Мозжегорова Стелла Александровна
МАОУ СОШ№4,г.Новый Уренгой
Учитель начальных классов
Конспект группового логопедического занятия в 1 классе.
Тема: Звуки Ч-Щ
Цель: Дифференциация звуков Ч-Щ
Задачи:
Образовательные:
-учить дифференцировать звуки занятия в слогах, словах, предложениях и тексте;
-формировать навыки работы с обобщениями, со словами – паронимами, навыки слогового анализа и синтеза; закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу, навыки слогообразования при помощи суффиксов, согласования прилагательных с существительными в словосочетаниях и предложениях;
Коррекционно-развивающие:
-развивать логическое мышление, зрительную память, внимание и воспитание;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Ход урока.
время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Организационный момент
Определение темы. Назовите лишние слова и определите шипящие согласные.
Сформулировать тему и записать на доске.
Арт. гимнастика, упр. на дыхание, для глаз.
Сравнительная характеристика звуков Ч-Щ
Развитие фонематического восприятия
Знакомство с героями занятия
Дифференциация звуков в слогах
Дифференциация звуков в словах
Физминутка
Дифференциация звуков в тексте
Итог
Оценка работы детей | 2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
2
4
2
| — Здравствуйте, ребята. Выделите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее. -скрипка, клещи, баян, гармонь (инструмент); — бельчонок, зайчонок, щенок, тигрёнок (домашнее животное); -зонтик, лётчик, домик, бантик (одушевлённый предмет); -груша, чеснок, яблоко, виноград (овощ); — нос, глаза, рот, щёки (форма множественного числа)
-Когда вы выбрали слово, надо доказать почему это слово, а не другое.
— А какая тема нашего урока?
— А теперь выполним упражнения: 1. «Лопатка» 2. «Качели» 3. «Маляр» 4. «Грибок» 5. «Чашечка» 6. «Варенье» — Упражнение на дыхание. (вдох и выдох) -Давайте пропоем гласные звуки.
— Ребята, давайте охарактеризуем звук Ч и Щ. Звук [Ч]. губы округлены и слегка выдвинуты, вперёд, зубы на расстоянии друг от друга, кончик языка и его спинка образуют смычку с бугорком, эта смычка переходит в щель между ними, воздушная струя короткая, тёплая, голоса нет, звук согласный, глухой, всегда мягкий. Звук [Щ] –губы округлены слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель, воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет, звук согласный, мягкий, всегда глухой. -Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются? -[Ч] -и [Щ]-согласные, глухие, всегда мягкие, разное положение языка, воздушная струя у звука [Ч] – короткая, разное положение зубов. -Молодцы, ребята.
— А теперь давайте, выделим ч-щ звуки из ряда звуков, слогов и слов: — изолированно: ч,ш,щ,ть,к,ц,ч,щ,ш,щ,ч — в слогах: ча, ща, що, ач, чу, щу, щи, чи — в словах: чай, щи, цифра, шить, щит, чей, шутить, щурить, шарить
— Ребята, в пещере живет чудовище, а у него в лапах сокровище. Вы хотите увидеть сокровище? А для этого надо пройти некоторые испытания. Итак ,приступим. Первое, что нам встретится на пути- это дремучий лес. А для того, чтобы его пройти надо выполнить задания. — Вы должны из списка слов выбрать слова, которые отвечают на вопрос кто. (лещ, хищник, щегол, ящер, мяч, бородач, врач, грач, трубач)
— Второе испытание, которое нам встретиться – это волшебная шкатулка. — В этой шкатулке слова. Вам надо поменять одну букву и у вас получиться другое слово. 1. Чадить- щадить 2. Щётки-чётки 3. Пчёлка-щёлка 4. Помощь-помочь 5. Горячий- горящий
Села пчёлка на цветок, пьёт она душистый мёд.
— Третье препятствие, которое нам встретится на пути- это болото. — Составьте слова. ( чугун, почта, бочка, щука, щётка, щенок)
— Четвёртое препятствие- это горы. А чтобы пройти горы, надо выполнить задание. А для этого надо образовать уменьшительно- ласкательные слова(Платок – платочек, ведро – ведёрочко, поплавок — поплавочек, плавник – плавничок, хвост – хвостище, фартук – фартучек, скамейка – скамеечка, доска – дощечка, морковка – морковочка, лук – лучок).
— И вот мы добрались до пещеры, но чтобы в неё зайти надо выполнить задание. Вставить буквы в слова. (ручка, щука, свеча, чаща, щёчки, щёточка, часовщик)
— Молодцы. А теперь нас ждёт самое сложное задание. Мы должны открыть замок, а для этого надо вставить пропущенные буквы и прочитать текст. Щеглы – это маленькие красивые птички. Они умеют красиво петь, поэтому их называют певчими птицами. У щегла длинный тонкий клюв и острые коготки. Щеглы селятся в светлых лиственных лесах. Но любят они и сады, и парки рядом с человеческим жильём. Пища щеглов- семена деревьев, особенно берёзовые и осиновые, а также семена чертополоха. Щеглы вьют свои гнёзда высоко на ветвях деревьев, а щеглята вылупливаются из красивых голубых яиц с тёмными пятнышками и штрихами. Осенью собираются щеглы в большие стаи и кочуют в продолжение всей зимы по тёплым местам.
— Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы нашли сокровище. -А вам понравилось путешествие? -Чему мы сегодня научились? — Сравните звуки Ч-Щ? — Чем различаются звуки Ч-Щ? -Какие были лишние слова в начале урока? -Молодцы, ребята. Урок закончен. |
Дети выбирают слова.
Звуки Ч-Щ
Дети выполняют упражнения
Дети дают характеристику звуков.
Отвечают на вопрос
Дети выполняют задания
Дети выбирают нужные карточки со словами
Дети выполняют упражнение устно
Выполняют физминуту
Выполняют упражнение у доски
Выполняют упражнения
Выполняют упражнения
Выполняют упражнения (читаю)
Отвечают на вопросы |