Урок — социально-бытовой ориентировки, 5 класс для специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Тема: Семья, родственные отношения.
Цели деятельности учителя:
коррекционно-образовательная: ознакомить с понятиями: семья, генеалогия, генеалогическое дерево; научить составлять родословную своей семьи;
коррекционно-развивающая: развивать потребность узнавать историю своей семьи;
коррекционно-воспитательная: воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к членам своей семьи;
здоровьесберегающая: способность снятия физического утомления.
Тип урока: освоение нового материала.
Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, проблемное изложение, проблемное изложение, игры, логические задачи, наглядный.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Дидактическое обеспечение: шаблон «Генеалогическое древо».
Термины и понятия: семья, родословная, генеалогия.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Организация этапа, оборудование | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Организационный момент | Упражнение «Колечки».
Игра «Молчанка» | Организует выполнение упражнения для развития межполушарных связей. — Выполнение упражнение. Оно помогает настроится на урок. Звучит песня «Вместе весело шагать…» Проверяется готовность к уроку. | Повторяют за учителем движения.
Готовятся к уроку. |
2. | Целеполагание | Введение в тему. Кроссворд «Семья». | — Чтобы узнать тему урока, нужно отгадать кроссворд. -Какое ключевое слово получилось? (семья). Сегодня мы поговорим о семье. Запишите тему урока «Семья, родственные отношения». | Разгадывают кроссворд.
Записывают тему урока. |
3. | Освоение нового материала. | Работа по карточке «Родственные отношения» | — Все члены семьи связаны родственными отношениями и ведут общее хозяйство, то есть являются родственниками и называются они «близкие родственники». К близким родственникам относятся также бабушки и дедушки. — Есть еще понятие «Дальние родственники». Кто же относится к дальним родственником? (Дяди, тети, двоюродные братья, сестры, прабабушки, прадедушки).
| Выполняют работу в тетради. |
|
|
| Знакомство с терминами. — Напишите термины, обозначающие родственные отношения. |
|
|
| Конкурс «Кто я?». | Организуется конкурс. | Отвечают на вопросы. |
|
| Игра «Встаньте те, …» | — А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе, поиграем в игру «Встаньте те, …»: — у кого есть старший брат? — у кого есть младшая сестренка; — у кого бабушка и дедушка живут здесь в городе; — у кого дальние родственники живут в другом городе; — кого есть дяди или тети. — Вот, мы узнали про вас больше. И вы вспомнили своих близких и дальних родственников. | Выполняют указания учителя, отвечают на вопросы. |
|
| Работа по таблице «Мои родственники». | Организуется самостоятельная работа с таблицей. — Заполните таблицу «Мои родственники». | Заполняют таблицу. |
|
| Словарная работа. | — Запишите в тетрадь словарные слова и их значение. | Записывают в тетрадь. |
|
| Физкульминутка. | — Выполняют упражнение «Дерево» | Выполняют упражнение. |
|
| Составление генеалогического древа по шаблону. | — Чтобы более наглядно было видно всю родословную семью, то есть все поколения данной семьи, составляют генеалогическое древо семьи. — Дома вы попробуете составить генеалогическое древо своей семьи. Думаю, что ваши родители вам помогут. — Посмотрите, как оно должно выглядеть. Обычно на древе указывают фамилию, имя и отчество всех родственников, можно указать дату рождения. Составлять мы будем с вами упрощенное древо. | Рассматривают шаблон |
4. | Закрепление изученного материала. | Решение логических задач. | Организуется работа по решению задач. — Решите логические задачи. Стихотворение «Семья». | Записывают ответы. Рассуждают. |
5. | Итог урока. | Рефлексия деятельности. |
| Выставляют оценки и взаимооценки. |
Материал к уроку
Упражнение «Колечки» (для развития межполушарных связей):
— поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний и т.д., вначале выполняется каждой рукой отдельно, затем двумя сразу – 20 раз.
Кроссворд «Семья»
1.Всякий мужчина отцу и матери. (сын)
2.Родственник внука, внучки, по любой линии родства. (дедушка)
3.Женщина-родитель по отношению к ребенку. (мать)
4.Всякая женщина отцу и матери. (дочь).
5.Местоимение первого лица единственного числа. (я)
1.с ы н
2.д е д у ш к а
3.м а т ь
4.д о ч ь
5.я
Карточка «Родственные отношения»
Лицо женского рода по отношению к своим родителям ______________. (дочь)
Мать отца или матери ___________________________________________. (бабушка)
Отец матери или отца __________________________________________. (дедушка)
Брат отца или матери____________________________________________. (дядя)
Сестра отца или матери__________________________________________. (тетя)
Сыновья одних родителей________________________________________. (братья)
Дочери одних родителей_________________________________________. (сестры)
Конкурс «Кто я?»
1.Мамина мама для вашего папы. (теща)
2.Мамин папа для вашего папы. (тесть)
3.Папин папа для вашей мамы. (свекор)
4.Брат вашего папы или вашей мамы для вас. (дядя)
5.Папина мама для вашей мамы. (свекровь)
6.Сестра вашего папы или вашей мамы для вас. (тетя)
Мои родственники
Ф.И.О. | |
1 | 2 |
|
|
|
|
|
|
Словарная работа
Семья – это совокупность близких родственников, живущих вмести; родители с детьми. Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью.
Семья – это людей, которые живут вместе и ведут общее хозяйство.
Генеалогия (греч.) – наука о родословной, о родословии. Поколенная роспись лишь одного рода, родословная.
Генеалогический – значит родословный.
Физкультминутка «Дерево»
И.п.: основная стойка, руки вдоль туловища.
— Покажите, какая большая ваша семья. (руки в сторону)
— Если мы будем составлять родословное древо, какой оно будет высоты? (руки вверх)
— Покажите, а какими вы были маленькими. (присесть)
— Какие вы сейчас? (встать)
— Как любит вас мама? (гладят себя по щечкам)
— А бабушка? (гладят себя по голове)
— А как вы любите своих родных? (обнимают себя).
Шаблон «Генеалогическое древо»
Логические задачи
-
Иван Петрович – отец Нины Ивановны, а Толя – сын Нины Ивановны. Кем Толя приходится Ивану Петровичу?______________ (внук)
-
В семье несколько детей. Один ребенок говорит, что у него есть один брат и одна сестра, а другой говорит, что у него нет ни одной сестры. Сколько детей в семье? ______ (трое). Сколько в семье мальчиков и девочек? _______________(одна девочка и двое мальчиков).
-
Шли мать с дочкой, да мать с дочкой, да бабушка с внучкой. Много ли всех? ___________ (три человека: бабушка, мама, дочь).
Стихотворение
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили всегда:
Какая хорошая Ваша семья!