Государственное учреждение
«Средняя школа имени Н. Островского»
Бородулихинского района
Восточно- Казахстанской области
Конспект
РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
«Поощрения и наказания»
подготовила учитель начальных классов
средней школы имени Н. Островского
Сидорина Светлана Валерьевна
Родительское собрание
«Поощрение и наказание»
Цели:
-
Актуализация сложившихся представлений о семье, ее роли в жизни человека, особенностях семейных взаимоотношений.
-
Определение причин конфликтов, возникающих между детьми и родителями.
-
Определение конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций, особенностей адекватного выражения своих чувств и переживаний.
-
Развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.
-Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать нас в стенах нашей школы. Сегодня мы проводим родительское собрание на тему «Поощрение и наказание» (Слайд 1)
I. Проблемная ситуация.
— Подумайте, что же самое главное на Земле?
— Если задуматься, то приходишь к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Любовь к ребёнку, к мужу, к матери, к отцу… Всё остальное, как бы оно ни было красиво и важно — одежда, мебель, деньги, машины, успех в делах, лишь прилагается к главному — к семье, в которой царят любовь, нежность, милосердие.
Когда все в твоём доме любят друг друга, то поневоле общаются так, чтобы попытаться остальных сделать также любящими и счастливыми. Всё начинается с семьи, дома – и ДОБРО и ЗЛО. Там формируется личность и закладываются основы отношения к миру, нормы поведения, мотивация в жизни.
II. Отгадывание ребуса: «7Я» (Слайд 2)
-Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи.
III. Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах» (Слайд 3 и 4)
-Уважаемые папы и мамы! Внимательно посмотрите на изображённые мимические позы лица и ответьте на следующие вопросы:
-С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
-С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?
-Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами? (рисуют родители)
IV. Тест для родителей: (Слайд 5, 6, 7, 8)
-Есть ли у вашего ребенка детская комната? Да-5 нет-1
-Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день? Да-5 нет-1
-Терпите ли вы, когда он капризничает? Всегда-5 иногда-3 нет-1
-Умеете ли вы прощать своему ребенку? Да-5 иногда- 3 никогда-1
-Пользуетесь ли вы телесными наказаниями? Часто-1 иногда-3 нет-5
-Хотели бы вы, чтобы ребенок с вами всем делился? Да-1 иногда-3 нет -5
— Ваш ребенок послушен? Всегда-5 иногда-3 нет-1
-Если запрещаете, объясняете причину? Да-5 иногда-3 нет-1
-Требуете ли вы исполнения всех обязанностей, которые считаете его? Всегда-5 иногда-3 нет -1
-Следите ли вы за специальной пед. литературой? Да-5 иногда-3 нет-1
Ответы:
10-23 балла Боимся, что вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время не измените методы воспитания вполне возможно, что ваш ребенок будет постоянно вас огорчать или замкнется.
24-37 баллов. Ваши взгляды в основном правильны. Тем не менее, вам необходимо проявить большую заботу о ребенке. В противном случае у вас, в конце концов, возникнут проблемы в отношениях.
38-50 баллов. Вы заслуживаете большой благодарности как способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства, любви к ребенку. А это важно.
V. Обсуждение с родителями притчи о перевернутом камне.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина — на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности — в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведем с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт.
Гармония в семейном общении достигается через уважение и любовь. Проявить любовь к ребенку можно при помощи пяти проявлений любви.
VI. Работа родителей в группах. (Слайд 9)
Прошу родителей объединиться в группы и написать пять проявлений любви к детям со стороны родителей.
Слова поощрения (Слайд 10)
—Свою любовь мы можем выразить, поддерживая друг друга словами. Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь — во власти языка». Похвала, благодарность и ободряющие слова всегда помогут вам выразить любовь.
Время (Слайд 11)
—Вместе проводить время — это значит отдавать кому-то свое внимание. Когда вы чем-то занимаетесь вместе, у вас появляются общие воспоминания, которые станут неисчерпаемым источником радости.
Подарки (Слайд 12)
—Подарки — это зримые символы любви. Подарок можно взять в руки и сказать: «Он подумал обо мне» или «Она меня вспомнила». Ведь чтобы сделать кому-то подарок, вы должны думать о нем. Неважно, сколько денег вы потратили. Главное — вы подумали о человеке. Дорога именно ваша мысль, которая отразилась в подарке.
Помощь (Слайд 13)
—Помогать — это значит делать что-то для другого. Помогая, вы стараетесь угодить, выражаете любовь. Важно, чтобы помощь была своевременной. Помогайте тогда, когда вы видите необходимость в помощи. Никогда не отказывайте, если вас просят о помощи.
Прикосновения (Слайд 14)
-Ни для кого не секрет, что прикосновения — это один из способов выразить любовь. Исследования подтверждают, что младенцы, которых часто берут на руки, обнимают и целуют, развиваются физически и эмоционально быстрее, чем те, кто подолгу остается один. Мудрые родители знают, как нужна детям ласка. Прикоснуться к телу ребенка — это значит прикоснуться к его душе, а оттолкнуть его — это значит отдалиться.
VII. Памятка родителям первоклассников (Слайд 15)
1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.
2. «Уроки задают тебе, ты их и делай», — заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.
3. «Ну, что нам сегодня задано?» — спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться.
4. Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.
5. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.
6. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.
7. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.
VIII. Школа – это не страшно! (Слайд 16)
I X. Несколько советов о поощрениях (Слайд 17, 18, 19, 20)
Наказание и поощрение как основные методы воспитания, преследуют конечную цель — благо ребенка.
И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой.
Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности, т. д.
Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят.
X. Правила наказания детей. (Слайд 21, 22)
XI. Родители, помните! (Слайд 23, 24, 25, 26)
-Помните! Ребёнок – самая большая ценность в нашей жизни. Поэтому чужих детей не бывает. Все дети – наши! Так кому, как не всем нам, беречь будущее нации, будущее страны?!
XII. Вручение свитков. (Слайд 27)
Свод законов, с помощью которых можно преодолеть
трудности в поведении ребёнка.
Закон 1. Нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила
поведения терпеливо и постепенно.
Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно
быть много.
Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие
с важнейшими потребностями ребёнка.
Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны
быть едиными.
Закон 5. Запреты и требования должны разъясняться ребёнку.
Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и
доброжелательным тоном.
В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребёнка в семье.
Успехов Вам в воспитании!
Благодарю за внимание!
Литература:
1. В помощь классному руководителю. – Мн.: ООО «Классико – принт», 2003.
2. Классному руководителю. Учебно – методическое пособие. /Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001.
3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002.