В.Г. Волошина, учитель-логопед МБОУ «СОШ с УИМ №15» г.Магадан.
Групповое логопедическое занятие в 1 классе с ФФНР по теме:
«Буква Бб. Звуки [ Б]-[Б’]».
Цель: познакомить детей с буквой Бб, согласными звуками [б] – [б’], с нормой артикуляции изучаемых звуков; учить дифференцировать звуки [б] — [б’] изолированно, в слогах и в словах, развивать навыки словообразования, закреплять навыки слогового, фонематического анализа и синтеза, навыки работы с предложением, текстом.
Способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, памяти, внимания, зрительно – пространственной ориентировки, мелкой моторики, умению читать слоги, слова, предложения с буквой Б.
Воспитывать любознательность, интерес к учебной деятельности.
Оборудование: символы для обозначения звуков; «сигналы светофора –синий, зеленый; буква Бб печатная, письменная; звуковая линейка; зеркала по количеству детей; «слоговое дерево – сосна»; карточки со слогами; предметные картинки; набор слов; текст; слоговая таблица; компьютер, экран, проектор, фрагменты презентации.
Ход занятия:
Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение и начнем наше занятие. Садитесь.
— Сообщение темы занятия: «Сегодня мы будем работать с новой буквой и ее звуками».
Отгадайте загадки:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотела,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка).
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белочка).
С какого звука начинается слово «бабочка», «белочка»? (Ответы детей).
Кто догадался о какой букве будем говорить? (О букве Б).
— Взяли зеркала, произнесите звук [Б ].
Работаем по алгоритму:
— Губы сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;
— Расстояние между зубами и положением языка зависит от следующего за звуком [Б ] гласного;
— Воздушная струя встречает преграды: мешают губы, зубы, язык. Значит звук согласный;
— Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются в результате чего образуется голос. Значит он звонкий.
В слове бабочка первый звук [Б] – он согласный, звонкий, твердый. Символ – синий цвет.
В слове белка первый звук [Б’] – он согласный, звонкий, мягкий. Символ – зеленый цвет.
— Игра «Два светофора». Звуки [ Б] –[ Б’] хотят перейти дорогу, помогите им.
— Б, Н, Т, Б, Б’, В, Л, З, С, Б, Б’,
— Ба, то, не, бу, бя, са, би, бы, бё,
— бусы, бил, буквы, бал, балет, билет, бег, бор.
Каким звукам помогали переходить дорогу? Чем отличаются звуки?
— Что обозначает слово «бор»? (сосновый лес)
— В бору наши друзья щенок Бимка и большая собака Барбос искали слова со звуками [Б] – [Б’]. Помогите им: назовите место звуков в слове ( начало, середина, конец).
Картинки: рубанок, кубик, береза, голубика, воробей, голуби, облепиха, брусника.
— Какие слова помогли найти Бимке и Барбосу? (Со звуками [Б] – [Б’]). Что общего у этих звуков, чем отличаются?
— Бимка маленький щенок расскажите ему сколько слогов и звуков в его слове кличке. Один ученик работает у доски. Дети – за столами. Ребенок проводит слого-звуковой анализ слова Бимка. Бимка узнал сколько слогов и звуков в его кличке.
— Звуки мы произносим и слышим. На письме звуки, какой буквой будем обозначать? (Буквой Б).
Показ печатной и письменной буквы.
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
— В каком ряду на ленте букв стоит буква Б? (В первом ряду.)
— Гимнастика для глаз:
Вдаль посмотрим и под ноги
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно
Ну а дальше – будь здоров!
— Пальчиковая гимнастика:
Собирайтесь звери в стаю,
Я вас всех пересчитаю:
Серый волк, лиса, барсук,
Куцых зайцев сорок штук.
И другой народец верный:
Галок, соек и ворон.
Ровным счетом миллион.
— Запишем в тетрадь заглавную и строчную букву, чередуя их. (Пишем до конца рабочей строчки, расстояние между буквами с пальчик).
— Согласные буквы образуют слоги? ( Нет).
— Какие буквы образуют слоги? (Гласные).
Читаем слоговую таблицу. Развивать зрительно-пространственную ориентировку. Дети читают. ( Начинаем читать со слога БА в верхнем левом углу).
2 клетки вправо
3 клетки вниз
1клетка вправо
3 клетки влево
2 клетки вниз
3 клетки вправо
4 клетки вверх
3 клетки влево
БО | БУ | БЫ | |
БЯ | БЁ | БЮ | БИ |
АБ | ОБ | УБ | ЫБ |
БАБ | БОБ | БУБ | БЫБ |
БА | БЫ | БУ | АБ |
БО | БУБ | БИ | БИБ |
Что прочитали? (слоговую таблицу).
— Что можно составить из слогов? (Слова). В сосновом бору выросла волшебная сосна. Вместо шишек на ней выросли слоги. Собери слоги, составь слова (шуба, бусы, кобра, бублик, дубы, береза, бегемот, рябина). Слайд №1.
— Из чего вы составляли слова? (из слогов).
—Динамическая пауза:
Дети утром рано встали.
За грибами в лес пошли.
Собирали, собирали,
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята.
Наклоняйтесь к ним ребята.
Наклоняйся раз, два, три.
И в лукошко набери.
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех.
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
Три часа в лесу бродили.
Все тропинки исходили.
Утомил всех долгий путь.
Дети сели отдохнуть.
— Что можно составить из слов? (Предложение).
-Что выражает предложение? (Законченную мысль).
— Слова перепутались, переставьте их так, чтобы они подружились.
бору, бегает, в, Бимка. ( Бимка бегает в бору.) Слайд №1,2.
Запишем предложение. Повторим правило написания предложения.
Дети пишут, а затем читают его.
О ком говорится в предложении? (Дети отвечают).
— Что можно составить из предложений? (рассказ, текст).
— Предлагаю прочитать текст:
Грибники.
Боря и Барбос пошли в бор за грибами. Они шли – боровик нашли. Барбос грибы искал. Борис их в корзину клал.
— Как звали Борину собаку?
— Куда пошли грибники?
— Кто искал грибы?
(Будет время дам задание ребятам: найти и подчеркнуть букву Б в словах одной чертой.
ИТОГ: С какой буквой работали на занятии?
Что знаем о букве Б? (обозначает звуки [б]-[б’]).
Что общего у них?
Чем отличаются?
Кому было трудно?
Что больше всего получалось на занятии?
Вам понравилось занятие?
Вы очень постарались. Спасибо вам большое за занятие.
Молодцы!