ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23»
Открытое индивидуальное логопедическое занятие
по теме «Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т]»
Учитель-логопед
Рожкова Ирина Николаевна
2014 год
Обучающаяся:
Ученица 2 «А» класса Рудоманенко Кристина. Диагноз: Двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени. Состояние после кохлеарной имплантации.
Правосторонняя кохлеарная имплантация от 09.06.2011г.
Слухопротезирована имплантом Nucleus – 500
Тема: Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д – Т].
Цель занятия: Автоматизация звука [Ч] слогах, словах. предложениях. Дифференциация звуков [Д – Т].
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах, предложениях.
2. Формировать навыки дифференцированного произношения звуков [Д-Т] на речевом материале, включающем эти звуки.
Коррекционно-развивающие:
1. Продолжить работу над речевым дыханием, слитностью, ударением, темпом речи.
2. Развивать фонематический слух, cлуховое восприятие, внимание, память, мышление.
3. Развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Воспитательные:
-
Воспитывать положительный эмоциональный настрой.
-
Воспитывать контроль за собственной речью.
-
Воспитывать интерес к занятиям, используя при этом игровые приемы, компьютерные технологии.
Оборудование:
-
Картинки для артикуляционной гимнастики.
-
Презентация «Автоматизация звука /Ч/ в слогах, словах, предложениях.
-
Чудесный мешочек.
-
Профили артикуляции звуков [Д-Т].
-
-
Карточки слогов.
-
Картинки на звуки [Д-Т].
-
Карточки с заданиями.
-
Атрибуты почтальона (сумка, одежда, письма)
-
Поощрительные фишки-буквы.
План урока
-
Организационный момент.
-
Основная часть
-
Артикуляционная гимнастика
-
Работа с профилем звука [Ч].
-
Изолированное произнесение звука [Ч].
-
Автоматизация звука [Ч/ в слогах, словах, предложениях
-
Чтение слогов со звуком [Ч]
-
Назови картинки, где есть звук [Ч].
-
Подбери картинки к словам.
-
Составь предложения по картинкам.
-
Зарядка для глаз.
-
Игра «Чудесный мешочек»
-
Дифференциация звуков [Д-Т].
-
Работа над профилями звуков [Д-Т].
-
Проговаривание слогов.
-
Сюжетно-ролевая игра с почтальоном.
-
Работа с карточками по дифференциации звуков [В-Ф] в словах.
-
Игра «Звук заблудился»
-
Составление словосочетаний.
-
Работа над предложениями.
III. Подведение итогов урока. Оценивание работы ученика.
Ход занятия
Речь учителя | Речь и действия ученика | |
I.
| Организационный момент | |
| -Здравствуй, Кристина.. —Как ты слышишь? — У нас сегодня гости. Поздоровайся. Будь внимательна. Старайся говорить хорошо, правильно. — За каждое задание ты получишь букву. В конце занятия у тебя получится слово.
| — Добрый день, И.Н.. -Я слышу хорошо. — Добрый день. — Я буду хорошо говорить. |
II. | Основная часть |
|
1. | Артикуляционная гимнастика
| |
| — Будем делать гимнастику (с опорой на картинки). Грибок», «Чашечка», «Маляр», «Дятел», «Лопаточка», «Лошадка».
|
Выполняет под счёт.
|
2. | Работа над профилем органов артикуляции(слайд 2)
| |
| — Будешь говорить хорошо звук Ч. — Что ты будешь делать? — Посмотри на картину. — Расскажи про звук /Ч/. Где находится язык, когда мы произносим звук /Ч/? — Звук /Ч/ говорим с голосом или без голоса? — Произнеси кратко звук /Ч/ (слайд 3) |
— Я буду говорить хорошо звук Ч.
— Вверху
— Без голоса — Ч, ч, ч, ч, ч |
3. | Автоматизация звука /Ч/ в слогах, словах, предложениях
| |
1) | (слайд 4) — Говори тихо: АЧ, ОЧ, УЧ, ИЧ, ЕЧ. -Говори громко: ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ -Говори медленно: АЧА, ЕЧО, УЧИ, ОЧЕ. Говори быстро: ЧКА, ЧПО, ЧВА |
Повторяет слоги |
2) | Назови картинки, где есть звук /Ч/. (слайд 5)
|
Грач, мяч, девочка, веточка, речка ,очки, чулки, бочка |
3) | Подбери картинки к словам. (слайд 7) Послушай: Красивая девочка. Большой мяч. Дубовая бочка. Чёрный грач. Розовые чулки. Глубокая речка. | Красивая девочка. Большой мяч. Дубовая бочка. Чёрный грач. Розовые чулки. Глубокая речка.
|
4) | Составь предложения по картинке (слайд 8)
— Какой звук мы повторяли? |
Мальчик плачет. Девочка читает. Девочка поймала бабочку. — Мы повторяли звук /Ч/. |
3. | Зарядка для глаз (по Базарному) |
|
4. | Игра «Чудесный мешочек» — Будем играть. Что это? -Кристина, что там? — Кристина, там буквы. Найди их. Какие буквы ты нашла? — Будем повторять звуки Д и Т. |
— Мешочек. — Я не знаю.
— Д, Т. |
5. | Дифференциация звука [Д-Т] | |
1. | Работа над профилями (Приложение 1 ) — Будем повторить звуки [Д] и [Т]. — Посмотри внимательно в зеркало, на рисунки и найди профили звуков [Д] и [Т]. Расскажи про эти звуки. |
|
2. | Дифференциация звуков в слогах
Скажи слитно, с ударением (на одном выдохе)
тадатада
тадатадатада
тадатадатадатада
— Будем играть. Если услышишь звук Д – хлопни, Т – топни. Да, та, ту, ди, та, ду, то
|
|
3. | Дифференциация звуков [Д -Т] в словах — Послушай слова. Повтори. Покажи картинку. Соедини картинку с нужным звуком: Телефон, карандаш, стол, тетрадь, конфета, дверь, — Послушай: Телефон, дерево, стол, дверь.
Дерево, телефон, стол, дверь.
|
(Слушает, называет услышанное слово, показывает картинку, определят звук) |
4. | Почтальон — Добрый день. Я почтальон. — Вот письмо. — До свидания. |
— Добрый день
— Спасибо. |
5. | Игра «Вставь буквы» — Вставь буквы Д или Т. (Карточка №2) Посу__а, ве__ер, __етрадь, __ом, |
|
6. | Соедини слова: (Карточка №3)
Ветер (какой?) старый Утро (какое?) жёлтое Дедушка (какой) холодный Ягода (какая?) доброе Одеяло (какое?) сладкая — Послушай: Холодный ветер, доброе утро, старый дедушка, сладкая ягода. |
|
7. | Работа над предложением (Карточка №4) — Закончи предложения Мама моет … . Дети собирают … . Мальчик рисует … . Девочка рисует цветными … .
|
… ветка.
… трава.
|
VII. | Подведение итогов | |
| — Кристина, какое слово у тебя получилось? -Ты сегодня молодец. Вот тебе смайлик Занятие окончено, можешь идти. | -Молодец!
|
* — Подчеркнутый речевой материал предлагается учащемуся на слух.
Использованная литература
О. И. Крупенчук, Т.А. Воробьева “Исправляем произношение”. Санкт-Петербург, 2010;
Тарасова А.В. “Упражнения на каждый день”. М.-2008;
Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь “Звуки [Ч]” . М.-2005;
Ушакова О.С. “Занятия по развитию самостоятельной речи”. М.-2010;
Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. “Логопедические игры”. М.-2010;
Гомзяк О.С. “Говорим правильно в 6-7 лет”. М.-2009;
Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь “Звуки [В]-[Ф]” . М.-2005;
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. “Хлоп-топ” (нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми). М.-2009.
Селютина М.Н., учитель-логопед