Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Балашова Саратовской области»

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

___________/Муратова Т.В../

Протокол №____     

от« »__________2014___г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________/Максимова Л.А./

Протокол №_____

от « » _____________2014___г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ СОШ №3

        _________/ЗенкевичЛ.А./

                             

Приказ №______

от « » ________2014__г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОЗОЖ

8 класс

Разработана: Муратовой Т.В., учителем первой квалификационной категории

2014 — 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Рабочая программа составлена на основе:

-Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г. по биологии, экологии, физической культуры, обществознания.

— Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной.

— рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области.

-учебного плана МОУ СОШ №3 г. Балашова,

-основной образовательной программы МОУ СОШ №3 г. Балашова.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы развивающего образования, направленные на формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь, что соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования и социальному заказу участников образовательного процесса:

а) личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б)культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);

в) деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, креативный принцип).

Основные идеи курса ОЗОЖ:

— интеграции учебных предметов (ОЗОЖ, экология, биология, физическая культура, история); гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников; личностной ориентации содержания

образования; пробуждение у пятиклассников интереса и развития доверия к самому себе, на понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера; формирование у учащихся нового отношения к своему здоровью на уровне установок, навыков и умений; формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетентностей: в общении, познавательной деятельности).

Данный учебный курс актуален в настоящее время, так как у школьников наблюдается ухудшение физического и психического здоровье, растет число соматических заболеваний, нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.В этих условиях курсу «Основы здорового образа жизни» отводится особая роль по подготовке подростков к взрослой жизни.

Цель курса: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Задачи курса: Предметно-информационные: формирование у школьников знаний о взаимосвязи компонентов природы; формирование у учащихся системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния своего физического и психического здоровья;способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с различными источниками знаний, наблюдать и описывать природные и социальные объекты и явления, сравнивать их, вести наблюдения в природе и за жизнедеятельностью человека;создать условия для формирования у учащихся компетентностей: здоровьесберегающей, познавательной деятельности, ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданской.

Деятельностно-коммуникативные: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы; развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, художественных произведений, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика; развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения психологических, правовых, семейных, медицинских проблем, стремления к распространению знаний о здоровом образе жизни и личному участию в практических делах по сохранению жизни своей и окружающих.

Ценностно-ориентированные: возникновение потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение своего здоровья, ответственного отношения к окружающей среде как фактору здоровья, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, в процессе выполнения творческих и работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

В 8 классе на реализацию курса «Основы здорового образа жизни» согласно базисному учебному плану из регионального компонента выделено 35 учебных часа (из расчёта 1 ч/нед.).

Данная программа курса «Основы здорового образа жизни» даёт обобщённые представления о жизненном пути личности. Предполагается ввести учащихся 8 класса в мир этических, психологических, правовых, медико-гигиенических понятий через установление общих признаков становления личности.

Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний опорно-двигательной и иммунной систем, правовой грамотности и других способов самосовершенствования.

Ожидаемый результат изучения курса «Основы здорового образа жизни» в 8 классе направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения собственного здоровья. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические тесты, творческие и практические работы, исследования, сообщения, проекты.

С целью поддержания и стимулирования учебной мотивации школьников, поощрения их активности и самостоятельности, расширения возможностей обучения и самообучения, а также развития навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся планируется ввести современную эффективную форму оценивания – портфолио работ. Это собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в исследованиях конкурсах, конференциях.

Содержание программы предполагает изучение вопросов этики, морали, психологии, социологии, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме бесед, тематических игр, дискуссий, практических занятий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (компьютерное оборудование, проектор,), наглядных пособий (таблиц, схем, плакатов) проведение индивидуальных и групповых консультаций с психологом.

Согласно данной рабочей программе курс «Основы здорового образа жизни» состоит из пяти блоков: этический, психологический, правовой, семьеведческий, медико-гигиенический.

8 класс «Все начинается с любви» (1 час в неделю, всего-35 часа)

Этический блок (6 часов)

Понятие любви. Любовь, как этическое понятие

Религиозные учения о сущности любви.

Христианство, как основа русской культуры. Христианское понимание любви.

Психологический блок (8 часов)

Мотивы межличностных отношений, Свобода выражения чувств. Способы расслабления. Умение слушать собеседника. Представление об идеалах. Проблемы в отношениях с людьми.

Эмоции человека. Симпатия, дружба, влюбленность, любовь.

Правовой блок (6 часов)

Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное на-падение, изнасилование и т.д.).

Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения.

Болезнь, как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Инфекционные заболевания. Ответственность за заражение заболеваниями.

Семьеведческий блок (6 часов)

Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов. Объективные и субъективные предпосылки конфликтов в семье: изменение общественных процессов и их влияние на характер семейно-брачных отношений; проблемы соотношения домашнего и общественного труда; изменение положения женщин в обществе; жилищные и материальные трудности; уровень притязаний супругов и их реализация в браке. Причины возникновения конфликтных си-туаций: недостаток культуры общения, эмоциональная отчужденность, интимная дисгармония, вредные привычки, различие установок супругов на разделение домашних обязанностей; бытовые неурядицы; различие взглядов и убежде-ний супругов; борьба за лидерство.

Пути разрешения конфликтов: взаимопонимание; компромисс; сопереживание; обоюдная забота; единство целей и средств в воспитании детей; эмоциональное переключение, тактичность, принципиальность, уступчивость.

Помощь семье: факультеты семейно-бытовой культуры, консультации «Брак и семья», телефоны доверия, центры планирования семьи.

Медико-гигиенический блок (8 часов)

Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации.

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика. Утомление и переутомление. Нетрадиционные методы оздоровления. Лечение музыкой, камнем, цветом.

Итоговый урок (резерв) (1 час)

Учебно – тематическое планирование

по ОЗОЖ

Класс 8

Количество часов 35

Всего:

в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков 0,

тестов 0 ч.

Наименование темы

Кол-во часов по теме

Количество контрольных работ

Количество практических работ

1

Этический блок

6

2

Психологический блок

8

3

Правовой блок

6

4

Семъеведческий блок

6

5

Медико-гигиенический блок

8

6

Итоговый урок (резерв)

1

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать: любовь, как этическое понятие; об религиозных учениях о сущности любви; виды межличностных отношений; правила поведения в опасных для жизни ситуациях; понятие конфликта; о значении профилактики вредных привычек; правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.

Учащиеся должны уметь: владеть навыками обеспечения личной безопасности в повседневной жизни; делать собственный индивидуальный выбор отношения с миром; владеть навыками поведения при возникновении чрезвычайные ситуации техногенного характера;. вести профилактику инфекционных заболеваний; применять в своей жизни способы пути разрешения конфликтов: взаимопонимание; компромисс; сопереживание; обоюдная забота; единство целей и средств в воспитании детей; эмоциональное переключение, тактичность, принципиальность, уступчивость; работать с дополнительной литературой и другими источниками знаний; проводить исследования в соответствии с задачами, объяснять результат; проводить анкетирование и обрабатывать анкетные данные, делать выводы; излагать свои мысли по вопросам формирования здорового образа жизни;

Формируемые ключевые компетентности:

— компетентность здоровьесбережения: знаний и соблюдений норм здорового образа жизни, знание опасности, курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании; знание и соблюдение правил личной гигиены; физическая культура человека;

личностные компетенции, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  • метапредметные компетенции, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

  • предметные компетенции, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Список литературы

Основы здорового образа жизни: Программа для средних классов общеобразовательных учреждений и методически рекомендации для учителя. /О.П. Аккузина, Ю.И. Буланый, Т.В. Кобзева и др. – Саратов: Слово, 2001. – 98 с.

Здоровый образ жизни. Рабочая тетрадь для учащихся 5-6-х классов./ М.Ю. Михалина, М.В. Лысогорская, М.А. Павлова. – Саратов: Добродея, 2009. – 64 с.

Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1990. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27-37.

Вообрази себе: поиграем — помечтаем. М.: Центр «Эйдос», 1990.

Газман О. Педагогика свободы. Педагогика необходимости // Учительская газета. 13 мая 1997.

Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотерапии. М.; Л., 1967.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1987..

Гребенщиков И. В. Семья: воспитательные возможности. М., 1985.

Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: 1987.

Дополнительное образование в области христианской культуры, морали и этики. Опыт, проблемы, решения.М., 1993.

Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 54-62.

Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 86-92.

Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти.// Вопросы психоло­гии. 1995. № 1. С. 41-45.

Заика Е.В., Лаптушко Г.Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников // Во­просы психологии. 1997. № 4. С. 58-62.

Зимбардо Ф. Застенчивость. СПб.: Питер-пресс, 1996.

Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1992.

Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Учебн. пособие к спецкурсу. Л., 1969.

Казанский О.А. Игры в самих себя. М.: Роспедагентство, 1995.

Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям М., 1994.

Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 98-107. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Киев, 1989. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. Макеев Т. А..

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Пер. с англ. / Под ред. Г.А.Ягодина М.: Прогресс, Пангея. 1993. Моисеев Н.Человек и ноосфера М.: Молодая гвардия. 1990. Мы живем среди людей. Кодекс поведения М.: 1989.

Проблемы гуманизации дополнительного образования детей и формирование нравственных отношений в семье 1995.

Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991.

Розанов В.В. Основы учения об окружающей среде. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1984..

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: 1990.

Руководство практического психолога. М.: 1995.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1993.

Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Дубна: Феникс, 1997.

Словарь по этике. М.: Изд-во политической литературы, 1963.

Смолка Е. Правила хорошего тона. М.: Прогресс, 1980.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1995.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here