Шаповалова Елена Ивановна
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа — интернат VIII вида станицы Бесскорбной Краснодарского края
Учитель начальных классов
Конспект урока чтения и развития речи для 3 класса
Тема: Русская народная сказка «Собака и волк»
Цель: познакомить с произведением устного народного творчества – сказкой.
Задачи:
Обучающие: 1. продолжать совершенствовать навык чтения целыми словами;
2. развивать навык выразительного чтения сказки по ролям;
3. работать над развитием устной связной речи.
Развивающие: 1. Работать над навыком грамотного чтения;
2. развивать воображение учащихся.
Воспитывающие: учить умению оценивать поступки героев сказки, формировать нравственные понятия о добре и зле.
Коррекционные: развитие слухового восприятия, внимания, памяти; развитие речевых умений – уточнение и обогащение словарного запаса учащихся, устной связной речи (описательного, повествовательного характера), развитие мелкой моторики мышц.
Ход урока
І. Организационный момент
1. физкультминутка
2. отчет дежурного: число, день, урок, погода
3.рассматривание картинок на доске ранняя и поздняя осень
— Подбери нужную картинку. Почему?
— Эмоциональное настроение
ІІ. Основная часть:
-
Речевая зарядка
Чистоговорки:
Ва – фа – ва – в лесу живет сова
Си – си – си – в водоеме караси
За – за – за – здесь привязана коза
Ча – ча – ча – горит в комнате свеча
Чу – чу – чу – молоточками стучу
Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.
Ша – ша – ша – наша Маша хороша.
Скороговорки:
-
Говорит попугай попугаю: «Я тебя попугаю»
-
У сосенки сосёнки поспели опёнки.
-
Игра: «Оживи слова»
Слово «Здравствуйте»
-
Проверка домашнего задания:
— По какой теме читаем произведения?
— Что было задано на дом? (выразительное чтение, выучить по желанию)
а) о ком говорится в песенке?
б) о чем просят собаку? Почему?
в) почему не спится дочке?
г) что об этом сказано в тексте? Прочитайте.
д) прочитаем колыбельную песенку плавно, негромко.
е) кто расскажет наизусть по желанию.
ж) попробуем спеть колыбельную песенку.
У многих у вас есть младшие сестренки, братишки спойте им колыбельную песенку, когда приедете домой. Поступите как заботливая мама.
Обобщение:
— О чем сейчас говорили? Читали?
— Какие чувства вызвала у вас колыбельная песенка?
-
Введение в тему:
— Ребята, любите ли вы слушать сказки? Читать?
— Какие сказки вы знаете? (ответы детей)
— Назовите самые любимые вами сказки. (ответы детей)
— Да, вы уже знаете много сказок. Сейчас мы проверим как вы помните эти сказки.
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом
Кем же были эти
Маленькие дети? (Волк и 7 козлят).
Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть ей на бал,
То голову принц от любви потерял
Она башмачок потеряла тогда же!
Что это за сказка? Кто мне подскажет? (Золушка)
-
Рассказ учителя:
Да, сейчас мы вспомним замечательные сказки. Их очень много.
— Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели – авторы, называются авторскими. Но есть сказки, которые сочинил народ. Конечно автор когда-то был. Но кто он мы не знаем. Он сочинил свою сказку и пересказал другим. Кто-то из них не только хорошенько ее запомнил, но еще что-то изменил в ней, что-то добавил и рассказал еще кому-то. И так получилось, что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ. Поэтому такие сказки называются народными. Сказки привлекают слушателей и читателей певучим языком, особым слогом речи, композицией. Недаром большой любитель сказок поэт Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки»
— У каждого народа есть свои народные сказки. Сказки каких народов, вы, знаете?
— Сегодня мы познакомимся с новым произведением по теме «Верные помощники». Как называется эта сказка вы узнаете если отгадаете эти загадки
Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный (волк)
С хозяином дружит
Дом сторожит
Живет под крылечком,
А хвостик колечком (собака)
Учитель: Итак, сказка называется «Собака и волк»
— Прочитайте название сказки (дети читают)
— Знакома ли вам эта сказка?
— Кто рассказал ее?
Давайте посмотрим на иллюстрацию
— Что происходит на этой картинке (ответы детей)
Герои этой сказки животные, значит эта сказка о животных. В сказках животным присущи человеческие черты; о животных говорят, как о людях, о их недостатках и достоинствах, проблемах и конфликтах.
Словарная работа
Чтобы правильно понять содержание произведения давайте узнаем значение данных слов:
-
Рожь – хлебное колосовое растение (картинка)
-
Копна – небольшая кучка сена (картинка)
-
Галушки – тесто сваренное комками в воде (картинка)
-
Заправь – заправить еду чем-либо (картинка)
-
Жать – срезать серпом зерновые растения (картинка)
Прочитать хором; индивидуальная работа (Аванесова, Карпова)
— Итак, слушаем І часть сказки «Собака и волк». Ваша задача: внимательно слушать «О чем говорится, какая главная мысль»
(Чтение І части сказки «Собака и волк» учителем)
— Какие еще незнакомые непонятные слова вы услышали?
Работа над содержанием текста по вопросам
— Кто герои сказки?
— Кто вам понравился? Почему?
— Кто был у хозяина? Как ее звали?
— Что предложил волк собаке?
— Осуществился план волка и собаки?
— Как зажил Серко у хозяина?
— Какая главная мысль І части сказки?
(Делать добро, нести радость, взаимопомощь, дружба, внимание, заботливость)
Чтение І части текста сказки учащимися по абзацам
— по ролям
— дословный пересказ
— соотношение картинки и текста
Физкультминутка для глаз.
Итог:
— Что мы делали?
— Чему учит эта сказка? (Доброте и взаимопониманию)
Игра: «Доскажи словечко»
-
На уроках, мы, ребятки,
Отгадали все… (загадки)
-
Мы не щелкали орешки
А читали на уроках
Интересные … (потешки)
-
Не спеши катать салазки
А послушай лучше … (сказки)
— Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
— Чему учат сказки?
Что в этой сказке вымысел, а что правда? В сказках происходят такие превращения, которых на самом деле не было и быть не может. В сказках «Добро вознаграждается, а зло наказывается»
— Как начинается сказка?
— Как закончилась І часть сказки?
— Какие слова вам запомнились? Понравились?
Я предлагаю Вам тест:
-
Кем написано произведение
а. А. С. Пушкин
б. Народ
в. К. Чуковский
-
Кто главный герой сказки
а. Медведь
б. Собака
в. Хозяин
-
Что сделал хозяин?
а. Поймал рыбу
б. Прогнал собаку
в. Поймал волка
-
Как называется произведение с которым вы сегодня познакомились?
а. Собака и волк
б. Волк и собака
в. Собака и хозяин
Пословицы:
Сказка ложь, да в ней намек.
Как аукнется, так и откликнется.
Добро вознаграждается, а зло наказывается.
Оценки: с комментариями (подойдите с дневниками)
Д/з: 1. Читать, работать над содержанием І части сказки.
-
Читать дополнительные народные сказки.