Мозжегорова Стелла Александровна

МАОУ СОШ№4,г.Новый Уренгой

Учитель начальных классов

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе.

Тема: Звуки Ч-Щ

Цель: Дифференциация звуков Ч-Щ

Задачи:

Образовательные:

-учить дифференцировать звуки занятия в слогах, словах, предложениях и тексте;

-формировать навыки работы с обобщениями, со словами – паронимами, навыки слогового анализа и синтеза; закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу, навыки слогообразования при помощи суффиксов, согласования прилагательных с существительными в словосочетаниях и предложениях;

Коррекционно-развивающие:

-развивать логическое мышление, зрительную память, внимание и воспитание;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Ход урока.

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Определение темы. Назовите лишние слова и определите шипящие согласные.

Сформулировать тему и записать на доске.

Арт. гимнастика, упр. на дыхание, для глаз.

Сравнительная характеристика звуков Ч-Щ

Развитие фонематического восприятия

Знакомство с героями занятия

Дифференциация звуков в слогах

Дифференциация звуков в словах

Физминутка

Дифференциация звуков в тексте

Итог

Оценка работы детей

2

1

2

2

1

2

2

1

2

2

2

4

2

— Здравствуйте, ребята.

Выделите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.

-скрипка, клещи, баян, гармонь (инструмент);

— бельчонок, зайчонок, щенок, тигрёнок (домашнее животное);

-зонтик, лётчик, домик, бантик (одушевлённый предмет);

-груша, чеснок, яблоко, виноград (овощ);

— нос, глаза, рот, щёки (форма множественного числа)

-Когда вы выбрали слово, надо доказать почему это слово, а не другое.

— А какая тема нашего урока?

— А теперь выполним упражнения:

1. «Лопатка»

2. «Качели»

3. «Маляр»

4. «Грибок»

5. «Чашечка»

6. «Варенье»

— Упражнение на дыхание. (вдох и выдох)

-Давайте пропоем гласные звуки.

— Ребята, давайте охарактеризуем звук Ч и Щ.

Звук [Ч]. губы округлены и слегка выдвинуты,  вперёд,  зубы  на расстоянии  друг от друга, кончик языка  и  его спинка  образуют  смычку  с бугорком,  эта  смычка переходит  в щель  между  ними,   воздушная  струя короткая, тёплая,  голоса нет, звук  согласный, глухой, всегда мягкий.

Звук  [Щ] –губы округлены слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель, воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет, звук  согласный, мягкий,  всегда глухой.

-Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?

-[Ч] -и  [Щ]-согласные, глухие, всегда мягкие, разное положение языка, воздушная струя  у  звука [Ч] – короткая, разное положение зубов.

-Молодцы, ребята.

— А теперь давайте, выделим ч-щ звуки из ряда звуков, слогов и слов:

— изолированно: ч,ш,щ,ть,к,ц,ч,щ,ш,щ,ч

— в слогах: ча, ща, що, ач, чу, щу, щи, чи

— в словах: чай, щи, цифра, шить, щит, чей, шутить, щурить, шарить

— Ребята, в пещере живет чудовище, а у него в лапах сокровище. Вы хотите увидеть сокровище? А для этого надо пройти некоторые испытания. Итак ,приступим. Первое, что нам встретится на пути- это дремучий лес. А для того, чтобы его пройти надо выполнить задания.

— Вы должны из списка слов выбрать слова, которые отвечают на вопрос кто. (лещ, хищник, щегол, ящер, мяч, бородач, врач, грач, трубач)

— Второе испытание, которое нам встретиться – это волшебная шкатулка.

— В этой шкатулке слова. Вам надо поменять одну букву и у вас получиться другое слово.

1. Чадить- щадить

2. Щётки-чётки

3. Пчёлка-щёлка

4. Помощь-помочь

5. Горячий- горящий

Села пчёлка на цветок, пьёт она душистый мёд.

— Третье препятствие, которое нам встретится на пути- это болото.

— Составьте слова. ( чугун, почта, бочка, щука, щётка, щенок)

— Четвёртое препятствие- это горы. А чтобы пройти горы, надо выполнить задание. А для этого надо образовать уменьшительно- ласкательные слова(Платок – платочек, ведро – ведёрочко, поплавок — поплавочек, плавник – плавничок, хвост – хвостище, фартук – фартучек, скамейка – скамеечка, доска – дощечка, морковка – морковочка, лук – лучок).

— И вот мы добрались до пещеры, но чтобы в неё зайти надо выполнить задание. Вставить буквы в слова. (ручка, щука, свеча, чаща, щёчки, щёточка, часовщик)

— Молодцы. А теперь нас ждёт самое сложное задание. Мы должны открыть замок, а для этого надо вставить пропущенные буквы и прочитать текст.

Щеглы – это маленькие  красивые птички. Они  умеют красиво петь, поэтому их  называют  певчими  птицами. У щегла длинный тонкий  клюв и острые  коготки. Щеглы селятся  в светлых лиственных  лесах.  Но любят   они и сады, и парки рядом  с человеческим  жильём. Пища   щеглов-  семена  деревьев,  особенно берёзовые  и осиновые,  а  также  семена  чертополоха. Щеглы  вьют  свои  гнёзда  высоко   на  ветвях  деревьев,  а  щеглята  вылупливаются  из  красивых  голубых  яиц  с  тёмными  пятнышками  и  штрихами.  Осенью  собираются  щеглы  в  большие  стаи  и  кочуют  в  продолжение  всей  зимы по  тёплым  местам.

— Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы нашли сокровище.

-А вам понравилось путешествие?

-Чему мы сегодня научились?

— Сравните звуки Ч-Щ?

— Чем различаются звуки Ч-Щ?

-Какие были лишние слова в начале урока?

-Молодцы, ребята. Урок закончен.

Дети выбирают слова.

Звуки Ч-Щ

Дети выполняют упражнения

Дети дают характеристику звуков.

Отвечают на вопрос

Дети выполняют задания

Дети выбирают нужные карточки со словами

Дети выполняют упражнение устно

Выполняют физминуту

Выполняют упражнение у доски

Выполняют упражнения

Выполняют упражнения

Выполняют упражнения (читаю)

Отвечают на вопросы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here