В.Г. Волошина, учитель-логопед МБОУ «СОШ с УИМ №15» г.Магадан.

Групповое логопедическое занятие в 1 классе с ФФНР по теме:

«Буква Бб. Звуки [ Б]-[Б’]».

Цель: познакомить детей с буквой Бб, согласными звуками [б] – [б’], с нормой артикуляции изучаемых звуков; учить дифференцировать звуки [б] — [б’] изолированно, в слогах и в словах, развивать навыки словообразования, закреплять навыки слогового, фонематического анализа и синтеза, навыки работы с предложением, текстом.

Способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, памяти, внимания, зрительно – пространственной ориентировки, мелкой моторики, умению читать слоги, слова, предложения с буквой Б.

Воспитывать любознательность, интерес к учебной деятельности.

Оборудование: символы для обозначения звуков; «сигналы светофора –синий, зеленый; буква Бб печатная, письменная; звуковая линейка; зеркала по количеству детей; «слоговое дерево – сосна»; карточки со слогами; предметные картинки; набор слов; текст; слоговая таблица; компьютер, экран, проектор, фрагменты презентации.

Ход занятия:

Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение и начнем наше занятие. Садитесь.

Сообщение темы занятия: «Сегодня мы будем работать с новой буквой и ее звуками».

Отгадайте загадки:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотела,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка).

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белочка).

С какого звука начинается слово «бабочка», «белочка»? (Ответы детей).

Кто догадался о какой букве будем говорить? (О букве Б).

— Взяли зеркала, произнесите звук [Б ].

Работаем по алгоритму:

— Губы сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;

— Расстояние между зубами и положением языка зависит от следующего за звуком [Б ] гласного;

— Воздушная струя встречает преграды: мешают губы, зубы, язык. Значит звук согласный;

— Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются в результате чего образуется голос. Значит он звонкий.

В слове бабочка первый звук [Б] – он согласный, звонкий, твердый. Символ – синий цвет.

В слове белка первый звук [Б’] – он согласный, звонкий, мягкий. Символ – зеленый цвет.

Игра «Два светофора». Звуки [ Б] –[ Б’] хотят перейти дорогу, помогите им.

— Б, Н, Т, Б, Б’, В, Л, З, С, Б, Б’,

— Ба, то, не, бу, бя, са, би, бы, бё,

— бусы, бил, буквы, бал, балет, билет, бег, бор.

Каким звукам помогали переходить дорогу? Чем отличаются звуки?

— Что обозначает слово «бор»? (сосновый лес)

В бору наши друзья щенок Бимка и большая собака Барбос искали слова со звуками [Б] – [Б’]. Помогите им: назовите место звуков в слове ( начало, середина, конец).

Картинки: рубанок, кубик, береза, голубика, воробей, голуби, облепиха, брусника.

— Какие слова помогли найти Бимке и Барбосу? (Со звуками [Б] – [Б’]). Что общего у этих звуков, чем отличаются?

Бимка маленький щенок расскажите ему сколько слогов и звуков в его слове кличке. Один ученик работает у доски. Дети – за столами. Ребенок проводит слого-звуковой анализ слова Бимка. Бимка узнал сколько слогов и звуков в его кличке.

Звуки мы произносим и слышим. На письме звуки, какой буквой будем обозначать? (Буквой Б).

Показ печатной и письменной буквы.

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

— В каком ряду на ленте букв стоит буква Б? (В первом ряду.)

Гимнастика для глаз:

Вдаль посмотрим и под ноги

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро

Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно

Ну а дальше – будь здоров!

— Пальчиковая гимнастика:

Собирайтесь звери в стаю,

Я вас всех пересчитаю:

Серый волк, лиса, барсук,

Куцых зайцев сорок штук.

И другой народец верный:

Галок, соек и ворон.

Ровным счетом миллион.

Запишем в тетрадь заглавную и строчную букву, чередуя их. (Пишем до конца рабочей строчки, расстояние между буквами с пальчик).

— Согласные буквы образуют слоги? ( Нет).

— Какие буквы образуют слоги? (Гласные).

Читаем слоговую таблицу. Развивать зрительно-пространственную ориентировку. Дети читают. ( Начинаем читать со слога БА в верхнем левом углу).

2 клетки вправо

3 клетки вниз

1клетка вправо

3 клетки влево

2 клетки вниз

3 клетки вправо

4 клетки вверх

3 клетки влево

БА

БО

БУ

БЫ

БЯ

БЁ

БЮ

БИ

АБ

ОБ

УБ

ЫБ

БАБ

БОБ

БУБ

БЫБ

БА

БЫ

БУ

АБ

БО

БУБ

БИ

БИБ

Что прочитали? (слоговую таблицу).

Что можно составить из слогов? (Слова). В сосновом бору выросла волшебная сосна. Вместо шишек на ней выросли слоги. Собери слоги, составь слова (шуба, бусы, кобра, бублик, дубы, береза, бегемот, рябина). Слайд №1.

— Из чего вы составляли слова? (из слогов).

Динамическая пауза:

Дети утром рано встали.

За грибами в лес пошли.

Собирали, собирали,

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята.

Наклоняйтесь к ним ребята.

Наклоняйся раз, два, три.

И в лукошко набери.

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех.

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

Три часа в лесу бродили.

Все тропинки исходили.

Утомил всех долгий путь.

Дети сели отдохнуть.

Что можно составить из слов? (Предложение).

-Что выражает предложение? (Законченную мысль).

— Слова перепутались, переставьте их так, чтобы они подружились.

бору, бегает, в, Бимка. ( Бимка бегает в бору.) Слайд №1,2.

Запишем предложение. Повторим правило написания предложения.

Дети пишут, а затем читают его.

О ком говорится в предложении? (Дети отвечают).

Что можно составить из предложений? (рассказ, текст).

— Предлагаю прочитать текст:

Грибники.

Боря и Барбос пошли в бор за грибами. Они шли – боровик нашли. Барбос грибы искал. Борис их в корзину клал.

— Как звали Борину собаку?

— Куда пошли грибники?

— Кто искал грибы?

(Будет время дам задание ребятам: найти и подчеркнуть букву Б в словах одной чертой.

ИТОГ: С какой буквой работали на занятии?

Что знаем о букве Б? (обозначает звуки [б]-[б’]).

Что общего у них?

Чем отличаются?

Кому было трудно?

Что больше всего получалось на занятии?

Вам понравилось занятие?

Вы очень постарались. Спасибо вам большое за занятие.

Молодцы!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here