Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18»

г. Калуги

Конспект урока русского языка по теме «Алфавит»

Класс: 2 класс

ОС «Школа 2100»

Автор: Новикова Елена Григорьевна

(учитель начальных классов)

2014 год

Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.

Цели урока.

Предметные:

  • способствовать прочному запоминанию последовательности букв в алфавите;

  • развитие умения правильно называть буквы;

  • развитие умения практического использования алфавита.

Регулятивные:

  • развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  • развитие умений строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения.

Коммуникативные:

создание условий для формирования коммуникативных универсальных действий (работать в паре, работать в группах, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения).

Познавательные:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Фонетическая разминка

— Назовите букву, которая обозначает звуки парные звукам [ф] — [ф,].

-Назовите букву, которая обозначает мягкий согласный звук в слове плитка.

-Назовите букву безударного гласного, которую вы напишете в корне слова зима.

-Назовите букву, которая обозначает гласные звуки в слове вата. Сколько их?

-Какая буква обозначает твёрдый согласный в слове туча?

-Какая буква пишется на конце слова жираф?

В Л И А А Т Ф (карточки с буквами появляются на доске или на интерактивной доске)

-А теперь разгадайте анаграмму.

Дети называют нужные буквы и записывают их в тетрадях.

II.Словарная работа.

-Какое слово получилось?

АЛФАВИТ

-Давайте запишем его. Обозначим ударение и опасные места.

-Что такое алфавит?

-Придумайте предложение с этим словом (одно записать под диктовку)

-Назовите синоним к слову алфавит.(азбука)

Дети записывают слово. Предложение под диктовку, обозначают орфограммы. Один человек работает у доски с последующей самооценкой.

III. Определение темы урока. Целеполагание.

-Определите тему сегодняшнего урока. (Алфавит)

-Тип урока.

— Какие цели мы поставим перед собой?

1) Вспомнить алфавит.

2) Научиться пользоваться им.

Дети под руководством учителя определяют тему урока, его тип, ставят цели

IV. Выдвижение версий.

— Для чего нужно уметь пользоваться алфавитом?

Выслушиваются версии детей

V. Поиск решения (открытие нового знания)

.-Давайте вспомним алфавит. (Используется ЦОР к учебнику «Русский язык» 1 класс авторов В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого.

-Восстановите алфавит. Назовите буквы.

-Назовите букву, которая находится между буквами ф и ц.

-Перед буквой с.

-Назовите букву, которая стоит на 16-ом месте.

-На 20-ом.

-Дети по очереди выходят к интерактивной доске и

возвращают буквы на место, называя их.

VI.Первичное закрепление

1. Работа с учебником.

а) упр. 144 (устно)

б) упр. 145 (письменно) (расшифровать слово)

Получилось слово букварь.

-Какое отношение букварь имеет к азбуке.

-Зашифруйте слово знания.

в) упр. 146 (устно)

2. Работа в парах.

-Положите перед собой листочки. Запишите слова в тетрадь в алфавитном порядке

Слова: учитель, карандаш, ученик, тетрадь.

Проверка.

-Как вы расположили слова учитель и ученик? Почему?

-Что же нужно делать, если первые буквы в словах одинаковые?

  • Фронтальная работа

  • Самостоятельная работа (1 человек работает на доске)

  • Выслушиваются версии детей.

  • 1 ученик у доски.

VII.Развитие

умений,

применение

нового знания.

Работа в группах.

а) Деление на группы.

-У каждого из вас есть карточка с буквой. Объединяться вы будете в группы с одинаковыми карточками. Но сначала отгадайте загадки.

I группа.

На прямую палочку справа села галочка, там поныне и сидит, буквой (к) на нас глядит.

II группа.

Вот, посмотрите, кто такой? Загородив дорогу, стоит с протянутой рукой, согнув баранкой ногу. (Б)

III группа.

-Дрожу от страха до сих пор! — воскликнуло полено.

— Похожа группа на топор. Разрубит непременно! (Р)

IV группа.

Чтобы О не укатилась, крепко к столбику прибью:

-Ой! Смотри-ка, что случилось?… Получилась буква (ю)

V группа.

Что за буква светится старым ясным месяцем?(с)

-Разделились на группы. Давайте вспомним правила работы в группах.

Задания:

I группа. Расположить в алфавитном порядке имена членов группы.

II группа. Расположить в алфавитном порядке фамилии членов группы.

III группа. Помочь библиотекарю, расставив на полках книги следующих авторов: Толкиен, Тютчев, Толстой, Линдгрен, Заходер.

IV группа. Расположить в алфавитном порядке названия летних месяцев.

V группа. Расположить в алфавитном порядке дни недели: вторник, среда, воскресенье.

Выслушиваются мнения детей.

Выбранные или назначенные командиры групп

представляют итог работы группы.

Члены групп оценивают свою коллективную работу

VIII. Итог урока.

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Какие цели ставили?

-Удалось ли вам достигнуть этих целей?

IX. Домашнее задание

  • Повторить алфавит.

  • Зашифровать свои фамилию и имя.

  • Зашифровать фамилии и имена членов семьи, друзей, одноклассников (дополнительно)

Литература

  1. Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева. Русский язык 1-2 классы. Методические рекомендации учителю. Москва «Баласс»2011

  2. Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина. Русский язык. Учебник 2 класс. Москва «Баласс» 2012

  3. Русский язык. 1 класс (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) ЦОР.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here