Шаповалова Елена Ивановна

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа — интернат VIII вида станицы Бесскорбной Краснодарского края

Учитель начальных классов

Конспект урока чтения и развития речи для 3 класса

Тема: Русская народная сказка «Собака и волк»

Цель: познакомить с произведением устного народного творчества – сказкой.

Задачи:

Обучающие: 1. продолжать совершенствовать навык чтения целыми словами;

2. развивать навык выразительного чтения сказки по ролям;

3. работать над развитием устной связной речи.

Развивающие: 1. Работать над навыком грамотного чтения;

2. развивать воображение учащихся.

Воспитывающие: учить умению оценивать поступки героев сказки, формировать нравственные понятия о добре и зле.

Коррекционные: развитие слухового восприятия, внимания, памяти; развитие речевых умений – уточнение и обогащение словарного запаса учащихся, устной связной речи (описательного, повествовательного характера), развитие мелкой моторики мышц.

Ход урока

І. Организационный момент

1. физкультминутка

2. отчет дежурного: число, день, урок, погода

3.рассматривание картинок на доске ранняя и поздняя осень

— Подбери нужную картинку. Почему?

— Эмоциональное настроение

ІІ. Основная часть:

  1. Речевая зарядка

Чистоговорки:

Ва – фа – ва – в лесу живет сова

Си – си – си – в водоеме караси

За – за – за – здесь привязана коза

Ча – ча – ча – горит в комнате свеча

Чу – чу – чу – молоточками стучу

Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.

Ша – ша – ша – наша Маша хороша.

Скороговорки:

  1. Говорит попугай попугаю: «Я тебя попугаю»

  1. У сосенки сосёнки поспели опёнки.

  2. Игра: «Оживи слова»

Слово «Здравствуйте»

  1. Проверка домашнего задания:

— По какой теме читаем произведения?

— Что было задано на дом? (выразительное чтение, выучить по желанию)

а) о ком говорится в песенке?

б) о чем просят собаку? Почему?

в) почему не спится дочке?

г) что об этом сказано в тексте? Прочитайте.

д) прочитаем колыбельную песенку плавно, негромко.

е) кто расскажет наизусть по желанию.

ж) попробуем спеть колыбельную песенку.

У многих у вас есть младшие сестренки, братишки спойте им колыбельную песенку, когда приедете домой. Поступите как заботливая мама.

Обобщение:

— О чем сейчас говорили? Читали?

— Какие чувства вызвала у вас колыбельная песенка?

  1. Введение в тему:

— Ребята, любите ли вы слушать сказки? Читать?

— Какие сказки вы знаете? (ответы детей)

— Назовите самые любимые вами сказки. (ответы детей)

— Да, вы уже знаете много сказок. Сейчас мы проверим как вы помните эти сказки.

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом

Кем же были эти

Маленькие дети? (Волк и 7 козлят).

Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял

Она башмачок потеряла тогда же!

Что это за сказка? Кто мне подскажет? (Золушка)

  1. Рассказ учителя:

Да, сейчас мы вспомним замечательные сказки. Их очень много.

— Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели – авторы, называются авторскими. Но есть сказки, которые сочинил народ. Конечно автор когда-то был. Но кто он мы не знаем. Он сочинил свою сказку и пересказал другим. Кто-то из них не только хорошенько ее запомнил, но еще что-то изменил в ней, что-то добавил и рассказал еще кому-то. И так получилось, что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ. Поэтому такие сказки называются народными. Сказки привлекают слушателей и читателей певучим языком, особым слогом речи, композицией. Недаром большой любитель сказок поэт Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки»

— У каждого народа есть свои народные сказки. Сказки каких народов, вы, знаете?

— Сегодня мы познакомимся с новым произведением по теме «Верные помощники». Как называется эта сказка вы узнаете если отгадаете эти загадки

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный (волк)

С хозяином дружит

Дом сторожит

Живет под крылечком,

А хвостик колечком (собака)

Учитель: Итак, сказка называется «Собака и волк»

— Прочитайте название сказки (дети читают)

— Знакома ли вам эта сказка?

— Кто рассказал ее?

Давайте посмотрим на иллюстрацию

— Что происходит на этой картинке (ответы детей)

Герои этой сказки животные, значит эта сказка о животных. В сказках животным присущи человеческие черты; о животных говорят, как о людях, о их недостатках и достоинствах, проблемах и конфликтах.

Словарная работа

Чтобы правильно понять содержание произведения давайте узнаем значение данных слов:

  1. Рожь – хлебное колосовое растение (картинка)

  2. Копна – небольшая кучка сена (картинка)

  3. Галушки – тесто сваренное комками в воде (картинка)

  4. Заправь – заправить еду чем-либо (картинка)

  5. Жать – срезать серпом зерновые растения (картинка)

Прочитать хором; индивидуальная работа (Аванесова, Карпова)

— Итак, слушаем І часть сказки «Собака и волк». Ваша задача: внимательно слушать «О чем говорится, какая главная мысль»

(Чтение І части сказки «Собака и волк» учителем)

— Какие еще незнакомые непонятные слова вы услышали?

Работа над содержанием текста по вопросам

— Кто герои сказки?

— Кто вам понравился? Почему?

— Кто был у хозяина? Как ее звали?

— Что предложил волк собаке?

— Осуществился план волка и собаки?

— Как зажил Серко у хозяина?

— Какая главная мысль І части сказки?

(Делать добро, нести радость, взаимопомощь, дружба, внимание, заботливость)

Чтение І части текста сказки учащимися по абзацам

— по ролям

— дословный пересказ

— соотношение картинки и текста

Физкультминутка для глаз.

Итог:

— Что мы делали?

— Чему учит эта сказка? (Доброте и взаимопониманию)

Игра: «Доскажи словечко»

  1. На уроках, мы, ребятки,

Отгадали все… (загадки)

  1. Мы не щелкали орешки

А читали на уроках

Интересные … (потешки)

  1. Не спеши катать салазки

А послушай лучше … (сказки)

— Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

— Чему учат сказки?

Что в этой сказке вымысел, а что правда? В сказках происходят такие превращения, которых на самом деле не было и быть не может. В сказках «Добро вознаграждается, а зло наказывается»

— Как начинается сказка?

— Как закончилась І часть сказки?

— Какие слова вам запомнились? Понравились?

Я предлагаю Вам тест:

  1. Кем написано произведение

а. А. С. Пушкин

б. Народ

в. К. Чуковский

  1. Кто главный герой сказки

а. Медведь

б. Собака

в. Хозяин

  1. Что сделал хозяин?

а. Поймал рыбу

б. Прогнал собаку

в. Поймал волка

  1. Как называется произведение с которым вы сегодня познакомились?

а. Собака и волк

б. Волк и собака

в. Собака и хозяин

Пословицы:

Сказка ложь, да в ней намек.

Как аукнется, так и откликнется.

Добро вознаграждается, а зло наказывается.

Оценки: с комментариями (подойдите с дневниками)

Д/з: 1. Читать, работать над содержанием І части сказки.

  1. Читать дополнительные народные сказки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here