Мещерякова Татьяна Владимировна 5 класс
«Виды транспортных средств».
Цель урока: познакомить учащихся с основными видами транспортных средств и их назначением.
Задачи:
Образовательная: Выявить, расширить, закрепить представления и знания учащихся о видах транспортных средств, условиями их использования и значением в жизни людей.
Воспитательная: подготовить учащихся к самостоятельной жизни, воспитывать культуру общения и познавательный интерес к предмету.
Коррекционная: развитие способности к обобщению и классификации, коррекция и развитие речевой и зрительной деятельности, умение планировать свою деятельность.
Оборудование: карточки с названием видов транспортных средств, дидактический материал, сигнальные карточки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Введение в новую тему.
— Чтобы узнать тему урока вам необходимо отгадать кроссворд (задание 1 в рабочей тетради).
(Приложение 1)
(Когда слово отгадали и записали, на доску магнитом крепится картинка с изображением данного вида транспорта.)
|
|
|
|
|
|
| 1. |
|
|
|
|
|
| |
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Спозаранку за окошком 5. Что за чудо — синий дом,
Стук и звон и кутерьма. Окна светлые кругом,
По прямым стальным дорожкам Носит обувь из резины,
Ходят красные дома. А питается бензином.
(Трамвай) (Автобус)
2. Словно рубанок землю строгаю, 6. Я зашел в зеленый дом,
Делать дороги я помогаю. Больше суток пробыл в нем.
Где новостройки — всюду вниманье Оказался этот дом
Славной машине В дальнем городе другом.
(Бульдозер) (Поезд)
3. С трудным названьем. 7. Летит птица-небылица,
Плывет белый гусь — А внутри народ сидит,
Брюхо деревянное, Меж собою говорит.
Крыло полотняное. (Самолет)
(Яхта)
4. Для этого коня еда — 8. Я в любое время года
Бензин, масло и вода. И в любую непогоду
На лугу он не пасется, Очень быстро в час любой
По дороге он несется. Провезу вас под землей.
(Машина) (Метро)
9. Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(Мотоцикл)
3. Сообщение темы урока учителем.
— Посмотрите на доску? Что изображено на картинках.
— Ответы детей.
— Все, что вы назвали, можно выразить одни словом. Каким?
— Ответы детей.
— Прочитайте слово в выделенном столбике.
— Транспорт.
— Сегодня мы с вами познакомимся с видами транспортных средств и их назначением.
— Итак, тема нашего урока «Виды транспортных средств». Запишите число в своей рабочей тетради.
4. Изучение нового материала. Понятие о видах транспортных средств.
— Весь транспорт можно разделить на виды. Какие виды транспорта вы знаете?
— Ответы детей.
— Транспорт можно разделить на виды – по способу передвижения – по земле, воде, воздуху. (На доске прикрепить карточки с названиями видов транспортных средств (наземный, подземный, воздушный, водный) и попросить учащихся поместить под каждой из них карточки с соответствующими названиями транспортных средств, которые находятся у каждого на парте.)
— Также транспорт можно разделить на виды и по другому признаку — по назначению — пассажирский, грузовой специальный.
(На доске прикрепить карточки с названиями видов транспортных средств (пассажирский, грузовой специальный) и попросить учащихся поместить под каждой из них карточки с соответствующими названиями транспортных средств.)
5. Расширение и уточнение представлений учащихся о видах транспортных средств.
Дидактическая игра «Виды транспортных средств».
Учитель демонстрирует рисунок машины. Учащиеся специальной сигнальной карточкой определенного цвета показывают, где работает эта машина или какое ее назначение.
— Коричневый- земля
— белый — воздух
— синий — вода
— изображение человека — пассажирский
— мешок – грузовой
— «С» — специальный
Дидактическая игра «Назови слово».
Учитель называет какое- либо обобщающее слово (например — пассажирский транспорт), а учащиеся называют машины, которые относятся к данной группе. Игра проводится с помощью мяча: отвечает тот учащийся, которому бросили мяч.
6.Физминутка.
Выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения.
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке — пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит: У-у-у! И. Токмакова
5. Закрепление знаний по теме «Виды транспортных средств».
— Сейчас откройте свои рабочие тетради и выполните задание № 2, 3. (Приложение 1)
Задание 2. Заполни таблицу.
|
|
| Виды транспорта. |
| ||
| Наземный |
| Водный |
| Воздушный | Подземный |
1. 2. 3. 4 |
| 1. 2. 3. 4. |
|
| 1. 2. 3. | 1. |
Задание 3. Заполни таблицу «Виды городского транспорта».
|
| Виды городского транспорта. |
| |
| Пассажирский |
| Грузовой | Специальный |
1. 2. 3. 4. 5. |
| 1. 2. 3. |
| 1. 2. 3. |
После выполнения письменного задания выполняется пальчиковая гимнастика.
Мы с первым пальцем – малышком По ходу чтения стихотворения
В трамвайный парк пойдем пешком. по очереди загибать пальчики.
С другим — поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
А с третьим — сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвезти!
С четвертым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись-ка, пятый, в самолет,
С тобой отправимся в полет.
7. Подведение итогов.
— Что вы сегодня узнали на уроке?
— По каким признакам можно подразделить транспортные средства?
— Какие виды транспортных средств вы знаете?
Оценка знаний учащихся.
Литература.
1.Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Универсальное планирование. 2класс.Изд. 3-е переработанное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005,368с.
2.Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.5-9 классы: пособие для учителя.М.:Гуманитар.изд.центрВЛАДОС,2005.
3.Ковалько ВИ Школа физкультминуток (1-4 классы):Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников..- М.: ВАКО, 2005