный бюджет

  • Предлагается детям условная сумма денег (десять тысячи рублей), перечень продуктов, промтоваров, их цены за 1 кг; коммунальные услуги. Дети планируют семейный бюджет на месяц, решают, чтобы уложиться в условную сумму. Что приобретут на оставшиеся деньги: папе теплые ботинки (старые порвались) или ребенку очередную игру.

  • Планирование семейного отпуска — путешествия при наличии пятнадцати тысяч рублей вчетвером.

1. Куда? На чем? (дорога).

2. Что возьмете в дорогу (продукты, одежда)?

3. Распределение обязанностей.

4. Развлечения.

5. Расходы.

6. Обратный путь.

10. Родословная

Каждая семья имеет свою, родословную. Родословная – это перечень поколений одного рода. Этот перечень обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви и т. д. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков. К сожалению, мало кто из нас может назвать хотя бы своих прабабушек или прадедушек. На досуге расспросите своих родственников и попробуйте вместе с ними составить свою родословную хотя бы в пределах нескольких поколений. (слайд 6, Приложение 1)

Учитель. Во времена Средневековья зародилась традиция изображать герб своей семьи. Во многих английских семьях до сих пор чтят эту традицию.(слайд 7, Приложение 1

Послушайте описание герба, нарисованного вашим ровесником. (слайд 8, Приложение 1)

Герб имеет форму щита. Это говорит о том, что наша семья всегда готова отразить нападение недоброжелателей, потому что мы все стоим горой друг за друга.

В нашей семье пять человек. Главными членами семьи являются мама и папа. О них рассказывают изображения в верхней части. Мама – учитель. Об этом свидетельствуют классная доска, журнал и указка. Папа – летчик ВВС, он капитан. Его увлечение – игра на гитаре.

Нижняя часть герба поделена на три части. Центральное место в этой части принадлежит бабушке. Большая кастрюля говорит о том, что готовит в семье в основном бабушка, она же занимается воспитанием внуков. Любимые занятия: бабушки – просмотр телесериалов и вязание.

Левая часть герба посвящена моей сестре, которая учится в первом классе и мечтает стать балериной. Правая часть герба рассказывает обо мне, ученике четвертого класса. Мой любимый школьный предмет – география, любимый вид спорта – хоккей.

Наша семья дружная и веселая, поэтому верхнюю часть герба украшает солнце – символ тепла и доброты”

А что знаешь ты о своей родословной? Ну, например, как звали твоего прадедушку, и кто он был по профессии? Или какова девичья фамилия твоей бабушки? Может статься, тебя ждут любопытные открытия. Например, во времена великого русского поэта М. Ю. Лермонтова в России был очень популярен английский поэт Байрон; многие пытались подражать ему, в том числе и сам Лермонтов. Каково же было удивление ученых, когда они узнали, что Лермонтов – дальний родственник Байрона! (слайд 5, Приложение 1)

Задание: Нарисуй герб своей семьи

А как бы вы изобразили герб своей семьи? (Отклик детей.)

11. Заповеди

Заповеди:

· свято храни честь своей семьи;

· люби свою семью и делай её лучше;

· будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

· подари родителям радость;

· умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;

· жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

-Как видим, семья-это маленькое солнце (так изобразили дети), благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Но ведь класс-это тоже семья, поэтому давайте сфотографируемся! (снимок на память: родители, учащиеся)

12. Рисование «Цветка благодарности»

Каждому ученику дается лепесточек, на котором он пишет, за что он благодарен родителям. Соединяются лепестки, и создается совместный «Цветок благодарности».

12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here