Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Устаревшие слова.
Цель: Познакомить с устаревшими словами; дать понятия «историзмы», «архаизмы»; учить находить их в художественной литературе; формировать умение работать со словарями, воспитывать нравственные качества, целеустремленность, трудолюбие, бережливость; развивать интерес к предмету, творческую самостоятельность, орфографическую зоркость, умение анализировать и обобщать.
Тип: Изучение нового материала.
Методы: мотивационный, частично-поисковый, практический, демонстрационный, метод самостоятельной работы.
Формы: фронтальная работа, в парах, в группах, индивидуальная работа, коллективная.
Оборудование: словари, карточки для индивидуальной работы, иллюстрация «Русская изба», выписка из «Словаря устаревших слов», музыка к релаксации.
Ход урока.
-
Организационный этап.
-
Речевка.
-
Настрой и мотивация.
Садитесь, ребята. Мне очень приятно вас видеть. Сегодня солнечный день, который принесет нам много нового и интересного. А этот урок пусть принесет нам радость познания и наполнит наши сердца благородными чувствами.
-
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы познакомимся с вами с новыми понятиями; узнаем об устаревших словах и их употреблении в речи; продолжим работу с толковыми словарями; окунемся в историю русского языка и будем пополнять свой словарный запас.
-
Актуализация знаний.
-
Сейчас мы с вами проведем игру «Что можно узнать по окончанию?», которая поможет нам дать характеристику некоторым частям речи. Внимательно посмотрите на окончания и дайте характеристику слов, спрятанных за масками. 1 ряд работает с окончанием –ая; 2 – ут; 3 – ам. Работа в группе. Спикер дает полный ответ и открывает маску, тем самым проверяя правильность своего ответа.
-
На очереди у нас «Быстрый диктант». Он поможет вам в тренировке памяти и повысит вашу орфографическую зоркость. Я зачитываю предложение один раз. Вы его записываете в тетради, объясняете орфограммы и знаки препинания.
Не спеши языком, торопись делом.
Одна голова хорошо, а две — лучше.
-
Интеллектуальная разминка в парах. Это задание поможет вам вспомнить единицы речи и показать вашу сплоченную работу в парах. Задание предлагаю в двух вариантах. Все задания взаимосвязаны. Работая в парах можно и нужно помогать друг другу.
-
1 вариант
2 вариант
Запишите имя существительное.
Образуйте от данного существительного имя прилагательное.
Составьте словосочетание с данным прилагательным.
Составьте предложение с данным словосочетанием
Н-р: яблоко, яблочный, яблочный сок. Мама купила в магазине яблочный сок.
-
Повторение раннее изученного.
-
Программированный опрос. (см. карточку)
Мы общаемся друг с другом, стараясь показать правильность, грамотность нашей речи, передать как можно точнее наши добрые мысли. Вот и сейчас вашему вниманию дана карточка №1 «Программированный опрос», в которой даны утверждения, а вот верны они или нет решать вам.
Взаимопроверка в парах.
-
Работа в группах. Выполнение упражнения по учебнику.
А сейчас мы поработаем в группах и повторим знаки препинания при оформлении прямой речи на письме. Выборочная проверка с объяснением.
-
Динамическая пауза.
Во время нее вы можете свободно передвигаться по классу. Но при этом выполняете задание. Находите цветные круги и составляете из букв, данных на них, слова. (Архаизмы, историзмы)
-
Изучение нового материала.
-
Я предлагаю вашему вниманию статью из толкового словаря. Что такое архаизмы? Историзмы? Что вы заметили? Почему они ушли из нашей речи и если встречаются, то только в художественных произведениях?
-
Давайте посмотрим как это происходит. У вас на столах карточки №2 «Найди пару!» (смотреть карточку).
Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вам не понятны? Челядь. Кто из вас знает, что обозначает это слово? Даю справку.
Прочитайте слова второго столбика. Чем они отличаются от слов первого столбика? (Устаревшие и современные).
Вам необходимо подобрать к каждому слову первого столбика синоним из предложенного ряда слов второго столбика и соединить их линией. Самостоятельная работа. Проверка у доски. Назовите лишние слова. С какими словами их можно было сгруппировать и почему?
-
Из истории крестьянской избы.
На Руси люди жили в крестьянских избах. Как она выглядела вы можете посмотреть на иллюстрации и прочитать информационную статью в карточке №3 (смотреть карточку). Во время чтения статьи помечайте архаизмы. Чтение статьи вслух. Проверка нахождения устаревших слов.
-
Индивидуальная работа с толковым словарем. У вас на столах лежит карточка №4 (смотреть карточку). Это выписка из толкового словаря. Первый вариант находит значение слов «прялка», «рядно». Второй – «люлька», «лучина». Слова и их лексическое значение запишите в тетрадь. Зачитывают ответы.
-
Оздоровительная минутка.
Прочитайте пары слов. Это синонимы. Сейчас я буду называть действие, которое вы должны выполнить. Но использовать я буду в своей речи архаизмы.
-
Покачайте главой влево, вправо.
-
Прикоснитесь десницей к челу.
-
Шуйцей прикоснитесь к ланите.
-
Вытяните выю.
-
Поднесите перст к устам.
-
Закрепление изученного.
-
Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живет в течении нескольких столетий, но живет с разными значениями. Например слово «баян». Что оно означает в нашем языке? Посмотрите какие еще значения имело это слово.
-
Мой дедушка хорошо играет на баяне.
-
Крейсер «Баян» вышел в открытое море.
-
Бояре слушают прекрасные песни Баяна.
Составьте предложения, используя все три значения. Разберите его по членам предложения.
-
Итак, мы узнали, что слова могут устаревать, уходить из употребления. Но они остаются жить в книгах прошлых лет, чтобы показать нам жизнь того времени. И мы должны знать и уметь определять их значение. С этой целью создаются учеными словари, в которых толкуются все слова, существующие до нашего времени. Посмотрите, какими словарями я рекомендую вам пользоваться при изучении русского языка (выставка словарей).
-
Работа по вариантам. Назовите пары синонимов, антонимов. А теперь попробуйте объяснить лексическое значение слова «челка».
-
Работа по учебнику. Упр. 772. Нахождение устаревших слов. Виды транспорта.
-
Работа с фразеологизмами.
Существуют такие устаревшие слова, которые можно встретить и в устойчивых выражениях – фразеологизмах. Определите их значение и найдите синонимы.
-
Релаксация. Упражнение расслабление «Цвет тишины».
А сейчас сядьте поудобнее и смотрите на экран. Увидев голубизну моря, представьте обширное пространство, попробуйте в нем найти тихое место и – смотреть вдаль. Просто сядьте тихо и смотрите на эту голубизну. Вы почувствуете, что настроены с нею в лад. Молчание снизойдет на вас. Голубой – цвет тишины, постоянства. Это цвет покоя, отдыха, расслабления. Поэтому, когда вы действительно расслаблены, внутри вас вдруг ощущается голубое свечение. Это свечение тишины и счастья.
-
Рефлексия. Оценивание.
Наш урок подходит к концу. И сейчас я хочу проверить, что нового вы узнали на нем. Проведем «Графический диктант». Я читаю утверждение. Если оно истинное – квадрат, ложное – треугольник.
-
Лексика – это наука, которая изучает значение слов.
-
Устаревшие слова часто используются в нашей речи.
-
«Бить баклуши» — хорошо работать.
-
Архаизмы и историзмы – это синонимы.
-
Домашнее задание.
У вас на столах карточка №5. Используя словари, помощь родителей, определите по иллюстрациям устаревшие слова.
1 группа – составить с ними предложения.
2 группа – 3 предложения разобрать по членам предложения.
3 группа – составить связный текст из данных предложений.
Спасибо за урок.