Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Егоренкова Екатерина Александровна,

учитель начальных классов

Урок знаний, проведенный в 3 классе.

Тема: 1 сентября — День Знаний.

Цель: сделать незабываемым начало учебного года; помочь плавно перейти от летнего отдыха к учебе, используя игровую форму деятельности; познакомить учащихся с личностью Степана Титова и его сына Германа Титова; формировать и закреплять первоначальный интерес к учению и профессии учителя; воспитывать любовь и уважение к прошлым поколениям, к выдающимся личностям России.

Оборудование: магнитофон, кассета, плакат «1 сентября», шары, портреты Степана Титова и его сына Германа Титова; DVD диск с записями песен, с сюжетными картинками по теме: «Родина»: цветная бумага, ножницы, простой карандаш, наборное полотно со слогами.

Ход урока.

Звучит песня «Здравствуй новый учебный год»

Учитель: 1.Здравствуйте, ребята, родители, шефы! Я очень рада видеть вас! Вы обратили внимание, как светло в нашем классе! Это ваши улыбки освещают наш класс! И даже солнышко, заглядывая к нам в окошко, улыбается нам. И, глядя на вас, таких красивых, улыбающихся, я понимаю, что все вы рады видеть друг друга, что вы соскучились по нашей школе, по нашему классу, по мне, и даже по урокам!
Впереди новый учебный год, новые удачи, новые открытия! А сегодня все дети нашей страны и их родители отмечают праздник! День Знаний!

Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу.

Надеюсь, все трудности мы преодолеем с вами вместе. Будем учиться не только наукам, но и будем учиться дружить. Ведь главное — чтобы каждый из вас стал хорошим, добрым, надёжным человеком.

Думаю, что за время летних каникул вы не растеряли всех своих знаний. Сейчас я хочу предложить вам шуточное тестирование по различным школьным предметам:

I. Разминка: Отгадайте загадки.

1)Стоит дом, сотни ребят в нем.

Кто постоянно его посещает —

С годами знания приобретает.

(Школа)

В черном небе Заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?

(Мел)

Палочка волшебная есть у меня, друзья.

Палочкою этой могу построить я

Башню, дом, и самолет,

И огромный пароход!

(Карандаш)

Новый дом несут в руке,

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

(Портфель и учебники)

Кулик не велик, сотне ребят велит:

То сядь да учись, то встань, разойдись.

(Звонок)

Если ей работу дашь —

Зря трудился карандаш.

(Резинка)

Разноцветные страницы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой. (Краски и кисть)

Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

В классе я — помощник твой,

Будь же бережным со мной.

(Учебная книга)

По зеленому белым

Пишут то и дело.

Потрут тряпицей —

Чиста страница.

(Классная доска)

Есть, друзья, такая птица:

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мною вся семья.

(Пятерка)

— Назовите слова-отгадки, какие запомнили. Какой одной темой связаны эти слова?

2) – Еще раз мне скажите, какой сегодня день?

Ученик читает стих.

Учёба, здравствуй!

Школа, здравствуй!

Идём за знаньями в поход –

Сегодня праздник,

Школьный праздник –

Встречаем мы учебный год!

— С какими важными словами связан этот день? Прочитайте на плакате (хором читают 1 сентября – день знаний. Мир. Мама. Родина.)

— Как вы понимаете слово мир?

Мир – это чистое, безоблачное небо над головой, яркое солнце, улыбки родных, друзей. Смех, игры, когда не слышны звуки разрывающихся снарядов и выстрелов. Все это можно назвать одним коротким, но очень звучным словом – «Мир».

Мама, это самое первое слово, которое произносит ребенок. Скажите тихим голосом, ласково, как вы называете свою маму.

Лучше всех на свете – мамочка, и это самое дорогое слово. Маму нужно уважать, любить, беречь.

— Как вы понимаете слово Родина?

(Показываются слайды, и читается стихотворная строчка к каждому слайду)

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом,

В саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки береза – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной веселый двор.

В лужах первые кораблики

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

— Как называется наша Родина?

— Наша малая Родина – это наше село. В каком селе мы живем?

— Как называется наш район? (Павловский)
— Как называется наш край? (Алтайский)
— Как вы думаете, что значит любить Родину? (Выслушиваются мнения детей).

— Родина дорога каждому человеку. Ведь не зря человек, уезжая далеко от родных мест, часто вспоминает о них, тоскует.

Родные места, землю прославляют, прежде всего, люди. В России жили и живут замечательные люди, которыми мы с вами гордимся и стараемся быть на них похожими. В прошлом году я рассказывала вам о замечательном человеке, нашем земляке В. М Шукшине. Сегодня мы продолжим знакомиться со знаменитыми людьми нашего края.

— 2010 год был объявлен Президентом России годом учителя. Сколько помнят себя люди, был среди них учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого живущего на земле человека хотя бы чуточку побывала в его руках. Все светлое в жизни от учителя.

В нашем крае много заслуженных учителей, которыми мы гордимся. Степан Павлович Титов, чей портрет висит у нас доске – один из них. (Показываю)

В этом году 23 апреля ему бы исполнилось 100 лет. Степан Павлович был сельским учителем. За 30 лет в школе он освоил много специальностей: учил грамоте учеников начальных классов, преподавал литературу и русский язык, вел математику, ботанику, черчение, немецкий язык. Степан Павлович был талантливым музыкантом, играл почти на всех музыкальных инструментах. Его скрипка пела в тесном классе сельской школы, на вечере молодежи и на концерте в сельском клубе, доставляя радость односельчанам, украшая их жизнь.

В жизни и педагогической деятельности Степана Павловича Титова большое место занимала книга. Он приобщился к чтению благодаря своему первому учителю — Адриану Митрофановичу Топорову. В школе коммуны «Майское утро», где учился Титов, была заведена традиция «громких чтений» и обсуждения прочитанного. «Увлекательно было слушать зимними вечерами читки для взрослых, когда пьесы Мольера и Шекспира открывали мир больших мыслей и страстей», — вспоминал Титов.

— Еще одна фотография висит у нас на доске. Как вы думаете, кто это?

— Это Герман Степанович Титов, сын Степана Титова. А почему он в скафандре?

Герман Степанович Титов — летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, кандидат военных наук.

6-7 августа 1961 года наш земляк Герман Титов совершил второй в мире космический полет, который продолжался 25 часов 11 минут. Второй космонавт мира сделал первые фотоснимки Земли, впервые пообедал и поужинал в невесомости, и, главное, сумел поспать в космосе, что было одним из важнейших экспериментов. Герман Титов так говорил об отце: «Отец и в детские годы, и теперь остался авторитетным и любимым человеком. Сын крестьянина-бедняка, он в годы советской власти стал педагогом. Преподавал русский язык и литературу, неплохо рисовал, любил музыку, играл на скрипке. Мне кажется, по сей день: всё, что есть лучшего во мне, — от отца».

Любовь к искусству, к жизни, чувство прекрасного и умение видеть красоту окружающего мира Степан Павлович Титов привил не только своим родным детям, но и ученикам. Величие этого человека в том, что он воплощает лучшие черты сельского учителя.

Уважаемые родители, кто может поделиться своими воспоминаниями о своих учителях. (Рассказываю о своей первой учительнице).

Оздоровительная минутка. Игра “Вот так”.

— Как живёшь? (Дети показывают и говорят: Вот так!)
— Как идёшь?
— А бежишь?
— Как берёшь?
— А даёшь?
— Как шалишь? (Щеки надуть и хлопнуть.)
— А за партой как сидишь?

II. Развитие речи:

Продолжим тестирование по школьным предметам.

Предлагаю вам игру «Что это? Кто это?». Сейчас я буду загадывать вам предметы, которые можно встретить в лесу. Попробуйте отгадать их.

Маленький, колючий… (ежик).

Высокая, смолистая… (сосна).

Рыжая, подвижная… (белка).

Крошечный, трудолюбивый… (муравей).

Старый, трухлявый… (пень).

Просторная, солнечная… (поляна).

Чистый, журчащий … (ручей, родник).

Могучий, раскидистый… (дуб).

Длинноухий, трусливый… (заяц).

Легкокрылая, порхающая… (бабочка).

III. Русский язык:

Соберите «рассыпавшиеся» буквы в таком порядке, чтобы получились слова. Найдите «лишнее» слово, объясните, почему оно «лишнее».

БАСОКА

РОКОВА

РИКУЦА

ШКАКО

Ответы: Собака, корова, курица, кошка. «Лишнее» слово — курица, так как является птицей, собака – все слова начинаются на букву «к».

IV Чтение

-Узнайте сказочных героев и вспомните, из каких они сказок.

* Отварили дверь козлята,
И пропали все куда-то. (“Волк и семеро козлят”

Я желаю от души
Вам здоровья, малыши.
Чтоб прививок не боялись
Ежедневно закалялись,
Чтоб не мучил вас бронхит
Добрый доктор ….. (Айболит)

  • Я желаю вам в подарок получить
    Огромный торт, шоколад и печенье,
    Мармелад и варенье,
    Становиться толще, выше
    Жду от вас ответ на крыше. (Карлсон)

  • Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.
    Очень вкусная вода в ямке из копытца. (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

  •  Перед волком он дрожал,
    От медведя убежал,
    Но лисице на зубок все ж попался…(“Колобок”)

  • Вымолвил словечко – покатилась печка.
    Прямо из деревни к царю, да царевне,
    И за что – не знаю – повезло лентяю. (“По-Щучьему велению”)

  • А дорога далека,
    И корзина не легка,
    Сесть бы на пенек,
    Съесть бы пирожок. (“Маша и Медведь”)

  • Я хочу вам пожелать
    Лишь пятерки получать
    Книжки добрые любить
    С математикой дружить.
    От лица Пьеро, Мальвины
    Ваш дружище … (Буратино)

Молодцы! Знаете сказки и их героев. А какой бывает конец в сказках? (Счастливый.)

А почему? (Добро побеждает зло).

Каким жестом обычно закрепляют союз дружбы? (Рукопожатием.)

— Посмотрите, на ваших партах лежат: цветная бумага, ножницы и карандаш. С помощью этих предметов, мы сделаем букет «Дружные ручки».

Дети обводят свои ладошки на обратной стороне бумаги, вырезают по контуру. Заготовки связываются одной ниткой.

V. Итог.

— Посмотрите, какой оригинальный букет у нас получился, все это, потому что, мы работали слаженно, дружно.

— Наш первый урок подошел к концу. Со всеми тестами мы справились и узнали много нового. С кем мы сегодня познакомились на уроке?

— Чем занимался С. П. Титов?

— Что знаете о его сыне?

— Вы молодцы, я вижу, что все готовы к новому учебному году. Успехов и удач вам в Стране Знаний!

(Звучит песня «Наша школа».)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here