Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия города Гурьевска Калининградской области
Конспект урока для 4 класса
Обучение чтению с использованием кейс – метода.
Подготовила учитель немецкого языка
Князева Елена Владимировна
2011 г.
Тема урока: Обучение чтению с использованием кейс – метода.
Цели урока :
-
Развивать умения и навыки при работе с аутентичным текстом.
-
Повышать степень самостоятельности и самодеятельности учащихся в учебном процессе.
-
Развивать творческий потенциал учащихся.
-
Выработать умение работать в группе, умения сотрудничества и взаимодействия.
-
Актуализировать имеющийся лексический запас, создать новый лексический запас, используя языковую догадку и жизненный опыт учащихся.
Ход урока.
Дети заходят в класс, на столе лежат конфеты двух разных цветов, каждый берёт конфету одного цвета и садится за стол, где лежит конфета того же цвета. Так они делятся на группы. На столах лежат также путевые листы с заданиями для данной группы
Guten Tag, meine junge Freunde, setzt euch, bitte. Wir haben heute ganz besondere Aufgabe. Aber zuerst möchtet ihr darüber sprechen wie heißt das Thema unserer Stunde, worüber sprechen wir heute. Macht die Augen zu. (звучит тихая музыка)Vorstellt euch. Wir gehen durch den Wald. Das Wetter ist gut. Die Sonne scheint warm. Die Natur beginnt zu erwachen. Die Luft ist frisch und sauber. Die erste Blumen beginnen zu blühen. Sie heißen Schneeglöckchen. Sie sind weiß, wie der Schnee.
Macht die Augen auf. Sagt mir, bitte. Worüber sprechen wir heute. Wie heißt das Thema unserer Stunde.
(дети называют свои варианты, о чём пойдёт речь на уроке до тех пор, пока не прозвучит слово весна или цветы)
Ja, wir sprechen heute über den Frühling und die Blumen. Auf den Tischen liegen die Aufgaben für die Gruppen. Jede Gruppe soll alle Aufgaben machen. Nachdem eine Gruppe hat ihre Aufgabe gemacht, geht ein Junge oder ein Mädchen zu diesem Tisch und nimmt andere Aufgabe. Jetzt arbeitet, bitte. Ihr könnt mir verschiedene Fragen stellen. (Дети работают в группах над текстом, который поделён на две логические смысловые части. Каждая группа работает над одной из частей и выполняет задания. Каждая группа должна выполнить все задания, а в конце урока представить свою работу для обсуждения:
а. рассказать о нарисованном животном, почему именно оно символизирует весну
б. назвать существительные, прилагательные, глаголы, цвета, символизирующие весну
с. представить своё окончание текста, 2 предложения).
-1-
Путевой лист №1
Отрывок текста №1: Im Winter schlafen alle Blumen unter der kalten Erde. Sie schlafen viele Monate. Eines Tages hat Frau Sonne gesagt: „ Meine lieben Sonnenkinder, geht auf die Erde und weckt alle Frühlingsblumen. Es ist schon Zeit. Es ist warm. Der Schnee hat getaut. Aber die Erde ist noch nicht schön, grau und schwarz. Der Frühling will nicht kommen, er mag die braune Farbe nicht“. Die Sonnenkinder laufen auf die Erde. Sie wissen, wo die
Schneeglöckchen unter der Erde schlafen. Die Sonnenkinder wärmen, wärmen und wärmen die Erde. Die Schneeglöckchen beginnen zu erwachen. Sie zeigen ihre Köpfchen, dann die Händchen und die Röckchen. Sie sind weiß wie der Schnee. „Oh, sollen wir schon aufstehen? Die Sonne scheint so warm! Die Sonnenkinder sagen: „Liebe Schneeglöckchen, weckt die anderen Blumen. Läutet mit den Glöckchen. Wir haben Angst, dass der Frühling zu uns nicht kommt“.
Задания к тексту.
Aufgaben zum Text:
-
Lest, bitte, den Text.
-
Malt ein Tier in bunten Farben. Das Tier soll den Frühling symbolisieren.
-
Welche Assoziationen habt ihr zum Wort Frühling? (Substantive)
-2-
Путевой лист №2
Отрывок №2: Die Schneeglöckchen laufen in den Garten: „Kling – klang, kling – klang! Liebe Narzissen, liebe Krokusse, liebe Tulpen, macht eure Augen auf. Zeigt eure Köpfchen, eure Händchen, eure Röckchen. Sie sind weiß wie Schnee, gelb wie Sterne, rot wie Sonne. Auf! Auf! Mit den Glocken laufen die Schneeglöckchen weiter auf die Wiese. „Gänseblümchen, macht die Augen auf. Zeigt eure Händchen, eure Köpfchen, eure Röckchen. Es ist so warm, so lustig auf der Erde. Die Sonne scheint zärtlich. Die Biene singen laut. Auf! Auf! Kling-klang! Kling-klang!“ Die Schneeglöckchen laufen weiter in den Wald. „ Liebe Veilchen, macht eure blauen Augen auf, zeigt eure Händchen, eure Köpfchen, eure Röckchen. Sie sind blau wie der Himmel. Kling-klang! Kling-klang!“ Die Schneeglöckchen laufen weiter und weiter. Alle Frühlingsblumen haben die Augen aufgemacht …
Задания к тексту.
Aufgaben zum Text:
-
Lest, bitte, den Text.
-
Welche Adjektive, Verben und Farben können den Frühling symbolisieren?
-
Schreibt den Text bis zu Ende. Nur ein Paar Sätze.
-
Adjektive
Verben
Farben
-3-
Окончание урока.
Alle sind fertig. Wir diskutieren jetzt. Bitte, die erste Gruppe. (на уроке, который был проведён мною в 4 классе, первая группа выбрала символом весны кошку, вторая собаку. Оба животных получились очень яркими, красочными, в ярких весенних юбочках).
Ich möchte euch sagen, dass unsere Frühlinge sehr schön und bunt sind. Ihr wählt auch viele Substantive, Adjektive, Verben und Farben, die den Frühling symbolisieren. Vielen Dank für eure Arbeit. Und endlich antwortet auf meine Frage: „Welche Frühlingsblumen erwachen im Frühling?“
Wir können jetzt einen Film über den Frühling sehen. (В конце урока, для релаксации я приготовила небольшой клип с весенними картинками под музыку Ванессы Мей).
Пояснительная записка.
Кейс – технология.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была применена в Гарвардской школе бизнеса в 1908 году. 1920 году был издан первый сборник кейсов. В России метод кейсов называют ещё методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами.
Кейс – технология – это технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Метод ситуационного анализа – самый распространённый метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте уже могут описываться осуществлённые действия, принятые решения для анализа их целесообразности. Кроме текста учащиеся могут получить и вопросы к нему: В чём заключается проблема? Каковы причины её возникновения, указанные в тексте? Как вы можете объяснить возникшие трудности? И т. д. Ситуативные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего.
Метод инцидента. Особенность этого метода в том, что учащийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, в школе, на производстве. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время – это может быть дом. заданием. На первом этапе дети получают сообщение и вопросы к нему, на втором этапе они индивидуально или в группах находят пути выхода из ситуации. Третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.
Метод ситуационно – ролевых игр. Цель метода в том, чтобы в виде инсценировки создать правдивую историческую, психологическую, правовую и т. д. ситуацию, а затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Ролевая игра – это способ расширить опыт участников анализа, предъявляя им неожиданную ситуацию, в которой предлагается принять определённую роль, а затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению. Основное отличие ролевых игр в том, что ученику даётся не только описание ситуации, но и инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать, какие интересы отстаивать.. Таким образом, ролевая игра – это игра, по заданному сценарию, который требует знакомства с материалом ситуации и вхождение в заданный образ, перевоплощения.
Метод разбора деловой корреспонденции. Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации, пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения ( можно включать документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбрать нужную информацию) и вопросы, которые помогают найти решение.
Игровое проектирование. Цель метода – создание или совершенствование объектов. Здесь лучше работать группами, разрабатывая свой проект. Это могут быть исследовательские, поисковые, творческие, прогностические или аналитические проекты. Например, прогностический. Задание: разработать идеальную модель будущего: какой будет наша страна в 3000?
Метод дискуссии. Дискуссия – обмен мнениями по какому либо вопросу. К интенсивным методам обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Литература.
-
Устинова Т.Б. «Кейс – технология как условие активной самостоятельной работы студентов колледжа» festival @1september .ru
-
Будько А.Ф. «Немецкий язык» для 2-4 классов, Минск, ООО «Оракул», ТОО «Харвест», 1997
-
Кейс метод, Википедия