Конспект логопедического занятия для группы детей с ФФНР. 2 класс.
Учитель-логопед ВКК
Буркова Галина Салимгареевна,
Гимназия № 212 «Екатеринбург — Париж»,
г. Екатеринбург, 2014 г.
Тема: Ударные и безударные гласные в корне.
Цели:
1.Коррекционно-образовательные:
— показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции;
-тренировать в подборе проверочных слов;
-закрепить умения составлять словосочетания, предложения, писать тексты со словами с безударными гласными.
2. Коррекционно-развивающие:
— развивать общую моторику и пространственную координацию;
— развивать моторику пальцев рук (координация, переключение);
— развивать голос (осознанную подачу силы голоса);
-развивать кинестетические ощущения от положения органов артикуляции;
-развивать зрительную и слуховую память;
-развивать абстрактное мышление.
3. Коррекционно-воспитательные:
— развитие навыка самоконтроля;
— развитие навыка аккуратного письма;
— развивать сознательное отношение к учебной деятельности.
Оборудование: гласные буквы, вырезанные из картона, разной величины, карточки с заданиями, материал для развития общей моторики и пространственной ориентировки, мяч.
Ход урока
Содержание | Примечания | |
| — Назовите гласные первого и второго ряда. — Дайте характеристику гласным звукам (ударный или безударный). . . . . _ ______ А АОУ А АОУ . . . . . . ___ _______ АО А О У И АО АОУИ |
«точка»- звук произносится на твёрдой атаке, коротко. «тире»- звук тянется плавно |
| 1 — Определить на ощупь данную в руки ученика букву по её контуру: А, О, И, У, Е, Я, Э -Определить «лишнюю» букву в ряду: О, А, У, Ж, Э, ы. (Ж –согласный звук) |
Можно «написать» на руке, на спине ученика своей рукой |
| — Сегодня мы вспомним правило написания безударных гласных в словах и потренируемся в проверке безударных гласных в словах. |
|
| -Вспомните правило о проверке безударных гласных в словах: Безударный тихий гласный: Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука. Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья. Слуху вы не доверяйте! Удареньем проверяйте! — Прочитайте слова. Перенесите ударение на безударную гласную. Запишите ударный слог. Спишите слова. Вода, во.., во… Зима, зи.., зи.. . Река, ре.., ре.. . — Спишите слова: трава — травинка, травушка, травы, травянистый. Почему не все эти слова являются проверочными? — Тренировка в подборе проверочных слов с перекидыванием мяча. Один — много: стена- стены, сосна- сосны, гроза, страна, плечо, ядро, коза, вода; Вчера – сегодня: платил –платит, просил- просит, плясал, носил, вязал, чертил, тащил; Много – один: дела- дело, ряды -ряд, грибы, поля, снега,…. Сегодня – вчера: везёт- вёз, цветёт- цвёл, пасёт, метёт, плетёт,… — Спишите слова, вставляя пропущенную букву. Поставьте ударение. Родина- р-дной, страны – стр-на, воды- в-да, реки- р-ка, росы- р-са, белый- б-лить. |
Слова написаны на доске
Небольшой мяч
Игра с мячом
Слова написаны на доске |
| — Упр. с проговариванием: Гряда, цена, скала, весна, Коза, стрела, стена, сосна, Проверить надо все слова. Ты будь внимательным, мой друг, В словах есть безударный звук! | Встают, при перечислении слов руками в разные стороны показывают, затем «грозят пальцем» |
| 2
Составьте словосочетания, изменив слова по смыслу. Подберите проверочные слова к первым словам словосочетаний. Высокая (сосны) – высь, высокие сосны; Зелёная (травы) – зелень, зелёные травы; Морские (бой) – Степная ( травы)- Цветущие (сад)- —Устно можно составить предложение с каждым словосочетанием . |
Сначала устная работа, затем письменная. |
| — Составить предложения со словосочетаниями. Обязательно проанализировать лексическое значение слов. Запевает в хоре – запивает молоком Отворил дверь — отварил картофель Слезал с крыши – слизал варенье Сыро в лесу – метил в лису Сад увядал – охотник увидал | Анализ значений слов обязателен, особенно, если есть дети с ОНР |
| — Как проверить безударную гласную в словах «вода», «трава»? — Какое правило надо знать для этого? — Как проверить безударную гласную в корне слова? |
|
| Оценивается работа на занятии ( активное участие в ответах, работа у доски, аккуратность работы в тетради), отдельно и дополнительно ставится оценка за поведение на занятии. | Может быть больше 10 баллов за занятие – две пятёрки ( за поведение и за работу на занятии) |
| -Итак, занятие окончено. До свидания. |
|
Дополнительные тренировочные упражнения по данной теме:
-
Подберите только те слова, которые являются проверочными к выделенным словам:
— садовый – посадить, посадка, сады, садик, садовник;
— лесистый – лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы;
— лиса – лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька;
— снежок — снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник;
— Почему не все родственные слова являются проверочными?
2. Вставить безударную гласную в корне. Доказать, что это нужная буква, подобрав проверочное слово. Сначала повторить правило проверки безударных гласных в корне слова.
3
М.ряк- (море), тр.пьё –(тряпка),
С. лач- (сила), в.ренье –(варит),
Н. члег- (ночь), д.брота –(добрый),
Ст.рик – (старый), м.рщинка – (морщить),
Х. трец – (хитрый), с.лонка- (соль).
3. Выписать из предложений парами однокоренные слова, поставить ударение, безударные гласные подчеркнуть. Списать предложения, вставляя безударные гласные.
Образец: час-часы
Объяснить, почему одно слово является проверочным для другого.
Целый час я решал задачу. Наши ч.сы идут верно. Ветер надул парус. Корабль подн.л п.руса. У больного поднялся жар. Дедушка сегодня болен.
С.довник осмотрел посадки. В. ренье варят в т.зах. Налей воды в таз.
4. По цепочке у доски. Найти безударную гласную в слове, проверить её, подобрав несколько проверочных слов. Поставить ударение в проверочных словах.
Например, кормушка-корм, кормит, подкормка.
Боец, снеговик, часовой, скрипач, топить, глотать, шагать, блестеть, вредить, клевать, свистеть, глазной, мясной, ночной, грибной и др.
5. К данным словам подобрать родственные слова, которые отвечают на вопрос — Что делал? Записать слова парами. Подчеркнуть безударные гласные в словах.
Образец: кОсит — косил
Ходит, тащит, точит, хвалит, носит, катит, кормит, ловит, варит, бросить.
4