Открытый урок для родителей по литературе в 7 классе
Тема урока: « Произведения русской классической литературы 19 века»
Обобщающий урок по пройденным темам.
ФИО учителя: Самсонова Е.В.
Цель урока: повторить и обобщить изученное по произведениям русской литературы 19 века; развивать умение рассуждать и приводить доказательства своей мысли, своей точки зрения, мотивируя примерами из прочитанных литературных произведений; воспитание любви к чтению.
Оборудование: иллюстрации исторических событий: «Полтавская битва», «Восстание декабристов», портреты А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова, раздаточный материал, плакат «Виды рифмы».
Ход урока.
-
Организация класса.
— Русская литература 19 века представлена именами выдающихся поэтов и писателей, чьё творчество широко известно как в нашей стране, так и за её пределами. Многие произведения, прочитанные нами в 7 классе, являются шедеврами мировой литературы. Сегодня мы попытаемся повторить и обобщить изученное на уроках литературы в разделе «Литература 19 века».
Каждый из вас будет работать, выполняя различные задания, набирая жетоны за правильные ответы. Тот, кто наберёт наибольшее количество баллов, получит звание «Знатока русской литературы 19 века».
-
Задание №1 «О ком эти строки?»
-
О нём В.А. Жуковский сказал: «Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение!» Этот поэт в 1811 году поступает в только что открывшийся Царскосельский лицей. Его лицейские друзья: Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг.
( А.С.Пушкин)
-
В. Г. Белинский об этом писателе сказал: «…Не пишет, а рисует: его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их». Он автор 3 знаменитых сборников: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести».
( Н.В.Гоголь)
-
Жизнь этого поэта обрывается также трагически. Дуэль с Мартыновым 27 июля 1841 года лишила русскую литературу ещё одного выдающегося поэта. (М.Ю.Лермонтов)
-
Недавно данному поэту исполнилось 190 лет со дня рождения. Ему принадлежат строки:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
(Демонстрация портретов данных писателей и поэтов)
-
Задание № 2 «Литература и история».
— Литература курса 7 класса рассматривает произведения, тесно связанные с историческими событиями. Давайте это докажем.
— Скажите, какому историческому событию посвящёно произведение.
1. Стихотворение А.С.Пушкина «Полтава»
(Полтавской битве, война между русскими и шведами)
2. Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
(Борьбе украинского народа против польских ляхов за независимость Украины).
3. Поэма Н.А.Некрасов «Русские женщины».
( Восстание декабристов).
-
Задание № 3 «Внимательный ли ты читатель?»
— Вспомним рассказ Тургенева «Бирюк». В нём писатель употребил много диалектных и устаревших слов.
— Что такое диалектные слова?
— Устаревшие слова?
— Попытайтесь объяснить значение следующих слов. (Раздаточный материал)
Словарная работа.
Бирюк — (волк)
Засов — (дверной запор в виде задвижки)
Лучина — (тонкая сухая щепка для освещения или растопки)
Люлька — (подвесная колыбель)
Плетень — (изгородь из сплетённых прутьев и ветвей)
Понурить голову — (уныло склонить плечи и голову)
Вожжи — (часть упряжи)
-
Задание № 4 «Я люблю читать стихи».
— Вы любите читать стихи? Докажите это. Вспомните и прочтите изученные вами стихотворения.
( 2-3 учащихся)
-
Задание № 5 «Анализ стихотворения».
-
Терминологическая работа.
— Объясните понятия: рифма, строка, строфа.
— Назовите известные вам средства выразительности.
— Дайте их определения.
(Эпитет, метафора, олицетворении, сравнение, гипербола, антитеза, инверсия).
-
Работа с раздаточным материалом.
— Прочтите стихотворение.
— Определите, какой рифмой оно написано.
— Назовите виды рифмы.
— Сколько строф в стихотворении?
— Сколько строк в каждой строфе?
-Какие средства выразительности использовал М.Ю.Лермонтов?
Молитва.
В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
-
Задание № 6 «Блиц – опрос».
— Что такое псевдоним?
— Какие писатели им пользовались?
— Что такое хамелеон?
— Кто в рассказе Чехова является хамелеоном?
— Какое средство выразительности использовал Салтыков – Щедрин в отрывке:
«.. мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»?
— Кому Некрасов посвятил первую часть поэмы «Русские женщины»: Екатерине Трубецкой или Марии Волконской?
— За что Тарас Бульба убил своего сына?
— Кем был Калашников?
— Что такое автобиографическое произведение?
— Назовите авторов и автобиографические произведения, прочитанные нами.
— Поясните, что такое трилогия.
— Назовите известные вам трилогии.
— Чем отблагодарили генералы мужика за заботу и спасение в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
— Что такое юмор в литературе?
— Что такое сатира?
— Приведите примеры сатирических произведений А.П.Чехова.
VIII. Поведение итогов.
— Кто стал «знатоком русской литературы 19 века»?
Молитва.
В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Словарная работа. Объясните значение слов.
Бирюк —
Засов —
Лучина —
Люлька —
Плетень —
Понурить голову —
Вожжи —
Какому историческому событию посвящается произведение?
Борьба украинского народа против польских ляхов за независимость Украины.
Правление Ивана IV
Полтавская битва
Восшествие на престол Ивана Грозного
Восстание декабристов