«Природа человеческих способностей»
Конспект психологического тренинга в 8 классе
Голубова Татьяна Григорьевна,
педагог-психолог
высшей категории
ГБС(К)ОУ общеобразовательная школа № 8 VIII вида
г. Ейска Краснодарского края
Цель: дать понятие о способностях человека, позволяющих успешно справляться с любым делом.
Задачи: пополнить знания учащихся о механизме развития способностей, активизировать интерес и мотивацию к обучению, коррегировать убеждения, что все зависит от врожденной способности, развивать различные способности, формировать позитивное мышление.
Оборудование: кубики с надписями способностей, лего деревья и башни, пословицы о способностях , умении и мастерстве, высказывания известных людей.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1 Приветствие. Здравствуйте, я рада вас видеть и хочу, чтобы вы показали свою взаимовыручку и передали обруч, не разжимая рук.
2. Для разогрева ( давайте прохлопаем осенний дождь) и я назову кого больше всех в классе люблю, те и садятся.
3. Сегодня мы будем говорить о природе человеческих способностей.
Интервью в разные стороны: (красный мяч) «Я хорошо умею…», «У меня не получается…» (синий мяч). Это происходит, т.к. мы имеем разные способности. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, с одинаковыми обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы говорим способностях. Это же понятие используется нами , когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки, Что же такое способности? Способности — высокий уровень развития каких-то знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности и применение на практике. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных: восприятие, память, мышление, способность к общению.
4.Упражнение «Построим город». На углы ставятся башенки, между ними дети кладут по 5 кубиков с названиями человеческих способностей и поясняют: художественные, музыкальные, певческие, строительные, языковые, танцевальные, игровые, кулинарные, математические, инженерные, конструкторские, к общению, технические, швейные, литературные, творческие, хозяйственные, спортивные, эстетические, дизайнерские, учебные.
(Можно упражнение «Рыбалка»:самодельной удочкой с магнитом вылавливают рыбок со скрепками и написанными пословицами о способностях , умении и мастерстве, высказываниями известных людей.
Важны задатки и воля человека. Высшие, культурно обусловленные способности, свойственные лишь человеку: художественные (чувство вкуса), музыкальные (слух), лингвистические, математические, инженерные (конструкторские). Важны биологические задатки, а также условия и обстоятельства его жизни. Развитие способностей у человека идет по спирали, опираясь на знания и опыт (обучение чтению).
5. Психогимнастика: надуваем шар, винт, рубка дров….
6. Сейчас мы будем тренировать свои способности. Упражнение «Лунная походка»
Упражнение «Выразительная походка». Нужно проявить артистизм и изобразить походку человека, который
— оказался совсем один ночью в глухом лесу — купил себе ботинки на размер меньше
— со всей силы пнул коробку, а в ней оказался кирпич. Остальные угадывают.
7. Упражнение «Живой прибор». Выявляем талант к пародированию. Надо как можно точнее изобразить бытовые приборы: — утюг – будильник — телефон. Остальные должны угадать.
8.Упражнение «Расскажи стихотворение». Наша Таня… Идет бычок…
— шепотом, — с максимальной громкостью, — с пулеметной скоростью, — со скоростью улитки, — как робот, — как иностранец.
9. Упражнение «Отгадай слово». 1 отворачивается, а остальным на карточке показать по одному слова: весна, радость, новый год, стеснение… Учащиеся объясняют жестами или словами, не называя его.
10. Развиваем литературные способности: упражнение «Буриме» . Нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким:-конь-гармонь-огонь-ладонь; -бег-снег-век-человек; -стакан-карман-обман-пан. Придумать слова на -ок, на -ый
11. Составляем кроссворд (или из одного – много других, коротких). МИЛИЦИОНЕР. САМООБРАЗОВАНИЕ, КОЛЕНОМОРЕПЕРЕХОДЕЩЕНСКИЙ.
12.Упражнение «Волшебный Вилли». Художественные способности: передается пластилин, каждый лепит, другие угадывают.
14. Рефлексия. –какими способностями может обладать человек? –чему вы научились от ваших близких? –что у вас появилось от школы? –всегда ли вы занимались делом к которому имели способности? –способности и интерес стоят рядом или далеко?
15. Прощание. Гладим соседа и желаем добра.
Список использованной литературы
-
Федосенко Е.В. «Психологическое сопровождение подростков», СП-б., «Речь», 2011
-
Шепелева Л.Н. «Программы социально-психологических тренингов», СП-б., «Питер», 2008
-
Истратова О.Н.,Эксакусто Т.В. «Справочник по групповой психокоррекции», Р-н-Дон, «Феникс», 2011
-
Ильин Е.П. «Психология индивидуальных различий» СПб., 2004.