Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18»
г. Калуги
Конспект урока русского языка по теме «Алфавит»
Класс: 2 класс
ОС «Школа 2100»
Автор: Новикова Елена Григорьевна
(учитель начальных классов)
2014 год
Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.
Цели урока.
Предметные:
-
способствовать прочному запоминанию последовательности букв в алфавите;
-
развитие умения правильно называть буквы;
-
развитие умения практического использования алфавита.
Регулятивные:
-
развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-
развитие умений строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения.
Коммуникативные:
создание условий для формирования коммуникативных универсальных действий (работать в паре, работать в группах, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения).
Познавательные:
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I.Фонетическая разминка |
— Назовите букву, которая обозначает звуки парные звукам [ф] — [ф,]. -Назовите букву, которая обозначает мягкий согласный звук в слове плитка. -Назовите букву безударного гласного, которую вы напишете в корне слова зима. -Назовите букву, которая обозначает гласные звуки в слове вата. Сколько их? -Какая буква обозначает твёрдый согласный в слове туча? -Какая буква пишется на конце слова жираф? В Л И А А Т Ф (карточки с буквами появляются на доске или на интерактивной доске) -А теперь разгадайте анаграмму.
| Дети называют нужные буквы и записывают их в тетрадях. |
II.Словарная работа.
| -Какое слово получилось? АЛФАВИТ -Давайте запишем его. Обозначим ударение и опасные места. -Что такое алфавит? -Придумайте предложение с этим словом (одно записать под диктовку) -Назовите синоним к слову алфавит.(азбука)
| Дети записывают слово. Предложение под диктовку, обозначают орфограммы. Один человек работает у доски с последующей самооценкой.
|
III. Определение темы урока. Целеполагание. | -Определите тему сегодняшнего урока. (Алфавит) -Тип урока. — Какие цели мы поставим перед собой? 1) Вспомнить алфавит. 2) Научиться пользоваться им. | Дети под руководством учителя определяют тему урока, его тип, ставят цели |
IV. Выдвижение версий.
| — Для чего нужно уметь пользоваться алфавитом? | Выслушиваются версии детей |
V. Поиск решения (открытие нового знания) | .-Давайте вспомним алфавит. (Используется ЦОР к учебнику «Русский язык» 1 класс авторов В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого. -Восстановите алфавит. Назовите буквы.
-Назовите букву, которая находится между буквами ф и ц. -Перед буквой с. -Назовите букву, которая стоит на 16-ом месте. -На 20-ом. | -Дети по очереди выходят к интерактивной доске и возвращают буквы на место, называя их.
|
VI.Первичное закрепление
| 1. Работа с учебником. а) упр. 144 (устно) б) упр. 145 (письменно) (расшифровать слово) Получилось слово букварь. -Какое отношение букварь имеет к азбуке. -Зашифруйте слово знания. в) упр. 146 (устно) 2. Работа в парах. -Положите перед собой листочки. Запишите слова в тетрадь в алфавитном порядке Слова: учитель, карандаш, ученик, тетрадь. Проверка. -Как вы расположили слова учитель и ученик? Почему? -Что же нужно делать, если первые буквы в словах одинаковые?
|
|
VII.Развитие умений, применение нового знания.
| Работа в группах. а) Деление на группы. -У каждого из вас есть карточка с буквой. Объединяться вы будете в группы с одинаковыми карточками. Но сначала отгадайте загадки. I группа. На прямую палочку справа села галочка, там поныне и сидит, буквой (к) на нас глядит.
II группа. Вот, посмотрите, кто такой? Загородив дорогу, стоит с протянутой рукой, согнув баранкой ногу. (Б) III группа. -Дрожу от страха до сих пор! — воскликнуло полено. — Похожа группа на топор. Разрубит непременно! (Р)
IV группа. Чтобы О не укатилась, крепко к столбику прибью: -Ой! Смотри-ка, что случилось?… Получилась буква (ю)
V группа. Что за буква светится старым ясным месяцем?(с)
-Разделились на группы. Давайте вспомним правила работы в группах. Задания: I группа. Расположить в алфавитном порядке имена членов группы. II группа. Расположить в алфавитном порядке фамилии членов группы. III группа. Помочь библиотекарю, расставив на полках книги следующих авторов: Толкиен, Тютчев, Толстой, Линдгрен, Заходер.
IV группа. Расположить в алфавитном порядке названия летних месяцев. V группа. Расположить в алфавитном порядке дни недели: вторник, среда, воскресенье.
| Выслушиваются мнения детей.
Выбранные или назначенные командиры групп представляют итог работы группы. Члены групп оценивают свою коллективную работу |
VIII. Итог урока.
| — Над какой темой мы сегодня работали? — Какие цели ставили? -Удалось ли вам достигнуть этих целей?
|
|
IX. Домашнее задание
|
|
|
Литература
-
Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева. Русский язык 1-2 классы. Методические рекомендации учителю. Москва «Баласс»2011
-
Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина. Русский язык. Учебник 2 класс. Москва «Баласс» 2012
-
Русский язык. 1 класс (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) ЦОР.