Предмет: Развитие психомоторики и сенсорных процессов

ТЕМА: «Различение предметов по форме, величине и размерам» (1 класс)

Тип урока: урок формирования умений и навыков

ЦЕЛИ:

1. Формировать умение называть, различать, подбирать и сравнивать предметы по цвету, форме и размерам.

2. Корригировать различные виды восприятия, мышление на основе упражнений в узнавании, различении, обобщении, сравнении, анализе, синтезе.

4. Воспитывать мотивацию к учению.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • интерактивная доска

  • презентация Power Point

  • картинки разного цвета

  • наглядность к играм «Подарки для куклы», «Расставь фигуры по местам»

структурные моменты урока и их содержание

Назначение, цели включения в урок упражнения

1. ОРГ. MOMЕНТ

1. Проговаривание стихотворения:

Если прозвенел звонок, начинается урок.

Мы друг другу улыбнёмся, за работу мы возьмёмся

2. Артикуляционная гимнастика

Выполнение упражнений

— «Улыбка»: Тянем губы прямо к ушкам,

Чтоб понравиться лягушкам

— «Трубочка»: Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну

— «Лопатка»: Язычок широкий, гладкий,

И похожий на лопатку.

— «Часики»:

Язычок старается, как маятник качается,

Вправо, влево, вот так, тик-так, тик-так.

3. Упражнение для пальцев рук: «Мячики», «Замочек», «Шарик», «Прогулка», «Пальчики здороваются», «Потирание ладоней»

II. Основная часть

  1. Постановка проблемной ситуации

Мальвина попросила Буратино прийти к ней в гости с треугольным синим флажком. Как вы думаете, выполнил ли он задание Мальвины? Почему? Давайте ему поможем.

  1. Сообщение темы и целей урока

Сегодня будем учиться различать цвет, форму и размер предметов.

  1. Повторение и уточнение названий цветов

Чтение учителем стихотворения, отыскивание уч-ся на парте предметов такого же цвета.

Загорелся красный свет,

Значит всем проезда нет

-Нужно подождать немножко,

Говорит котенку кошка

Вот оранжевый, красивый

Цвет подарит апельсинам,

Мандаринам и хурме

Что еще?.. Расскажешь мне?

Отчего красиво тут?

Одуванчики цветут –

Как желтые цыплятки

У курочки хохлатки

Вот зеленая лягушка

На кувшинке греет брюшко,

Зеленеет в речке ряска,

Ну, не жизнь, а просто сказка!

Море синее без края,

В нём живёт дельфинов стая

Тёмно-синий небосвод —

Звёзды водят хоровод

Коричневая шуба, коричневые уши

Не боится мишка стужи

Любит кушать сладкий мед

Мишка мед у пчел берет

Под стройною березою

Спит поросенок розовый

Он отдохнет, проснется

И солнцу улыбнется.

Ходит бродит серый волк

И зубами щелк да щелк

Гнался волк за серым зайкой

Зуб поранил острой палкой

  1. Коррекционная игра «Четвёртый лишний»

Детям предлагается подумать и назвать предмет, который не подходит к другим по цвету

  1. Коррекционная игра «Воздушные шары»

К каждому шарику надо подобрать ниточку такого же цвета.

  1. Коррекционная игра «Подарки для куклы»

Один уч-ся подбирает подарки зелёного цвета, а второй – розового. Какие предметы остались? Почему?

  1. Работа над понятиями «большой», «маленький» с использованием иллюстративного материала.

  2. Коррекционная игра «Пирамидка»

Задание: собери пирамидку

Цель: Закрепление умения определять и сравнивать величину и цвет предметов.

  1. Физминутка для глаз

Задание: следить глазами за фигурами на экране

  1. Отгадывание загадок по цветовому признаку

Он нам дарит сок томатный,

Вкусный, нежный, ароматный.

Любит солнышко синьор —

Красный спелый … (помидор)

В Новый год красавица

Всем ребятам нравится.

Шарики, звезда, иголки

У зеленой стройной …(ёлки)

Я оранжевый зверек,

Шубка тёплая, как грелка,

Хвостик мягкий, как пушок,

Я — старательная … (белка)

  1. Уточнение названий основных фигур

Чтение учителем стихотворения, называние фигур хором

Самолёт летит по небу,

Треугольное крыло,

На моём велосипеде

Треугольное седло.

Есть такой предмет, угольник,

И всё это – треугольник.

Дала мне мама шоколад,

Я дольку отломил –квадрат.

И стол – квадрат, и стул – квадрат.

И на стене плакат – квадрат.

Квадрат – четыре стороны,

Все стороны его равны.

Это круг, и это круг,

Много есть кругов вокруг.

Солнце круглое и мяч,

Круглый обруч и калач.

А как нарисовать овал?

На помощь брата я позвал.

Брат пришёл и мне сказал:

Ты столько раз его видал!

В ванной зеркало – овал,

Овал и блюдо, и яйцо.

У меня овальное лицо!

Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой? …(прямоугольник).

  1. Коррекционная игра «Подбери по форме»

Уч-ся надо закрыть фигуры картинками такой же формы.

  1. Коррекционная игра «Назови только те геометрические фигуры, которые есть в путанице»

  1. Коррекционная игра «Назови всё, что не круглое»

  1. Коррекционная игра «Расставь фигуры по местам»

Цель: закрепление умения подбирать фигуры по цвету и форме.

  1. Упражнения в раскрашивании предметов на интерактивной доске

Уч-ся надо:

— выбрать цвет, подходящий для раскрашивания предмета

— определить, на какую фигуру похож предмет

— определить 1 звук в названии предмета и написать соответствующую букву

III. ИТОГ

Правильно ли теперь выполнил задание наш друг Буратино? Он говорит вам спасибо за то, что вы научили его различать цвета и фигуры. Понравился ли вам урок? Какая игра была самая интересная? Устная комментированная оценка работы детей.

Эмоциональный настрой уч-ся на успешное занятие

Спец. кор. упр-я, направленные на развитие и коррек­цию работы органов артикуляции

Спец. кор. упр-я для развития мелкой моторики пальцев рук, элементы суджоктерапии.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнава­нии, введение слов, обозначающих цвет предмета в активный словарь.

Спец. кор. прием для коррекции зрительного восприятия, мышления (на основе операций сравнения, анализа, обобщения)

Спец. кор. прием для коррекции восприятия цвета

Спец. кор. прием, тре­бующий переноса способа обработки информации

Спец. кор. прием для коррекции целостного и зрительного восприятия, мышления (на основе операций сравнения, анализа, синтеза).

Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Спец. кор. упражнение с опорой на слуховой анализатор, коррекция памяти, мышления.

Спец. кор. упр-е с опорой на слуховой и зрительный анализатор. Обогащение словаря.

Спец. кор. приём для коррекции восприятия формы

Спец. кор. прием для коррекции целостного и зрительного восприятия, мышления (на основе операций сравнения, анализа, синтеза).

Спец. кор. прием для коррекции восприятия формы, мышления (на основе операций исключения, обобщения).

Упр-е с опорой на 2 анализатора (зри-тельный, тактильный). Коррекция воспри-ятия, внимания, мышления. Дифферен-цированный подход

Спец. кор. прием, тре­бующий переноса способа обработки информации

Межпредметная связь.

Работа уч-ся поощряет­ся, стимулируется активная работа на уроке.

ГKС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа № 22 VIII вида

План-конспект

открытого занятия дефектолога

по предмету «Развитие психомоторики

и сенсорных процессов»

Тема: «Различение предметов

по цвету, форме и размерам»

Учитель высшей

квалификационной категории

Аксененко Светлана Викторовна

2012-2013 учебный год

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here